Тест на порядочность | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Тест
на порядочность

Три подхода к моральным проблемам на работе

Автор: Мариам Кучаки

Тест на порядочность
Иллюстрация: Nishant Choksi

читайте также

Чудеса Али-Бабы

Веньяра Амин,  Мин Цзэн,  Ривз Мартин

Неуправляемые госкомпании

Ашурков Владимир,  Навальный Алексей

Я устал. Я ухожу?

Ирина Пешкова

Умные города и еда из пробирки

Соколов Александр

Мы все склонны считать себя порядочными, верим в незыблемость своих моральных устоев и думаем, что, если наступит критический момент, мы поведем себя достойно. Но чтобы строить карьеру не поступаясь этикой, благих намерений может оказаться недостаточно. Десятилетия исследований раскрыли механизмы социальных и психических процессов, замутняющих ясность моральных правил и оценок. Так что, если вы хотите быть с собой честным, а не заниматься самооправданием, потребуются особые усилия.

Прежде всего надо принять установку на моральное смирение — признаться самому себе, что оступиться может каждый, и вы в том числе. Поэтому и необходима бдительность. С позиции морального смирения проще понять, что искушения, упрощения, само­оправдание и ситуативные решения могут сбить ориентиры даже у лучших из нас. Оно помогает задуматься не только о том, как избежать проступков, но и как бороться на стороне добра, занимаясь формированием своего нравственного «я» всю жизнь. Более десяти лет мы проводим исследования морали и этики в работе и на основании накопленных знаний предлагаем тем, кто хочет строить карьеру на нравственной основе, следовать трем принципам: (1) понять, что моральные проблемы неизбежны; (2) стараться сразу принимать этически верные решения; (3) рефлексировать и отмечать свои моральные победы и поражения.

Готовность к этическим дилеммам

Люди обычно уверены, что, столкнувшись с моральной дилеммой в будущем, они поступят, как надо. Но когда такой момент наступает, чаще думают о том, чего им больше хочется. Наша склонность преувеличивать свою добродетельность в будущем — часть того, что Энн Тенбрунсель из Университета Нотр-Дам и ее коллеги назвали этическим миражом.

Преодоление противоречия начинается с понимания своих сильных и слабых сторон. Каковы ваши ценности? В какой ситуации вы будете готовы ими поступиться? Дэвид Брук в книге «Дорога к себе» проводит различие между достоинствами для резюме (навыки, умения и все прочее, о чем вы могли бы написать в резюме, как, например, «возврат на инвестиции в многомиллионном проекте повышен на 10%») и достоинствами, ценными для других (то, о чем люди будут вспоминать после нашей смерти, как, например, «быть хорошим другом, добрым, трудолюбивым»).

Две эти категории могут пересекаться, но в целом достоинства для резюме чаще связаны с тем, что мы делаем для себя, а качества, ценные для других, отражают свойства личности и то, что вы делаете для людей, — это и есть ваше я.

Итак, задайте себе вопрос: какие черты, ценные для других людей, я стараюсь развить? Или, говоря словами гуру менеджмента Питера Друкера: «Кем вы хотели бы остаться в памяти людей?» или «Каков ваш личный вклад?». Ваш подход к построению карьеры полностью изменится, если вы будете считать, что профессиональная жизнь — это ваш вклад в общество, а не в достижение личного успеха. Важно задаться этими вопросами как можно раньше, пока не сформировался образ мыслей, шаблоны и привычки, от которых потом трудно избавиться.

Фокусировка на цели также помогает создать почву для этичного поведения. Специалисты умеют ставить цели по многим аспектам своей работы и личной жизни, но очень немногие готовы к этому в вопросах этики. Бенджамин Франклин в своей автобиографии рассказывает о том, как он пытался развивать 13 черт характера, которые он считал основой добродетельной жизни (включая трудолюбие, справедливость и смирение). Он даже придумал специальную таблицу, куда заносил ежедневные результаты своих стараний. Мы не призываем вести столь подробные записи, но предлагаем каждому сесть и написать, какие достоинства, ценные для других, трудно, но все же можно развить. Это похоже на подход, который пропагандирует Клейтон Кристенсен из Гарвардской школы бизнеса в своей статье для HBR «Личная жизнь в свете научных теорий». После борьбы с раком Кристенсен пришел к выводу, что для него главное в жизни — «это те люди, с которыми я связан по жизни». Но даже очень тщательно продуманные цели остаются только благими намерениями, если они не подкреплены самоограничениями — привычками и предпочтениями, помогающими проявить лучшие человеческие качества. Например, исследования говорят о том, что качественный сон, молитва (для религиозных людей) и осознанность усиливают самоконтроль и сопротивляемость соблазнам.

