Путь к успеху в новой экономике | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Путь к успеху в
новой экономике

Как фрилансеры должны бороться с неопределенностью

Авторы: Джанпьеро Петрильери , Сьюзен Эшфорд , Эми Вржесневски

Путь к успеху в новой экономике
Pierre Kleinhouse

читайте также

Не грубите, чтобы не терять деньги

Елена Евграфова

Дресс-код безопасности: о чем нужно помнить продавцам магазинов в 2021 году

Адам Фармер,  Кристиан Барни,  Кэрол Эсмарк Джонс

Тех ли сотрудников вы хотите удержать?

Брукс Холтом,  Коди Ривз,  Тиффани Дараби,  Чжикэ Лэй

Восемь правил эффективного гибридного совещания

Боб Фриш,  Кэри Грин

Вы когда-нибудь пытались удержаться на трапеции?» — так Марта, независимый консультант, ответила на просьбу описать свою работу в последние пять лет — с тех пор как она ушла из крупной консалтинговой компании в свободное плавание. Недавно она увлеклась воздушной гимнастикой, и эти занятия показались ей метафорой собственной жизни: пустота между тренировками; возбуждение после выполнения очередного трюка; дисциплина, концентрация и ловкость, необходимые для овладения мастерством. Складывается впечатление, что воздушные гимнасты безумно рискуют, объяснила она, но на деле их безопасность обеспечивает различное оборудование, сетки и партнеры.

Марта (это имя, как и другие в статье, изменено) входит в растущую когорту свободных профессионалов, образованную так называемой гиг-экономикой. Около 150 млн человек в Северной Америке и Западной Европе оставили относительно стабильную офисную работу — по собственному желанию или вопреки ему — и стали независимыми исполнителями. Отчасти расширение этой когорты связано с появлением интернет-платформ для поиска профессионалов, выполняющих задания клиентов, однако в недавнем докладе McKinsey говорится, что наукоемкие и творческие отрасли составляют самый крупный и наиболее динамично развивающийся сегмент фриланс-экономики.

Чтобы узнать, трудно ли добиться успеха в независимой работе, мы опросили 65 представителей гиг-экономики и обнаружили много общего у людей разных возрастов и профессий. Все, с кем мы общались, признают, что испытывают немало личностных, социальных и экономических трудностей, лишившись поддержки и прикрытия со стороны традиционного работодателя. Но они также утверждают, что независимость — их личный выбор и отказываться от связанных с ней благ они не намерены. Хотя их тревожит непредсказуемый график и нерегулярный заработок, они считают себя более смелыми, чем коллеги из корпораций, а свою жизнь — более насыщенной.

Чтобы справиться с этой тревогой, успешные фрилансеры, как мы выяснили, используют одинаковую стратегию. Они налаживают четыре вида связей: с местом, правилами, целью и людьми — и благодаря этому выдерживают эмоциональные взлеты и падения, вызванные работой, и черпают энергию и вдохновение в собственной свободе. По мере распространения гиг-экономики эта стратегия становится все более актуальной. Мы считаем, что она может пригодиться и штатным сотрудникам, которые работают автономно (из дома или удаленного офиса) или задумываются о переходе на фриланс.

Работай или умри

Первое, что мы поняли, когда начали опрашивать независимых консультантов и представителей творческих профессий: ставки в самостоятельной «игре» очень высоки — не только в финансовом, но и в экзистенциальном плане. Освободившись от начальников и корпоративных норм, люди могут выбирать самую интересную работу, позволяющую им максимально проявить себя. Они чувствуют ответственность за результат и собственную карьеру.

Правда, цена такой свободы — вечная нестабильность. Даже самые успешные, хорошо зарекомендовавшие себя исполнители беспокоятся о деньгах, репутации и профессиональной идентичности. Вы перестанете считать себя консультантом, если у вас не будет клиентов. Приведем слова популярного писателя: «Ты — это твоя работа. Напишешь хорошую книгу... — круто, напишешь так себе — ­это будет провал. Твое представление о себе изменится». Ему вторит художник: «Признания не существует. Это миф».

Поэтому все опрошенные стараются трудиться как можно больше. Это поз­воляет им бороться с нестабильностью и выражать себя. Любопытно, однако, что для них важно не просто выполнить работу и получить деньги. Огромное значение имеет сам процесс — как с физической точки зрения (чтобы регулярно создавать продукты или услуги, пользующиеся спросом, нужна дисциплина), так и с психологической (требуется мужество, чтобы погрузиться в работу и добиваться результатов).

Поддерживать производительность труда на высоком уровне непросто. Стресс и рассеянность могут существенно ее снизить. Один коуч дал душераздирающее описание контрпродуктивного рабочего дня: «Дел так много, что я становлюсь совершенно неорганизованным и не могу взять себя в руки. [Вечером] в моей электронной почте по-прежнему открыты те же письма, что и утром. А на компьютере — те же документы, которыми я хотел заняться, но не успел. Я постоянно отвлекался и, похоже, впустую потратил время». Такой день, сказал он, совершенно лишает его уверенности в себе.

