читайте также
Представьте, что вы откликнулись на вакансию. Ваше резюме понравилось работодателю, и вас пригласили на собеседование. А потом на следующее и, возможно, даже на несколько. Кажется, что вы уже на финишной прямой и вам вот-вот предложат работу. Но тут появляется еще одно препятствие на пути к новой должности: нужно выполнить тестовое задание.
В последнее время стало нормой привлекать кандидатов к работе над реальными проектами или просить их иным образом продемонстрировать, что они умеют и как выполняют работу. Это помогает компании определить, впишется ли новый сотрудник в культуру компании и сработается ли с другими членами команды, а также позволяет объективно оценить его навыки. К тому же это более честный подход по отношению к кандидатам с не особо впечатляющим резюме и тем, кто не слишком хорошо показал себя на собеседовании.
Конечная цель — снизить риски при подборе персонала. Текучесть кадров отнимает у компании много времени и денег и снижает производительность команд. Никто не хочет нанять человека, который хорош только в собеседованиях, а не в работе.
В чем тут подвох для кандидата? Часто его работа над пробным проектом не оплачивается или оплачивается минимально, но при этом может отнять много времени. Кроме того, кандидатов просят безвозмездно и без гарантии получения должности передать право интеллектуальной собственности на результат их работы во время тестового задания.
Многие соискатели с подозрением, тревогой и даже недовольством относятся к просьбе выполнить тестовое задание. Им такой подход кажется однобоким и несправедливым. Некоторые считают пробные проекты формой эксплуатации и беспокоятся, не продолжится ли она, если их примут на работу в эту компанию. Неоплачиваемая работа — это плохой знак. Кто-то жалуется, что предложенное тестовое задание не соответствовало будущей должности. Другие опасаются, что потенциальный работодатель попросту присвоит лучшие идеи. Бывали случаи, когда человек проходил длительные испытания и не получал никакой обратной связи от работодателя (порой коммуникация вообще прекращалась).
Однако во многих отраслях тестовое задание — норма, и, если вам действительно нравится должность, отказать трудно. Следует лишь помнить, в каких случаях это приемлемо. Вот что нужно учесть.
Сколько времени отнимет тестовое задание? Если на выполнение задания нужно не более двух часов, это вполне уместно. Если больше — это уже можно рассматривать как неоплачиваемые услуги. Другие кандидаты, возможно, потратят на задание больше времени, поэтому обязательно скажите потенциальному работодателю, сколько времени потребовалось вам. Если вы справились за один час, а другие кандидаты — за десять, работодатель будет впечатлен скоростью вашей работы. «Мне нравятся такие испытания. Прежде всего я стремлюсь показать свои методы работы, а не достичь идеального исполнения. Именно в таких случаях мои результаты оценивали выше», — рассказывает стратег по пользовательскому опыту в Dell Алексис Краус.
Будут ли результаты работы использоваться? Тестовое задание должно быть «холостым»: предложить новый проект, отредактировать документ, который не будет опубликован, и т. д. Если это работа над реальным проектом компании и ее результаты будут использоваться, она должна оплачиваться.
Правильным подходом со стороны работодателя было бы попросить кандидатов продемонстрировать один из своих прошлых проектов. Если вам предлагают выполнить для компании реальную работу без оплаты, в ответ вы можете предоставить свой прошлый аналогичный проект.
Будет ли работа оплачиваться? Один из доводов против тестовых заданий — только «избранные», уже решившие все свои финансовые вопросы люди могут позволить себе работать бесплатно. В условиях гигономики многие специалисты зарабатывают на краткосрочных проектах, и никого нельзя лишать такого заработка. Я крайне редко нанимаю людей, которые никогда не работали вне штата, и всегда оплачиваю тестовые задания. Попросите оплатить тестовое задание как работу внештатного сотрудника, договорившись о стоимости часа работы и временных затратах. Проявите свой интерес к проекту, чтобы в компании с доверием отнеслись к вашему предложению.
Научитесь ли вы чему-нибудь новому? Для большинства соискателей тестовые задания — это стресс, так как они видят в них лишь необходимость хорошо показать себя. Но не забывайте: это еще и возможность узнать больше о работодателе. Если вам не нравится то, что вас просят сделать, или то, как вас просят, подумайте еще раз. Предъявленные на тестовом задании требования — показатель того, с чем вам предстоит столкнуться, если вы получите работу, и глупо оставлять это без внимания. Но если предложенный проект увлечет вас, возможно, в нем действительно стоит принять участие и он позволит вам многому научиться.
Идеальное тестовое задание — это как быстрое свидание, ведь любое свидание, даже самое короткое, должно учитывать интересы обеих сторон. Вопрос не только в том, захотят ли вас пригласить, но и в том, захотите ли вы того же. С помощью пробного задания компания может многое о вас узнать. Но и вам нужно постараться узнать как можно больше. По окончании такой обоюдной проверки вы будете ясно понимать, хотите ли вы работать в этой компании. Мэгс Фалтон занимается разработкой продуктов в компании Automattic, где тестовые задания — обычная практика. Она говорит, что ее приятно удивило, насколько свободно коллеги делились с ней информацией и давали обратную связь в процессе прохождения тестового задания. Она также рассказала кое-что о принятой в компании культуре взаимодействия: «У меня был доступ к проектам других команд, и я могла ознакомиться с ними и понять, как взаимодействуют команды друг с другом. Обычно такие вещи можно узнать, только поработав в компании».
Подведем итог: вы должны знать свои границы, но при этом проявлять гибкость. Легко отказаться от пробного задания, если вам не очень-то интересна работа. Но если она интересна вам, попробовать стоит. По полной используйте возможности, которые дает тестовое задание. Это шанс проявить себя с лучшей стороны, особенно если ваше резюме в чем-то не соответствует требованиям. Если же вы чувствуете, что вам не хватает энтузиазма на то, чтобы выложиться на все сто, откажитесь: скорее всего, эта должность или эта компания не для вас.
Об авторе. Уитни Джонсон (Whitney Johnson) — коуч для руководителей. Входит в рейтинг самых влиятельных экспертов в области менеджмента Thinkers50. Автор нескольких книг, в том числе Build an A-Team и Disrupt Yourself.