Настоящее сокровище: как неопределенность поможет вашей карьере | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Настоящее сокровище: как неопределенность поможет вашей карьере

Дори Кларк , Рон Каруччи , Томас Чаморро-Премузик
Настоящее сокровище: как неопределенность поможет вашей карьере

Сегодня много говорят о спровоцированном пандемией кризисе смысла жизни и о токсичных компаниях, откуда массово уходят сотрудники. Недавнее исследование показывает, что более половины американцев задумываются о смене работы, так как чувствуют, что работодателям безразличны их их заботы. Кроме того, люди хотят, чтобы гибкий график стал постоянной частью их рабочей жизни. Некоторые внезапно очень ясно осознали, чем они хотят и чем не хотят заниматься дальше.

Но что, если вы точно не знаете? Что, если, кроме общего чувства неудовлетворенности или сомнений, вам не дает покоя неизвестность? Что, если вы не понимаете, чем хотите заниматься дальше? Вы слышите, как коллеги говорят что-то вроде «Я хочу менять мир к лучшему» и «Я хочу чувствовать, что моя работа важна», и думаете с тревогой: «Я тоже всего этого хочу, но не знаю точно, чем мне заняться. Может быть, со мной что-то не так?»

По нашему мнению, не стоит переживать, если в вашей жизни наступил такой период экзистенциального переосмысления карьерных планов, но нет понимания, куда двигаться дальше. На самом деле, такое непонимание может быть вашим конкурентным преимуществом.

Мы считаем, что в этом пороговом состоянии неопределенности есть своя ценность. По нашему опыту, многие из тех, кто говорит, что у них есть ответы, возможно, наметили себе «цель», чтобы уйти от неосознаваемого чувства отсутствия смысла. Или, может быть, им просто удалось убедить себя, что у них есть четкое видение, но они игнорировали множество доступных вариантов и возможностей. Отчасти люди ищут смысл, как пьяный ищет потерянные ключи от дома у фонаря: не потому, что обронил их там, а потому, что это единственное место, где легко искать.

Вот пять способов воспользоваться преимуществами ситуации, когда вы не знаете, что делать дальше.

Пусть неизвестность откроет вам путь к новым возможностям

В отсутствие ответа на вопрос «что дальше?» неопределенность позволяет задать другие вопросы. Не имея конкретной цели (например, «Хочу быть коучем» или «Я собираюсь стать ветеринаром»), вы можете отойти в сторону и поразмыслить о карьерных путях, которые, возможно, никогда прежде не рассматривали. Например, Дебора, бывший руководитель отдела кадров, не стала спешить, и перед тем как сделать следующий карьерный шаг, проанализировала самые разные возможности. Она провела несколько интервью, чтобы получить нужную ей информацию, и посетила несколько стран, чтобы увидеть работу «на местах», связанную с интересующими ее направлениями.

Вспомните моменты в вашей карьере, когда вы чувствовали, что прекрасно справляетесь, и испытывали максимальное удовлетворение. В каких еще контекстах возможны подобные моменты? Предположим, вы работаете в сфере финансов, ваша должность требует выполнения сложного анализа данных, и вы чувствуете себя на высоте, когда сделанные вами выводы приводят к прорывным решениям. Подумайте, в каких еще сферах, кроме финансовой, вы можете применить свои навыки решения задач.

Научитесь считывать нужные сигналы

Неопределенная ситуация вынуждает нас быть бдительными, как на незнакомой дороге. Главное, чтобы бдительность сопровождалась интересом, а не страхом. Очень часто неопределенность в карьере и возникающая в результате тревога ведут к неоптимальному выбору. Боясь, что наши навыки устареют, что мы не сможем устроиться на работу или убедить других в своей ценности, мы недооцениваем себя. Мы игнорируем знаки, указывающие на что-то необычное, и выбираем знакомое, даже если не испытываем удовлетворенности.

Приведем пример Кейт, клиентки одного из авторов этой статьи, Рона, и опытной руководительницы в области маркетинга. Устав за двадцать лет от классического маркетинга, она после слияния ее компании с другой организацией согласилась на увольнение с компенсацией. В течение нескольких недель она получила несколько предложений на высшие должности в области маркетинга, в том числе на должность директора по маркетингу, которая, как она всегда считала, будет пиком ее карьеры. Но Рон видел, что ее не радует такая перспектива. Страх подсказывал ей не рисковать. Ее самой большой страстью была творческая работа, особенно она любила учить других развивать и использовать творческие способности. Когда она вспоминала места, где проводила время, работу, которую любила, и воздействие, которое ей нравилось оказывать, стало ясно, что все указывает на другое направление. В течение нескольких месяцев она пробовала вести творческие курсы дополнительного образования для предпринимателей. Год спустя она открыла центр развития творчества для предпринимателей в партнерстве с местным университетом.

Найдите основы для определения своей карьеры

Воспользуйтесь возможностью в переходный период, чтобы взглянуть со стороны на портфель своих компетенций и определить самую широкую сферу применения навыкам, которыми вы хорошо владеете. Лиза, специалист, о которой еще один автор этой статьи, Дори, рассказывала в своей книге «Персональный ребрендинг», пришла к пугающему выводу, что она не хочет быть правоведом, хотя стремилась к этому последние 10 лет. Однако она не стала впадать в отчаяние, рассмотрела свои смежные навыки и поняла, что отточенное на занятиях по праву умение убедительно излагать свои аргументы может ей помочь в сфере продаж, а благодаря владению иностранным языком, который она учила в докторантуре, она могла бы работать и в другой стране. В итоге она смогла применить свой набор навыков и с удовольствием начать карьеру в сфере виноделия.

советуем прочитать

Об авторах

Дори Кларк (Dorie Clark) — специалист по маркетинговой стратегии, лектор, преподаватель Школы бизнеса Фукуа при Университете Дьюка. Автор книги «The Long Game» (HBR Press, 2021).

Рон Каруччи Ron Carucci) — соучредитель и партнер компании Navalent, которая консультирует топ-менеджеров по вопросам управления изменениями. Автор восьми бестселлеров.

Томас Чаморро-Премузик (Tomas Chamorro-Premuzic) — директор по инновациям в ManpowerGroup, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете, соучредитель deepersignals.com, а также член Гарвардской лаборатории по предпринимательству и финансам. Автор книги «Why Do So Many Incompetent Men Become Leaders? (And How to Fix It)».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Сложность: друг, а не враг
Рита Макграт,  Саргют Гёкче
Работодатели вживляют чипы сотрудникам
Елена Горелова / «Ведомости»