Когда мы попросили ­респондентов рассказать, как они переживают подобные дни и в целом поддерживают продуктивность, мы столкнулись с парадоксом. Все фрилансеры, с одной стороны, хотят сохранять независимость и даже зачастую неустроенность (один консультант назвал ее стимулом постоянно учиться и «не терять хватку»), а с другой — тратят силы на создание «поддерживающей среды» — физического, социального и психологического пространства для работы.

Этот термин впервые использовал британский психоаналитик Дональд Винникотт для описания того, как заботливые воспитатели развивают детей, ограждая их от стресса и создавая поле для экспериментов. Применительно ко взрослым термин обозначает условия, при которых люди могут профессионально расти и проявлять себя. Штатным сотрудникам солидных компаний эти условия обеспечивает хороший начальник. А вот независимым исполнителям приходится создавать и поддерживать их самостоятельно: лишиться их ничего не стоит.

Фрилансеры формируют для себя такую среду, налаживая и поддерживая «освобождающие связи» — мы называем их так, потому что они одновременно освобождают людей, позволяя им проявлять творческую свободу, и привязывают их к работе, чтобы они не расхолаживались.

Четыре типа связей

Место. Оборвав связи с офисом, люди находят для работы места, где можно сосредоточиться и ощутить почву под ногами. Хотя многие утверждали, что способны трудиться где угодно, у всех для этого был укромный уголок.

Посетив много таких мест, мы заметили: чем-то они схожи. Это довольно замкнутые, можно сказать, неуютные помещения — во всяком случае, у некоторых художников. Их регулярно используют для важной работы — и больше ни для чего: покончив с делами, люди уходят. В таких местах хранятся все нужные инструменты — и почти ничего лишнего. Один программист, чей домашний офис полностью соответствует нашему описанию, сравнил его с кабиной истребителя, где до всего можно дотянуться, не вставая с места. «Иногда мне там не по себе, — заявил он, — но я вспоминаю открытые офисные пространства и успокаиваюсь».

И все же каждое рабочее место уникально: расположение, мебель, оборудование, отделка — все отражает черты владельца. Эти места — не просто «защитные коконы» для самостоятельной работы, они еще и вызывают желание трудиться. Карла, независимый консультант, которая вначале утверждала, что может работать где угодно, «лишь бы приносить пользу миру», в конце концов призналась, что у нее есть домашний офис, — там, где аккуратными стопками разложены все ее бумаги, она меньше отвлекается и находит вдохновение. «Когда я захожу в эту комнату, я становлюсь собой, — сказала она. — Там я чувствую себя как дома». Не будь у нее этого места и этого ощущения, объяснила Карла, она бы, наверное, на все отвлекалась и была менее собранной и свободной.

Правила. В организациях правила часто ассоциируются с безопасностью или бюрократическими процедурами. Однако, как показывают исследования, спортсмены, ученые, деятели искусства и даже обычные рабочие следуют определенным правилам, чтобы сосредоточиться и повысить производительность труда. Так же поступают и фрилансеры, с которыми мы говорили.

Одни правила и привычки оптимизируют трудовой процесс: люди ­устанавливают для себя график; составляют список дел; в начале дня выполняют самую сложную работу или звонят клиенту; не дописывают предложение в рукописи, чтобы назавтра легко влиться в работу; подметают пол в студии, сочиняя музыку. Другие правила, упорядочивающие, например, сон, медитацию, питание или занятия спортом, наполняют трудовую жизнь заботой о собственном здоровье. Оба вида правил зачастую напоминают ритуалы — так что люди чувствуют, что держат все под контролем.

Один из опрошенных консультантов каждое утро принимает ванну и одновременно обдумывает планы на день. Другой, Мэтью, придерживается строгого распорядка дня. «Я встаю в шесть утра, делаю зарядку. Собираю обед для жены. Мы молимся. Она уходит около восьми. К 8:30 я усаживаюсь за работу — в первую очередь делаю то, над чем надо хорошенько подумать: что-то разрабатываю, пишу. По утрам я в лучшей форме. На вторую половину дня планирую звонки, финансовые дела». Дисциплина распространяется даже на его гардероб: «Я всегда одеваюсь для работы. Летом, если не выхожу из дома, обычно надеваю шорты — но все равно принимаю душ и бреюсь, как если бы я шел в традиционный офис».

Жесткий график помогает Мэтью погрузиться в работу. Он и другие успешные фрилансеры словно следуют совету Гюстава Флобера: «Будьте организованными и методичными в жизни... чтобы быть страстными и ­неповторимыми в работе».