Мы рекомендуем и планирование ситуаций «если — то», которое психолог Питер Голвитцер называл интенцией поступка. Десятки проведенных исследований показывают, что планирование реакции (если случится А, то я сделаю Б) может реально повлиять на то, как поведет себя человек, особенно если свое решение он проговорил вслух. Чтобы стать триггером желаемых действий, моделируемая ситуация, пусть даже простая, должна исходить из реальных рабочих моментов. Приведем примеры: если босс потребует от меня совершить сомнительный поступок, я обращусь к другу или наставнику вне компании за советом, прежде чем действовать. Если мне предложат взятку, я обращусь к юристу и буду действовать в соответствии с политикой компании. Если я стану свидетелем сексуальных домогательств и расовой несправедливости, то немедленно вступлюсь за жертву. Создание «если — то» планов в соответствии с вашими сильными и слабыми сторонами, ценностями и обстоятельствами помогут вам не терять самоконтроль и не впасть в прострацию, когда потребуется действовать. Но выстроить «если — то» планы следует до возникновения реальной дилеммы — подготовка решает все.

Помогут избежать этических ошибок и наставники. Развивая профессиональные связи и выстраивая отношения с руководителями, обращайте внимание не только на тех, кто поможет быстрее взобраться по карь­ерной лестнице: ищите, кто сможет поддержать вас в решении моральных проблем. Выстраивайте отношения в компании и вовне с людьми, чьи ценности схожи с вашими, к кому вы сможете обратиться за советом в этических вопросах. Нам обоим приходилось прибегать к помощи наставников в этических вопросах, и мы учим студентов МBА действовать подобным образом. Наличие поддержки в вашем окружении, и особенно наставника, которому можно довериться в этических вопросах, увеличивает ваш шанс внести заметный вклад в добрые дела на протяжении своей карьеры.

Приняв решение следовать нормам этики, не бойтесь говорить об этом. Никто не любит тех, кто вещает с позиций моральной высоты, но даже едва уловимый посыл в направлении ­этичности выбора, переданный коллегам, может оказаться действенным. Можно заговорить о потенциальных моральных дилеммах и обозначить свою предполагаемую реакцию — это создаст репутацию человека, нацеленного на этически верные решения. В исследовании, которое провела Мариам, респондентам, которые свою подпись в электронной переписке сопровождали изречением типа «Успех, достигнутый обманом, хуже любого провала», значительно реже получали от партнеров по переписке предложение совершить неэтичный поступок.

Иногда довольно трудно прямо говорить об этичности. Но если есть хоть малейшая возможность, стоит попробовать разговорить сослуживцев, поскольку недосказанность создает почву для оправдания действий в личных интересах. Можно задать уточняющие вопросы, а затем четко сформулировать свои ожидания: «Я считаю очень важным никогда не нарушать этических границ».

Мы все зависим от окружения больше, чем осознаем, поэтому принципиально важно выбрать место работы, где можно всегда действовать этично. Неудивительно, что сотрудники, которые ощущают, что компания ­соответствует их потребностям, способностям и ценностям, в большей ­степени мотивированы и ­удовлетворены работой и вкладывают в нее больше сил.

На выбор места влияет множество факторов, но в целом люди переоценивают критерии вознаграждения и перспектив карьерного роста, недо­оценивая вопросы моральности.

