Денежный вопрос: как перестать бояться разговоров про выручку и EBITDA | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Денежный вопрос: как перестать бояться разговоров про выручку
и EBITDA

Как повысить свою компетентность в области корпоративных финансов

Автор: Ребекка Найт

Денежный вопрос: как перестать бояться разговоров про выручку и EBITDA

читайте также

Важная замена: как понять, что пора менять СЕО

Анна Сус

Что нужно знать о стратегии голубого океана

Автоматизация для продавцов

Индерриден Эдвард,  Котлир Марк,  Ли Фелисса

Консультанты руководителей — ковбои Дикого Запада

Фрис Алисса,  Шерман Стрэтфорд

Если математические расчеты не ваш конек, финансы превращаются для вас в настоящий кошмар. Но независимо от того, какую должность вы занимаете в компании, разбираться в таких терминах, как EBITDA и чистая текущая стоимость, вам в любом случае необходимо. Как расширить свои знания в области финансов? Как определить, какие понятия действительно важно знать для понимания сути своей работы и бизнеса? Наконец, к кому лучше всего обратиться за советом?

Мнение экспертов

Даже если ваша ежедневная работа не требует от вас знания всех финансовых тонкостей, чем лучше вы в них разбираетесь, тем устойчивей ваше материальное положение, считает Ричард Рубек, профессор Гарвардской школы бизнеса и один из авторов справочника HBR по приобретению малого бизнеса. «Если вы владеете языком денег, вы можете достичь гораздо большего», — отмечает Рубек. В конечном счете, если вы пытаетесь продать продукт или стратегию, вам необходимо обосновать не только их практичность, но и высокую рентабельность. «Люди, принимающие решения, захотят увидеть простую модель, в которой будут отражены доходы, расходы, в том числе накладные, а также порядок движения денежных средств, — говорит Рубек. — Им необходимо понять, чем хороша ваша идея». Джо Найт, партнер и старший консультант Института деловой грамотности, а также один из авторов книги «Финансы для нефинансовых менеджеров» считает, что недостаточная подкованность в финансовых вопросах «препятствует развитию карьеры». Если вы не можете сказать что-то дельное при обсуждении результатов компании, вам вряд ли удастся продвинуться по служебной лестнице. «Вас не допустят к ведению проектов, если вы не разбираетесь в финансовых показателях», — говорит Найт. Вот несколько советов, которые помогут вам повысить свою финансовую грамотность.

Преодолейте страх

Перестаньте избегать финансовых вопросов из-за боязни запутаться в расчетах. По мнению Рубека, в этих вопросах нет ничего сложного. Вот как он это объясняет: «С помощью финансовых показателей компании ведут счет так же, как это происходит в бейсболе, только вместо болов и страйков для оценки прогресса используются финансовые результаты». Найт также считает, что расчеты не так сложны, как вы думаете. «Что может быть проще финансов и бухгалтерского учета? Складывай, вычитай, иногда умножай и дели, — говорит он. — И никакого волшебства».

Освойте язык

Возможно, никакого волшебства в финансах и нет, а вот непонятных слов — хоть отбавляй. К счастью, по мнению Найта, выучить терминологию можно разными способами, стоит только проявить инициативу. Если в вашей компании проводятся корпоративные тренинги по финансам, обязательно их пройдите. Если же такой возможности у вас нет, запишитесь на аналогичный курс в каком-нибудь образовательном учреждении или интернете. Конечно, есть масса книг и справочников на эту тему. Найт полагает, что самые важные понятия, которые необходимо выучить, касаются того, как рассчитывать рентабельность, EBITDA, операционную прибыль, выручку и расходы. «Учебник или справочник по финансам станет для вас полезным приобретением, но и Google никто не отменял», — говорит он.

Возьмитесь за отчеты

Затем, по мнению Найта, вам необходимо вникнуть в финансовые отчеты компании. «Ознакомьтесь с балансовым отчетом и проведите его комплексную проверку для того, чтобы понять, как он составлен», — говорит он. Рубек считает, что во время обучения лучше всего записывать финансовые показатели, как в электронном виде, так и на бумаге, и группировать их по категориям. Так вы поймете, сколько денег тратит ваша компания и на чем она их зарабатывает. Переведите финансовые показатели в проценты, тогда распределение доходов и расходов будет более наглядным. «Вам необходимо увидеть общую картину», — объясняет Рубек.

