Пять советов, которые помогут быть всегда востребованными | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять советов, которые помогут быть
всегда востребованными

Как переосмыслить свою карьеру и стать неизменно трудоустраиваемым специалистом

Автор: Джефф Готэлф

Пять советов, которые помогут быть всегда востребованными
Lorenz and Avelar/Getty Images

читайте также

Не цепляйтесь за плохую стратегию

Ниро Сиванатан,  Фрик Вермюлен

Что делать, если вас не приглашают на важные совещания

Мелисса Раффони

Что стоит за новой стратегией Facebook

Нирадж Давар

3 плохие стратегии для растущей компании

Умар Хак

Когда я окончил университет в 1995 году, то и представить не мог, что буду руководителем в относительно новой сфере UX дизайна, которая отвечала за удобное и приятное использование веб-сайтов, приложений и ПО. Я мечтал стать профессиональным музыкантом — рок-звездой — и несколько лет стремился к этой цели. 

Я устроился на полугодовую стажировку в Soundtrack Studios в Нью-Йорке и быстро понял, что стажеры фактически делают все то, что больше никто не хочет делать. Я работал 50 часов в неделю, а мой недельный заработок составлял $150. Узнав больше о музыкальном продюсировании как бизнесе, я пришел к выводу, что эта карьера мучительна и дает мало возможностей для трудоустройства и мизерную зарплату. Ассистенты звукорежиссеров, работавшие в этом бизнесе много лет, получали в то время всего $6 в час. Мне это показалось неприемлемым, поэтому я решил отказаться от своей мечты стать профессиональным музыкантом и найти новый карьерный путь. 

Я устроился в компанию под названием iXL, занимающуюся фронтенд-разработкой и графическим дизайном. В 1999 году, на пике всеобщей одержимости онлайн-компаниями, фронтенд-разработка, по большому счету, сводилась к умению без ошибок написать HTML-код. В связи с эволюцией этой профессии я начал читать некоторые судьбоносные книги. Среди них особое место заняла «Информационная архитектура в интернете» Луиса Розенфельда и Питера Морвиля, которая полностью изменила мою жизнь. Я благодарен за то, что через несколько лет познакомился и пообщался с обоими авторами этого произведения. Благодаря ему я со временем стал UX-дизайнером, и моя карьера начала двигаться в этом новом направлении. 

Пока не лопнул пузырь доткомов, я сменил несколько работ. То были бурные времена, но мне всегда очень везло. Я родился в пригородной местности в штате Нью-Джерси, в семье, относящейся к среднему классу. Мои родители меня поддерживали, я получил хорошее образование. Мне всегда удавалось найти новую кратковременную работу. Несколько лет я работал в AOL и много узнал там о профессии дизайнера. Затем я создал команду дизайнеров в компании Webtrends на Западном побережье, которая тогда была лидером в сфере веб-аналитики. Затем я отправился в Нью-Йорк, где создал и возглавил команду дизайнеров в TheLadders (фирме, специализирующейся на поиске в сети работы для управленцев).

Но в день своего 35-летия я понял, что пребываю в паническом состоянии. Мне было трудно представить, какой будет вторая половина моей карьеры с точки зрения выслуги лет, зарплаты, достижений и прочего. Куда я пойду дальше? В конце концов, чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем меньше должностей тебе доступны — такова природа корпоративного монстра. Управленческих должностей для UX-дизайнеров и рабочих мест для директоров по UX-дизайну очень мало. 

Это побудило меня задуматься о том, как добиться того, чтобы наши усилия, продвижение по службе, профессиональная состоятельность позволяли нам оставаться ценными для организаций, общества и профессиональных сообществ на всем протяжении нашей карьеры. Ответ, который я нашел, оказался довольно простым, чего не скажешь о работе, которую он описывает. Этим ответом стало изобретенное мною понятие неизменной трудоустраиваемости (так я назвал свою новую книгу), которое подразумевает построение собственной платформы интеллектуального лидерства за счет постоянного обмена опытом, непрерывного перепрофилирования, увлеченности и компетентности. Став признанным экспертом в избранной сфере или дисциплине, вам больше не придется охотиться в поисках вакансий, карьерных перспектив и возможностей: они сами придут к вам.

Чтобы стать неизменно трудоустраиваемым, вовсе не обязательно увольняться. Эта концепция в той же степени применима и к тем из вас, кто хочет и дальше работать в штате в долгосрочной перспективе, и к тем, кто стремится стать консультантом или фрилансером.

На мой взгляд, обдумывая вторую половину своей карьеры и строя эту платформу интеллектуального лидерства, необходимо держать в голове перечисленные ниже пять ключевых понятий.

Предпринимательское мышление. Я никогда не думал, что могу быть предпринимателем. Вы, возможно, тоже никогда так не думали. Но в конце концов мне пришлось осуществить переход, для которого понадобилось освоить предпринимательское мышление и проактивно заявить о себе и своих идеях, чтобы привлечь возможности, воспользоваться ими и претворить их в успешные начинания. Это ваша жизнь, ваш бизнес, ваше трудоустройство, так что вам нужно смотреть на этот вызов глазами предпринимателя. Какая у меня целевая аудитория? В решении каких проблем я могу ей помочь? Какой способ предоставить им свои услуги будет самым эффективным для меня? Эти вопросы наведут вас на путь к построению «стартапа» вокруг себя.