Наши исследования и работы коллег показывают, что этический стресс утомляет, снижает удовлетворенность работой и мотивацию, а в целом увеличивает текучесть кадров. Культура ведения бизнеса в некоторых сферах кажется более предрасположенной к совершению сомнительных поступков. В рамках одного исследования, когда работникам крупного международного банка напомнили об их профессиональной идентичности, они стали чаще, по сравнению с работниками небанковского сектора после подобного напоминания, совершать сомнительные действия. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что все банкиры неэтичны или что только неэтичные люди выбирают карьеру банкира (хотя это исследование доказывает, как важен для банков приоритет высоких моральных качеств среди сотрудников). Но мы хотим предложить, чтобы при выборе работы человек заранее проанализировал нравственный ­климат и был готов к этическим проблемам компании и в отрасли в целом. Очень часто интервью при приеме на работу заканчивают словами: «У вас есть какие-нибудь вопросы?» Возможные ответы на это: «С какими этическими дилеммами я могу столкнуться на этой работе?» или «Что в вашей компании делается для продвижения этичного ведения бизнеса?»

Исследования показывают, что условия работы способны как повысить, так и понизить самоконтроль работника. Высокий уровень неопределенности, завышенные требования, продолжительный рабочий день и переработки, а также непрерывная смена целей — все это коррелирует с нарастанием риска неэтичного поведения. Если на вашем рабочем месте чередуются авралы и периоды затишья, то именно при нарастании интенсивности и давления вы должны быть особенно бдительны.

Принимать этически верные решения

Даже если вы твердо стоите на позиции морали, иногда крайне трудно справиться с вызовами. Случается, люди недопонимают последствий своих решений или находят красивые оправдания низости. А иногда мы сталкиваемся с непростой дилеммой: например, выбор между солидарностью с сослуживцами и честностью перед потребителями. Бывает, что позитивные и негативные последствия связаны — например, создание хороших рабочих мест, наносящее ущерб окружающей среде. Есть разные пути разрешения такого рода проблем.

Во-первых, откажитесь от обычного анализа издержек и выгод. Развивайте в себе привычку анализировать моральные проблемы и выводы, придерживайтесь принятых решений и будьте готовы к их последствиям. Например, приняв позиции деонтологической этики (учение о моральном долге), спросите себя, какие из этих правил важны для вас. Что может привести к нарушению принципов честности, добросовестности и уважения к окружающим? Или взгляните на свою работу с позиций утилитарной этики: разберитесь в том, какими будут последствия ваших действий для разных групп участников, прямых и непрямых. Что принесет наибольшее благо для наибольшего количества участников? Или с позиции «этики добродетелей» Аристотеля спросите себя: как поступил бы добродетельный человек? У каждой философской системы есть свои пре­имущества, и, обратившись к фундаментальным этическим механизмам любой из них — будь то ­правила, последствия и добродетели, — вы, скорее всего, примете в расчет все важные соображения порядочности. Не забывайте, однако, что человеческий разум устроен таким образом, что мы всегда склонны в моральных вопросах выносить суждения в свою пользу. Часто мы говорим себе: «Все так делают», «Я должен следовать указаниям начальства», «Это же не банк ограбить» или «Они сами виноваты — они это заслужили».

Вот три теста, которые позволят вам избежать такого рода самооправданий.

1. Тест открытости. Чувствовали бы вы себя на высоте положения, если бы ваше решение и доводы в его пользу опубликовали в местной газете?

2. Тест обобщения. Вас бы устроило, если бы ваше решение по этому вопросу стало прецедентом для других людей в подобной ситуации?

3. Зеркальный тест. Будете ли вы легко смотреть самому себе в глаза в зеркале после принятия этого решения?

Если хотя бы на один из этих вопросов вы отвечаете «нет», снова тщательно обдумайте свои будущие действия. 

Исследования также показывают, что люди чаще совершают неэтичные поступки в спешке. Почти не существует ситуаций, в которых решение нужно принять немедленно. Взяв время на размышление, можно лучше разобраться в происходящем. В классическом эксперименте социальной психологии студенты Теологической семинарии в Принстоне гораздо реже останавливались, чтобы помочь лежащему на земле беспомощному прохожему, если они торопились на лекцию, которую сами должны были читать, на тему — такова ирония — притчи о Добром Самаритянине, в которой как раз и говорится о том, что следует останавливаться и помогать беспомощным незнакомцам, лежащим на земле. Поэтому нужно принимать во ­внимание опасность спешки. Следуя старинному правилу «Утро вечера мудренее», можно избежать многих поспешных неверных решений. Отложив на завтра, вы получите время для консультации со своим наставником. Если встреча сегодня невозможна, используя зеркальный тест и тест открытости, представьте, что объясняете свое действие наставнику. Если вы почувствовали себя неловко, стоит задуматься.