Сосредоточьтесь на ключевых показателях

Для повышения своей компетентности в финансовых вопросах вам необходимо разобраться в ключевых показателях, по которым оценивается успешность вашей компании. По мнению Найта, ваша цель — выяснить, как именно прибыль и убытки соотносятся между собой и как эта взаимосвязь сказывается на результатах деятельности компании с течением времени. Как правило, такие показатели выражены в виде коэффициентов. «Большинство компаний следят как минимум за четырьмя из них: рентабельностью, долей заемных средств, ликвидностью и операционной эффективностью», — говорит он. Каждая компания также следит за специфическими отраслевыми коэффициентами и использует еще два или три показателя, с помощью которых оценивает свои успехи. Уделяя более пристальное внимание балансовым отчетам компании и слушая ежеквартальные телеконференции, посвященные ее финансовым результатам, вы сможете разобраться в них. «Рассчитывать их несложно, необходимо лишь приложить к этому усилия», — говорит Найт.

Займитесь расчетами

Когда у вас появится четкое понимание, как составляются финансовые отчеты и за счет чего ваша компания растет, попробуйте поэкспериментировать со сценариями из разряда «А что, если…», предлагает Рубек. Вот несколько примеров: «А что, если цены будут ниже, а доходы выше? А что, если расходы будут увеличиваться или сокращаться?» Вы не принимаете конкретные решения, а пытаетесь понять и усвоить то, как функционируют модели, и разобраться в тех гипотезах, которые они позволяют вам сделать, объясняет эксперт. Когда у вас на самом деле возникнет необходимость проанализировать последствия какого-то шага — к примеру, решить начать выпуск нового продукта или нет, закрыть завод или нет — вы будете располагать подходящими для этого инструментами. «Люди считают, что бюджет — это нечто статичное, однако в большинстве случаев речь идет об использовании моделей для выделения самого важного и оценки последствий ошибочных решений», — поясняет Рубек.

Найдите наставника по финансам

Джо Найт считает, что общение со старшим финансовым или операционным менеджером, который может стать для вас учителем и в частном порядке ответить на ваши вопросы, также позволит вам поднатореть в финансах. «Это самый естественный способ обучения», — добавляет он. Рубек разделяет его точку зрения: «Тем, кто не силен в расчетах, всегда полезно найти наставника». Такой человек не только поможет вам разобраться в теории, но и проконсультирует вас по любым финансовым решениям, которые вы намерены принять. Рубек также советует попросить коллегу о том, чтобы он при необходимости «попытался воспроизвести» ваши прогнозы и модели. «Таким образом вам удастся скорректировать свою точку зрения», — говорит Рубек. Скорее всего, предположения вашего наставника будут отличаться от ваших. Какие-то из них окажутся верными, а какие-то нет, однако эти расхождения помогут вам найти приемлемый вариант.

Переведите вопрос в личную плоскость

Все еще не хватает мотивации, чтобы разобраться в финансах? Тогда начните относиться к развитию своих навыков в этой сфере так, словно «от них зависит будущее компании», предлагает Найт. «Каждый раз, когда вы получаете зарплату, ее прибыль сокращается, поэтому вам необходимо подумать о том, как ей можно помочь поддержать текущую рентабельность или повысить ее», — добавляет он. Задайтесь целью понять, как ваши ежедневные действия способствуют повышению доходов или сокращению расходов работодателя. Представьте, что вам необходимо составить свой собственный небольшой отчет о прибыли и убытках, спросите себя о том, какую пользу вы приносите компании, поясняет эксперт. Рубек считает, что выполнение подобного упражнения не лишено смысла, однако чрезмерно увлекаться им не стоит. Конечно, когда вы занимаетесь продажами, оценить влияние своей деятельности на финансовые результаты компании довольно просто. Но как быть, если ваша работа — подбор кадров, ведь здесь все не так очевидно? В таком случае, по мнению Рубека, вам следует «объединить усилия с другими сотрудниками и сосредоточиться на проблемах, которые вы в состоянии решить».

Принципы, о которых необходимо помнить

Следует:

  • записаться на курсы и выучить базовые финансовые понятия и термины;
  • изучать квартальные отчеты вашей компании, чтобы понять, за счет чего она получает прибыль;
  • экспериментировать с расчетами из ее отчета и отработкой сценариев из разряда «А что, если…».

Не следует:

  • загонять себя в угол — в расчетах для бизнеса нет ничего сложного;
  • полагаться только на себя. Найдите опытного операционного или финансового менеджера, который сможет ответить на ваши вопросы и проконсультировать вас;
  • недооценивать важность своей компетентности в финансовых вопросах для карьерного роста. Если вы хотите продвигаться по служебной лестнице, вам необходимо в них хорошо разбираться.