Уверенность в себе. Задача делиться своими профессиональными знаниями может быть пугающей. Разве не все уже сказано о менеджменте, маркетинге, продажах, цифровой трансформации? У вас может быть такое ощущение, но есть одна история, которая еще не рассказана, — ваша история. Ваш уникальный жизненный опыт, разнообразные пути, которыми вы пришли к текущей должности, преодоленные вами препятствия — фундамент вашей новой платформы компетентности. Больше ни у кого всего этого нет. Не забывайте черпать из глубинного источника навыков и профессиональных знаний, который уникален для вас. Оказавшись на перекрестке, знайте, что вы принесете работодателю или клиентам нечто уникальное — то, чего больше ни у кого нет. Признайте это, присвойте это, станьте этим. Ваш опыт ценен, ваши знания ценны, вы можете внести в дискуссию нечто ценное. Ни у кого нет вашей истории. Будьте уверены в том, что знаете, и опирайтесь на это знание, берясь за новые проекты. 

Непрерывное обучение. Все постоянно меняется. Единственный способ не отставать — а еще лучше, держаться в авангарде — продолжать учиться. Вы непрерывно учитесь, читая записи в блогах и книги, слушая подкасты и аудиокниги, созданные людьми, которые могут осветить ваш путь вперед. Вы учитесь, разговаривая с теми, кто может объяснить, почему они добились желанного успеха. Вы учитесь, создавая профессиональные и профильные сообщества вокруг себя. Вы учитесь, постоянно экспериментируя и пробуя новое. Иногда ваши эксперименты будут успешны, а иногда нет. Но если вы учитесь чему-то в результате каждого эксперимента, у вас нет настоящих неудач. Оставайтесь любознательными. Оставайтесь открытыми для новых возможностей, которые лежат перед вами. Постоянно экспериментируйте, учитесь на полученных результатах, пробуйте снова. Как говорил мой давний инструктор по лыжам: «Если ты не падаешь, ты не учишься». 

Постоянное совершенствование. Если вы непрерывно учитесь, применяете результаты своих экспериментов для построения свой платформы, вы будете постоянно совершенствоваться, что позволит лучше справляться с теми задачами, которые вы поставили перед собой, чтобы добиться неизменной трудоустраиваемости. В своем популярном выступлении на конференции TED Talk Астро Теллер, капитан команды Moonshots в инновационной лаборатории Google X, объясняет, что вам нужно быть скептиком-энтузиастом в отношении всего того, что вы делаете. Другими словами, вы всегда должны хотеть найти способ сделать что-то наилучшим образом. «Скептический энтузиазм не враг безграничного оптимизма», — указывает Теллер. На самом деле, эти два явления — идеальные партнеры. Независимо от того, как бы хорошо вы, с вашей точки зрения, ни владели своей профессией, скептический энтузиазм помогает вам постоянно ищете лучшие способы делать свою работы. Более того, вам не терпится их найти. Что вы можете узнать у других специалистов в той области, в которой вы преуспели? А как насчет лидеров в других областях? Что они сделали, чтобы построить свои платформы, и что вы можете применить на своей?

Переосмысление себя. В конечном итоге, чтобы стать неизменно трудоустраиваемым, нужно переосмыслять себя. Сначала я был UX-дизайнером, потом стал руководителем UX-дизайнеров и собирался стать самым крутым руководителем UX-дизайнеров, по крайне мере, двигался в этом направлении. Но благодаря опыту, которым я делился, в моей жизни появились другие возможности. При поддержке семьи я подготовился к тому, чтобы за них ухватиться. С тех пор я то и дело переосмысляю себя. Ничто не стоит на месте, темп перемен сегодня быстрее, чем когда бы то ни было. Почти десять лет назад Amazon обновляла свою базу кодов каждые 11,6 секунды — компания фактически пять раз в минуту переосмысляла способ обслуживания клиентов. К 2015 году Amazon ускорилась — сильно. Она стала разрабатывать новый код каждую секунду. Представьте, каков этот показатель сейчас. В 2018 году Google сообщила, что проводит более 500 млн тестов в день, что равноценно более чем 4 млн перезапусков существующих и новых систем каждый день. Вот темп современных изменений. Если вы хотите оставаться неизменно трудоустраиваемым, вам нужно быть готовым переосмыслять себя, когда все вокруг меняется. И это происходит во все более коротких циклах. 

Реорганизации случаются постоянно, как и сокращения штата. COVID-19 опустошил целые отрасли. Технологические прорывы каждый год приводят к тому, что роботы вытесняют нас с рабочих мест. Это не означает, что мы перестали быть полезными, успешными и востребованными на рынке труда. Однако неизменная трудоустраиваемость означает, что вам нужно работать целеустремленно, быть готовым действовать — немедленно, без сомнений, — когда представится удобная возможность. Точное и актуальное понимание вашей области действий и постоянно растущая сеть коллег, на которую можно положиться, даст вам гарантию того, что новая работа вас найдет.

Об авторе

Джефф Готэлф (Jeff Gothelf) помогает организациям разрабатывать более совершенные продукты, а управленцам — строить культуры, обеспечивающих совершенствование продуктов. Соавтор книги Lean UX, получившей награды, и книги Sense & Respond. Его последняя книга, Forever Employable, была опубликована в июне 2020 года. Эта статья написана Джеффом на основе одного из ее фрагментов.