Нередко отстаивание этических позиций означает конфронтацию с сослуживцами или даже начальством — и это особенно трудно. Cкандально известный эксперимент Милгрэма (в котором участники назначали потенциально смертельные удары током волонтерам, получив такую инструкцию от актера в роли экспериментатора) показывает, сколь сильно мы внушаемы под давлением окружающих — особенно наделенных властью. Как не поддаться давлению коллектива? Авторы «The Business Ethics Field Guide» («Путеводитель по этике для бизнеса») предлагают в таких ситуациях задать себе несколько вопросов: Имеют ли они право требовать от меня такого поступка? Другие сотрудники чувствуют то же, что и я? Можно ли решить вопрос по-другому? Могу ли я отказаться так, чтобы они при этом сохранили лицо? В целом воздержитесь от совершения действия только потому, что «все остальные так делают» или вам приказал начальник. Примите на себя ответственность за свой поступок.

Не забывайте, что многие до вас сталкивались с подобными моральными затруднениями. Именно для таких случаев компании разрабатывают специальные инструкции, протоколы и декларации о ценностях. Если вы сомневаетесь в конкретной ситуации, попробуйте обратиться к ­официальным документам компании. Есть ли в ней официальный этический кодекс? Если такого нет, обратитесь к своему наставнику за советом. В случае, если происходит нечто очевидно противоречащее нормам этики, но вы опасаетесь репрессий со стороны начальства за неисполнение, узнайте, есть ли в организации омбудсмен или горячая линия для жалоб на аморальные поступки.

Рефлексия после совершившегося

На протяжении жизни мы стремимся извлечь уроки из собственного опыта. Наше внутреннее осмысление продолжается и после того, как решения приняты и поступки совершены. Этичные люди несовершенны, но, раз совершив ошибку, они ее анализируют и рефлексируют, чтобы не повторить в будущем. Большой массив исследований в таких разных областях, как психология, компьютерные науки, образование и медицина показывает, что рефлексия является важнейшим первым шагом на пути к обучению на основании предыдущего личного опыта. Рефлексия по поводу успехов и провалов помогает не только избежать последних. Она также помогает сохранить цельность — то есть не разделять профессиональную и частную жизнь с точки зрения используемого  морального кодекса.

Но и у рефлексии есть свои ограничения. Иногда этические промахи очевидны, иногда выбор кажется неопределенным. Довольно часто люди оказываются зажатыми рамками своих представлений, собственного опыта и предубеждений. Именно поэтому так важно обращаться за советом к тем, кому доверяешь. ­Можно провести такую встречу в формате обратной связи: задавайте вопросы, не пытайтесь защищаться и будьте признательны за критику.

 Вы можете попробовать пересоздать работу, как назвала этот процесс Эми Вржесневски: придать своим действиям, отношениям и восприятию новый смысл, помогающий реализовать ваш потенциал. Пересоздание работы поможет изменить подходы к ней в соответствии с принятой вами этической программой. В своих предыдущих исследованиях пересоздания работы Эми Вржесневски и ее коллеги обнаружили, что многие уборщики в больницах смотрят на свой труд как на часть исцеления больных, а не просто как на уборку. Они не моют палаты, а помогают создать атмосферу, способствующую выздоровлению. Одна из санитарок шутками и смехом помогала больным раком хоть немного отвлечься. Словом и взглядом она старалась облегчить тяжесть химиотерапии. Она пересоздала свою работу, развивала и культивировала в ней вечные ценности, такие как любовь, сочувствие ближним, доброта и преданность.

Может показаться, что быть этичным на работе просто. С детства нас учат поступать хорошо. Но в реальности довольно трудно всегда соответствовать собственным моральным стандартам. Следите за этичностью своих действий, будьте самокритичны, сохраняйте спокойствие в трудные моменты и думайте о том, насколько ваша жизнь соответствует вашим ценностям и устремлениям.

Об авторе. Мариам Кучаки (Maryam Kouchaki) — профессор Школы менеджмента Келлога Северо-Западного университета.

Айзек Смит (Isaac H. Smith) — преподаватель организационного поведения и управления кадрами Школы бизнеса Марриот Университета Бригхэма Янга.