читайте также
Согласно статистическим данным, в 2018 году около 35% населения США имело высшее образование. Несмотря на то что это самый высокий процент в истории страны, диплом необязательно означает наличие у выпускников необходимых для работы навыков.
Высшее образование не поспевает за темпом изменений на рынке труда. Одних студентов готовят к профессиям, которых уже не существует, а другим не хватает подготовки для той работы, которую они хотят получить. Несоответствие уровня квалификации становится все более распространенной и серьезной проблемой.
Ситуацию усугубляет еще и автоматизация рабочих задач. По мере того, как машины будут брать на себя рутинные задачи и ручной труд, недавние выпускники уже в начале своего профессионального пути должны будут выполнять более квалифицированную работу. С одной стороны, такое положение дел соответствует растущему запросу на автономность и ответственность за свой карьерный путь уже на самом раннем этапе. Вместе с тем вчерашним студентам придется соответствовать внешним запросам: все больше работодателей требует от сотрудников исключительных «мягких навыков» — способностей эффективно взаимодействовать с другими (в письменной и устной форме).
Есть и положительная сторона: современные выпускники достаточно квалифицированные, чтобы самостоятельно устранить пробел в уровне подготовки. Да, сегодняшние работники в возрасте до 30 лет считаются наиболее требовательными и характеризуются высоким уровнем тревожности. Однако они также более любопытны, склонны к самостоятельности и саморазвитию, предпочитают работать на результат. Они осознают, что в ходе своей карьеры будут вынуждены сменить множество ролей, сфер деятельности, компаний разного размера, и поэтому всегда готовы идти вперед.
Этот сегмент сотрудников проблему нехватки компетенции решает с помощью поэтапного формирования навыков по мере необходимости. У современных выпускников уже есть достойная база в виде законченного высшего образования, поэтому развитие новых навыков необязательно должно представлять собой долгое и трудное получение дополнительных квалификаций, часто уже неактуальных и нецелесообразных. Вместо этого новая рабочая сила использует практически бесконечные онлайн-ресурсы и технологии, помогающие найти нужный контент.
Переквалификация и постоянное приобретение новых навыков в течение карьерного пути крайне важны при горизонтальном (и вертикальном) росте; их роль многократно возрастает для новых поколений выпускников, чтобы подготовиться к работе будущего.
Какие же шаги необходимо предпринять современным выпускникам? Для начала подумайте, какие навыки у вас есть сейчас и какую работу вы хотите иметь через полтора года. Затем выполните следующие действия:
Определите свои ключевые мягкие навыки (навыки влияния). Это поможет выявить пробелы и поставить учебные цели. К этой группе относятся критическое мышление, навыки решения задач, коммуникационные способности и умение самостоятельно и активно обучаться. Активное обучение — наиболее важный навык, поскольку предполагает некоторый уровень любопытства и мотивации к непрерывному освоению нового.
Подумайте над своими ключевыми техническими умениями, которые останутся востребованными, например, цифровая грамотность, data science, аналитика данных. Развивайте их.
Сконцентрируйтесь на компетенциях, которые будут нужны всегда вне зависимости от сферы вашей деятельности. Например, навыки анализа данных, которые вы приобрели на позиции маркетолога, могут оказаться весьма ценными в сфере интернет-продаж или разработки продукта.
Ведите личный список всего, что вы освоили или планируете освоить. Так вам будет проще рассказать о своих навыках на собеседовании и на рабочем месте.
Ищите и подбирайте новые возможности для обучения и старайтесь применять полученные навыки. Сегодня существует множество бесплатных и недорогих ресурсов. Используйте технологии. Авторы статьи работают в компаниях, связанных с разработкой технологий для обучения: Келли — исполнительный директор по вопросам обучения и управления кадрами в компании Degreed, позволяющей находить и отслеживать возможности и потребности в дополнительной подготовке, а Марк является исполнительным директором и сооснователем компании Filtered (платформы для подбора персонализированного учебного контента). С помощью Twitter Lists можно искать потоки тематических материалов, а на YouTube — огромное количество интервью и семинаров. Какую бы технологию вы ни использовали в своих целях, ваша задача не упускать возможности грамотно применять полученные знания. Например, посмотрев ролик о публичных выступлениях, вы можете опробовать свои наработки на ближайшем собрании. Просто знаний недостаточно, необходимо умение их использовать.
