Почему вам снова пора учиться | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему вам снова
пора учиться

Как освоить недостающие компетенции, если вузы их не предлагают

Авторы: Марк Зао-Сандерс , Келли Палмер

Почему вам снова пора учиться
ALMA HASER/GETTY IMAGES

читайте также

Искусственный интеллект для реальной жизни

Дейвенпорт Томас,  Ронанки Раджив

«Не рассказывайте нам, что делать»: три стратегии для внедрения новых технологий в вашей компании

Джанмарио Верона,  Констанс Хелфат,  Кристиан Стадлер

«Нас ждет революция в сфере занятости»

Юлия Фуколова

Откуда берутся настоящие лидеры

Абрахам Залезник

Согласно статистическим данным, в 2018 году около 35% населения США имело высшее образование. Несмотря на то что это самый высокий процент в истории страны, диплом необязательно означает наличие у выпускников необходимых для работы навыков.

Высшее образование не поспевает за темпом изменений на рынке труда. Одних студентов готовят к профессиям, которых уже не существует, а другим не хватает подготовки для той работы, которую они хотят получить. Несоответствие уровня квалификации становится все более распространенной и серьезной проблемой.

Ситуацию усугубляет еще и автоматизация рабочих задач. По мере того, как машины будут брать на себя рутинные задачи и ручной труд, недавние выпускники уже в начале своего профессионального пути должны будут выполнять более квалифицированную работу. С одной стороны, такое положение дел соответствует растущему запросу на автономность и ответственность за свой карьерный путь уже на самом раннем этапе. Вместе с тем вчерашним студентам придется соответствовать внешним запросам: все больше работодателей требует от сотрудников исключительных «мягких навыков» — способностей эффективно взаимодействовать с другими (в письменной и устной форме).

Есть и положительная сторона: современные выпускники достаточно квалифицированные, чтобы самостоятельно устранить пробел в уровне подготовки. Да, сегодняшние работники в возрасте до 30 лет считаются наиболее требовательными и характеризуются высоким уровнем тревожности. Однако они также более любопытны, склонны к самостоятельности и саморазвитию, предпочитают работать на результат. Они осознают, что в ходе своей карьеры будут вынуждены сменить множество ролей, сфер деятельности, компаний разного размера, и поэтому всегда готовы идти вперед.

Этот сегмент сотрудников проблему нехватки компетенции решает с помощью поэтапного формирования навыков по мере необходимости. У современных выпускников уже есть достойная база в виде законченного высшего образования, поэтому развитие новых навыков необязательно должно представлять собой долгое и трудное получение дополнительных квалификаций, часто уже неактуальных и нецелесообразных. Вместо этого новая рабочая сила использует практически бесконечные онлайн-ресурсы и технологии, помогающие найти нужный контент.

Переквалификация и постоянное приобретение новых навыков в течение карьерного пути крайне важны при горизонтальном (и вертикальном) росте; их роль многократно возрастает для новых поколений выпускников, чтобы подготовиться к работе будущего.

Какие же шаги необходимо предпринять современным выпускникам? Для начала подумайте, какие навыки у вас есть сейчас и какую работу вы хотите иметь через полтора года. Затем выполните следующие действия:

  • Определите свои ключевые мягкие навыки (навыки влияния). Это поможет выявить пробелы и поставить учебные цели. К этой группе относятся критическое мышление, навыки решения задач, коммуникационные способности и умение самостоятельно и активно обучаться. Активное обучение — наиболее важный навык, поскольку предполагает некоторый уровень любопытства и мотивации к непрерывному освоению нового.

  • Подумайте над своими ключевыми техническими умениями, которые останутся востребованными, например, цифровая грамотность, data science, аналитика данных. Развивайте их.

  • Сконцентрируйтесь на компетенциях, которые будут нужны всегда вне зависимости от сферы вашей деятельности. Например, навыки анализа данных, которые вы приобрели на позиции маркетолога, могут оказаться весьма ценными в сфере интернет-продаж или разработки продукта.

  • Ведите личный список всего, что вы освоили или планируете освоить. Так вам будет проще рассказать о своих навыках на собеседовании и на рабочем месте.