Цель. Большинство участников исследования, едва вступив на путь фриланса, брались за любую работу, чтобы закрепиться на рынке. Но они были уверены: чтобы чего-то добиться, нужно делать то, что открывает путь к большой цели. Все они могли объяснить, почему их проекты, по крайней мере лучшие — фильмы на женскую тематику, обличение «грязных» маркетинговых приемов, поддержка народной музыки — это больше, чем способ заработать. Цель создает связь между личными интересами и мотивами — и потребностями общества. Например, Мэтью сказал, что, хотя ­поначалу ­чувствовал «отчаянное желание находить клиентов и зарабатывать», со временем его восприятие успеха изменилось и он захотел «служить людям и усовершенствовать мир».

Одна из коучей, консультирующих руководителей высшего звена, призналась, что цель поддерживает ее, дает вдохновение и помогает вдохновлять других. «Состоявшиеся фрилансеры, в отличие от тех, кому не удалось ничего добиться, и тех, кто вернулся в офис, — знают свое предназначение. Это знание дает мне силы переживать взлеты и падения и отказываться от работы, которая не отвечает моей цели. А еще оно придает мне уверенность в себе, которая привлекает клиентов. Без этого трудно построить и поддерживать бизнес и служить людям».

Мы выяснили, что цель, как и другие связи, не только ограничивает, но и освобождает фрилансеров, задавая им систему координат и придавая работе высший смысл.

Люди. Исследования регулярно показывают, что окружающие существенно влияют на нашу карьеру — дают пример для подражания или развиваются вместе с нами. Ученые также предупреждают о прогрессирующей «эпидемии одиночества» — раз уж она захватила корпорации, индивидуальные исполнители тем более под угрозой.

Но те, кого мы опросили, ­осознают, как опасна социальная изоляция, и стараются не допускать ее. Хотя отношение к однородным формальным коллективам у многих неоднозначное (считается, что в них нет коллегиальности), все участники признались, что обращаются к кому-нибудь за утешением и ободрением. Иногда — к тем, на кого ориентируются, кому хотят подражать, или к коллегам, иногда — к членам семьи, друзьям или знакомым: те, хоть и не всегда дают деловые советы, как правило, помогают пережить трудные времена и набраться храбрости, чтобы продолжать работу.

Мэтью отметил, что общение с близкими друзьями помогает ему справиться с тревогой: «Оставаясь наедине с собой, легко зациклиться на проблемах». Карла рассказала, что регулярно обращается к паре коллег, которые стали ее приятелями. «Всю работу я получаю от них», — заявила она. Но они не только дают советы и рекомендации. «Беседуя с ними, я учусь думать, развиваюсь, расту как личность, оцениваю свои способности, — объяснила Карла. — Благодаря им я понимаю, чем должна заниматься».

Переосмысление успеха

В литературе по менеджменту карьерные успехи ассоциируются с безопасностью и спокойствием. Для фрилансеров это недостижимо. И все же большинство опрошенных заявили, что считают себя состоявшимися профессионалами.

Мы заключили, что представители гиг-экономики должны стремиться к достижениям иного рода: их задача — найти золотую середину между предсказуемостью и возможностями, стабильностью (гарантией постоянной работы) и реализованностью (пониманием, что занимаешься нужным делом, которое наполняет тебя счастьем). Чтобы достичь этой цели, участники нашего опроса создают для себя рабочую среду, уделяя особое внимание месту, правилам, цели и людям. Эта среда помогает им поддерживать на высоком уровне производительность труда, справляться с тревогой и даже находить в ней источник креативности и роста. «Фриланс придает уверенность в себе, — заявил один консультант. — Я понимаю: что бы ни произошло, я все преодолею. Я могу работать там, где хочу, — и делать больше».

Многие опрошенные убеждены: трудись они в обычном офисе, у них было бы меньше сил и возможностей. Марта, консультант, которая сравнила себя с воздушным гимнастом, поняла, что «добилась большего в профессиональном плане» и «пришла к согласию с собой», когда коуч посоветовала ей переосмыслить собственные проблемы, а не убегать от них. «Она помогла мне понять: надо считать себя первопроходцем. Я не вписываюсь в корпоративные рамки и лучше работаю на фрилансе», — добавляет Марта. Она научилась справляться с дискомфортом и неопределенностью; более того, поняла, что эти ощущения — свидетельство правильного выбора в жизни.

Марта описала свою работу в корпорации не как якорь, которого она лишилась, а как кандалы, которые ей посчастливилось сбросить.

Об авторах

Жанпьеро Петрильери (Gianpiero Petriglieri) — доцент школы бизнеса INSEAD, эксперт по организационному поведению.

Сьюзен Эшфорд (Susan Ashford) — преподаватель Школы бизнеса Росса Мичиганского университета.

Эми Вржесневски (Amy Wrzesniewski) — специалист по организационному поведению, профессор Йельской школы менеджмента.