Будьте готовы к принятию решений с первого дня работы. Практикуйте самостоятельность как в работе, так и в обучении. Возможно, вам повезет, и вам будет помогать менеджер или наставник, но за вашу карьеру можете нести ответственность только вы.
А что можно сказать о тех, кто еще не определился с вузом? Идея высшего образования для всех в США, обещания бывшего британского премьер-министра Тони Блэра, что по меньшей мере половина молодежи будет учиться и аналогичные установки в других странах глубоко укоренились в общественном сознании. Однако далеко не всем может быть необходимо высшее образование, особенно если учесть студенческие кредиты. Зачастую стажировки на рабочем месте могут предложить все преимущества обучения в вузе без необходимости брать займы на образование; многие корпорации предлагают такие варианты, например, Amazon. Неплохая альтернатива — начать работу в компании на начальной позиции, параллельно самостоятельно обучаться онлайн (например, используя MOOC). И последний вариант — поступить в вуз и стараться получить как можно больше практики на оплачиваемой работе.
Многие компании предлагают возможности для образования и переквалификации и считают это своим конкурентным преимуществом. Современные выпускники выбирают работу в том числе и с учетом предлагаемых возможностей для обучения и развития. Несмотря на то что большая часть ответственности за эти сферы жизни лежит на самих выпускниках, прогрессивные работодатели должны учитывать следующее:
Имейте в виду, что некоторые работодатели стараются заполучить студентов еще с университетской скамьи и предлагают им направления для развития, обучения и роста. Это серьезная конкуренция.
Не старайтесь контролировать обучение, лучше создавайте располагающую к нему атмосферу. Предлагайте новым сотрудникам широкий выбор качественных образовательных ресурсов, а в дополнение к ним — технологии для оценки навыков, рекомендательные сервисы, сервисы для постановки и отслеживания учебных целей. В наше время все эти инструменты должны быть интегрированы в рабочий процесс и сферу деятельности HR-отдела.
Стимулируйте сотрудников учиться у коллег. Им вовсе необязательно ждать семинара или лекции, чтобы узнавать что-то новое. Мотивируйте команду черпать знания друг у друга. Если вы знаете, что кто-то из команды — гуру визуализации данных или работы с таблицами, попросите его поделиться опытом с другими.
Нанимайте и поддерживайте тех, кто любопытен и активно учится; поощряйте эти качества в своих сотрудниках. На собеседованиях спрашивайте у кандидатов, что они узнали за последнюю неделю или последний месяц. Так вы сможете оценить, насколько они любознательны.
Убедитесь в том, что менеджеры поддерживают развитие своих подчиненных. Создавайте среду, в которой каждому сотруднику будет комфортно учиться в процессе работы. Помогите им выработать привычку каждую неделю уделять время освоению чего-то нового (ведь даже 30 минут в день могут многое изменить). Попросите руководителей стимулировать обучение, например, с помощью рекомендаций тематических книг, статей или подкастов.
Признайте, что переквалификация или повышение квалификации гораздо важнее процесса найма. Исследования показывают, что затраты на переквалификацию сотрудников значительно ниже затрат на поиск и наем новых сотрудников. Экономически для бизнеса первое выгоднее второго.
Подготовка вчерашних студентов к работе — трудная, но решаемая задача. Чтобы построить успешную карьеру, выпускникам необходимо грамотно применять технологии, использовать различные методы и менять собственное мышление. А работодателям в этой ситуации остается оказать деятельную поддержку — в интересах развития кадров и повышения финансового результата.
Об авторах
Марк Зао-Сандерс (Marc Zao-Sanders) — CEO и сооснователь образовательной технологической компании Filtered, использующей ИИ для повышения производительности путем развития навыков и обучения.
Келли Палмер (Kelly Palmer) — исполнительный директор по вопросам обучения и управления кадрами в компании Degreed и соавтор книги The Expertise Economy: How the Smartest Companies Use Learning to Engage, Compete, and Succeed.