  • Ищите и подбирайте новые возможности для обучения и старайтесь применять полученные навыки. Сегодня существует множество бесплатных и недорогих ресурсов. Используйте технологии. Авторы статьи работают в компаниях, связанных с разработкой технологий для обучения: Келли — исполнительный директор по вопросам обучения и управления кадрами в компании Degreed, позволяющей находить и отслеживать возможности и потребности в дополнительной подготовке, а Марк является исполнительным директором и сооснователем компании Filtered (платформы для подбора персонализированного учебного контента). С помощью Twitter Lists можно искать потоки тематических материалов, а на YouTube — огромное количество интервью и семинаров. Какую бы технологию вы ни использовали в своих целях, ваша задача не упускать возможности грамотно применять полученные знания. Например, посмотрев ролик о публичных выступлениях, вы можете опробовать свои наработки на ближайшем собрании. Просто знаний недостаточно, необходимо умение их использовать.

  • Будьте готовы к принятию решений с первого дня работы. Практикуйте самостоятельность как в работе, так и в обучении. Возможно, вам повезет, и вам будет помогать менеджер или наставник, но за вашу карьеру можете нести ответственность только вы.

А что можно сказать о тех, кто еще не определился с вузом? Идея высшего образования для всех в США, обещания бывшего британского премьер-министра Тони Блэра, что по меньшей мере половина молодежи будет учиться и аналогичные установки в других странах глубоко укоренились в общественном сознании. Однако далеко не всем может быть необходимо высшее образование, особенно если учесть студенческие кредиты. Зачастую стажировки на рабочем месте могут предложить все преимущества обучения в вузе без необходимости брать займы на образование; многие корпорации предлагают такие варианты, например, Amazon. Неплохая альтернатива — начать работу в компании на начальной позиции, параллельно самостоятельно обучаться онлайн (например, используя MOOC). И последний вариант — поступить в вуз и стараться получить как можно больше практики на оплачиваемой работе.

Многие компании предлагают возможности для образования и переквалификации и считают это своим конкурентным преимуществом. Современные выпускники выбирают работу в том числе и с учетом предлагаемых возможностей для обучения и развития. Несмотря на то что большая часть ответственности за эти сферы жизни лежит на самих выпускниках, прогрессивные работодатели должны учитывать следующее:

  • Имейте в виду, что некоторые работодатели стараются заполучить студентов еще с университетской скамьи и предлагают им направления для развития, обучения и роста. Это серьезная конкуренция.

  • Не старайтесь контролировать обучение, лучше создавайте располагающую к нему атмосферу. Предлагайте новым сотрудникам широкий выбор качественных образовательных ресурсов, а в дополнение к ним — технологии для оценки навыков, рекомендательные сервисы, сервисы для постановки и отслеживания учебных целей. В наше время все эти инструменты должны быть интегрированы в рабочий процесс и сферу деятельности HR-отдела.

  • Стимулируйте сотрудников учиться у коллег. Им вовсе необязательно ждать семинара или лекции, чтобы узнавать что-то новое. Мотивируйте команду черпать знания друг у друга. Если вы знаете, что кто-то из команды — гуру визуализации данных или работы с таблицами, попросите его поделиться опытом с другими.

  • Нанимайте и поддерживайте тех, кто любопытен и активно учится; поощряйте эти качества в своих сотрудниках. На собеседованиях спрашивайте у кандидатов, что они узнали за последнюю неделю или последний месяц. Так вы сможете оценить, насколько они любознательны.

  • Убедитесь в том, что менеджеры поддерживают развитие своих подчиненных. Создавайте среду, в которой каждому сотруднику будет комфортно учиться в процессе работы. Помогите им выработать привычку каждую неделю уделять время освоению чего-то нового (ведь даже 30 минут в день могут многое изменить). Попросите руководителей стимулировать обучение, например, с помощью рекомендаций тематических книг, статей или подкастов.

Подготовка вчерашних студентов к работе — трудная, но решаемая задача. Чтобы построить успешную карьеру, выпускникам необходимо грамотно применять технологии, использовать различные методы и менять собственное мышление. А работодателям в этой ситуации остается оказать деятельную поддержку — в интересах развития кадров и повышения финансового результата.

Об авторах

Марк Зао-Сандерс (Marc Zao-Sanders) — CEO и сооснователь образовательной технологической компании Filtered, использующей ИИ для повышения производительности путем развития навыков и обучения.

Келли Палмер (Kelly Palmer) — исполнительный директор по вопросам обучения и управления кадрами в компании Degreed и соавтор книги The Expertise Economy: How the Smartest Companies Use Learning to Engage, Compete, and Succeed.