Пример №1: подружитесь с коллегой из финансового отдела и экспериментируйте с расчетами

Ларри Данивэн, директор по доходам (chief revenue officer) в компании Ceridian, твердо убежден в том, что «все руководители должны великолепно владеть языком расчетов». Однако Ларри признает, что он сам пришел к этому не сразу. На заре своей карьеры Данивэн работал менеджером по продукту в одной компании, выпускающей программное обеспечение. Будучи студентом программы MBA школы менеджмента им. Дж. Л. Келлога при Северо-Западном университете, он посещал базовые курсы по финансам, и его навыков было достаточно, чтобы успешно справляться с работой. «Я управлял расходами и помогал проводить коммерческие операции с продуктами», — вспоминает он.

Однако когда Данивэн занял должность специалиста по вопросам слияний и поглощений, он понял, что она ему не по плечу. «Вдруг выяснилось, что я должен был разбираться в таких понятиях, как EBITDA, а также знать, как высчитывается стоимость предприятия, — говорит Ларри. — Эта работа стала для меня боевым крещением, помнится, я все думал о том, как бы не опозориться на совещании».

Ларри нужна была помощь. К счастью, он находился в хороших отношениях со своим коллегой Риком из финансового отдела. Работа Рика заключалась в построении финансовых моделей, на основании которых принимались стратегические решения о возможном слиянии и поглощении. Он всегда был готов поделиться с Ларри подробностями и ответить на его вопросы. «Рик всегда был очень терпеливым и осведомленным в своем деле», — вспоминает Данивэн. Вскоре Ларри освоился на новой должности и начал сотрудничать с Риком. «Я просил его рассказывать мне о наиболее важных переменных и затем проверял с их помощью различные гипотезы, — говорит он. — Мне все еще не было известно, как модель рассчитывалась, однако у меня сложилось четкое понимание того, какие гипотезы она позволяет сделать».

Ларри говорит, что Рик оказал ему неоценимую помощь и поддержку в процессе повышения своей компетентности в финансовых вопросах. «Плодотворное партнерство с коллегой, который хорошо в них разбирается, откроет вам широкие карьерные перспективы», — считает он.

Пример №2: научитесь работать с показателями, по которым компания оценивает свою успешность

Джеймс Пипер, главный бухгалтер компании TransUnion, считает, что сотрудники просто обязаны иметь общее представление о финансах для того, чтобы «знать, как у их компании обстоят дела с деньгами». По его мнению, бухгалтерское дело и финансы хороши своей универсальностью: разобравшись в основах, вы можете на них опираться в дальнейшем.

В то же время Джеймс отлично понимает, что каждая компания следит за результатами своей деятельности по-разному. Джеймс строил карьеру преимущественно в публичных компаниях. Однако когда в 2014 году он пришел в TransUnion, она принадлежала группе компаний прямых инвестиций. «Мне пришлось разобраться в том, какие финансовые показатели компании имеют для нее ключевое значение, почему именно они важны и как с их помощью TransUnion оценивает свою успешность», — вспоминает Джеймс.

Для начала он самостоятельно освоил большой объем теоритического материала и обработал множество данных. «К счастью, мне по должности полагается знать каждую цифру в отчете, поэтому засучив рукава, я взялся за его повторное составление в таблице Excel, — поясняет Джеймс. — У меня ушло некоторое время на то, чтобы проверить показатели и убедиться в том, что они не взяты с потолка».

Джеймс также обратился за советом к своему коллеге из отдела бухгалтерии, который был хорошо подкован в финансовых вопросах. «Он уже работал в компании какое-то время и помог мне вникнуть в подробности расчетов», — говорит Пипер.

В 2015 году TransUnion стала публичной компанией, и Джеймсу пришлось заняться финансовой стороной этого вопроса. Для того чтобы улучшить свои навыки и расширить знания по теме, он внимательно изучил финансовые отчеты 25 ближайших конкурентов. «Я сделал этого, чтобы понять, как они структурируют публикуемые ими данные о доходах и какие показатели являются для них основными», — объясняет Пипер.

Джеймс часто проводит корпоративные тренинги по финансам для своих сотрудников. Он говорит, что тренинги помогают сотрудникам понять, как их работа вписывается в общую картину финансов TransUnion. «Я не генерирую доходы, я статья расходов, которая отражается на базовой стоимости компании, — отмечает Пипер. — Вот почему у меня всегда есть стремление добиваться от бизнеса максимальной эффективности».