читайте также
Какое качество CEO организаций больше всего ценят в своих новых сотрудниках? Результаты исследования IBM, проведенного среди более чем 1500 руководителей в 33 отраслях и 60 странах, показали, что это не дисциплинированность, не честность, не ум и не эмоциональный интеллект. Это креативность. В конечном итоге любая компания хочет быть одной из лучших в своей отрасли и на передовых рубежах инновационного развития, а для этого нужны сотрудники с высоким уровнем креативности.
В советах из разряда «как повысить креативность» нет недостатка, но куда важнее понять, как руководители, которые постоянно заняты, могут найти время, чтобы применить их на практике. Я обсудила этот вопрос с несколькими наиболее инновационно мыслящими руководителями из ключевых отраслей (от технологических до консультационных и производственных), и вот что они рассказали.
Ищите необычное. Исследования показывают, что ярче всего креативность проявляется в незнакомой обстановке. Одна из работ рассказывает, что несколько дней, проведенных на природе без гаджетов (событие само по себе необычное и непривычное для большинства людей), способны вызвать рост креативности на 50%.
Но что делать, если удалиться в лес на несколько дней невозможно? Как найти время на новые впечатления и ощущения? Териксон Фернандо, бывший креативный директор в компании Hubbl (которая продана компании Airpush
за $10 млн), сейчас работающий креативным директором в компании Sattva, пытается включить функцию наблюдения в ежедневный рабочий график. «Наша вселенная наполнена идеями, и там уже есть то, что мы пытаемся придумать, поэтому я ищу подсказки в жизни, наблюдая за каждой мелочью, и допытываясь, как, почему и что меня окружает», — объясняет он.
Если этого стимула недостаточно, Ларс Бастхольм, креативный директор Google, советует: «Я часто предлагаю своим сотрудникам, которые зашли в тупик при выполнении задания, пойти в киоск и купить три журнала, которые они никогда в жизни бы не купили, например, журнал «Ортодонт», «Мир огромных грузовиков» или что-то в этом роде. Затем я рекомендую прочитать журналы от корки до корки и попытаться переиначить задание так, чтобы завоевать целевую аудиторию читателей этих журналов. Обычно это не только интересно и весело, но и открывает новый простор для мыслей, которые можно использовать для исходной задачи».
Саймон Малкани, исполняющий обязанности директора по маркетингу в компании Salesforce, рекомендует упражнение, которое он называет «перевернутый бинокль». Например, если вашему филиалу банка нужно завоевать лояльность клиентов, обратитесь к опыту компании абсолютно из другой области, например, Starbucks, и задайтесь вопросом, как они удерживают своих клиентов.
Получите отзывы из разных источников. Не все исследователи с этим согласны, но существует немало работ, доказывающих, что группы с разнообразным социокультурным составом более креативны. Руководители, с которыми я беседовала, не только пытались собрать вместе людей с разным образованием, социальным происхождением и интересами, но и нашли время поговорить с представителями другого бизнеса о своих планах. Руфус Гриском, серийный предприниматель, гендиректор и основатель компании Heleo, говорит об этом так: «Идеи, как люди, они не любят оставаться в изоляции и не терпят ревнивого отношения. Им нравится взаимодействовать с другими идеями».
«Как многие молодые предприниматели, раньше я опасался рассказывать о новой бизнес-идее, ведь кто-то может ее подхватить, а я упущу свой шанс, — признается он. — Теперь, когда мне в голову приходит интересная мысль, я делюсь ей буквально с каждым встречным умным человеком, которому она кажется интересной. Так я приобретаю новые знакомства и информацию, а вероятность того, что в один прекрасный день идея воплотится в реальное дело, повышается».
Фил Харрис, первый вице-президент и директор по стратегическим вопросам в компании Riverbed, напоминает, что внутри организации прислушаться к обратной связи так же важно, как и просить о ней: «Когда мы находимся в комнате, там нет званий, чинов или права старшинства. Мнение каждого имеет одинаковый вес, и у каждого есть время на его выражение. Любой знает, что его выслушают и всегда найдется время обсудить его выступление. Отношения всех и каждого основаны на доверии и честности, и не всегда такой честности легко добиться».
Обеспечьте свободу пространства. Креативности нужен простор. Этим можно объяснить доказанную пользу медитации для повышения креативности. «Я медитирую, чтобы выпустить существующие в моей голове мысли и стереотипы и освободить место для новых, — рассказал мне Териксон Фернандо. — Для меня креативность — это выпустить то, что находится внутри».
Хотя многие руководители действительно медитируют, я понимаю, что большинство деловых людей считает, что не может тратить на это время. Если это про вас, то есть и другие способы извлечь пользу из мечтательных размышлений.
Как показывает практика, прогулки тоже повышают креативность, поскольку во время них наш мозг открыт мечтам, что, как выяснилось, не мешает ему работать в режиме активного решения задачи. Вот как сформулировал это Питер Симс, гендиректор и основатель компании Parliament: «Если вы хотите, чтобы люди проявили изобретательность, предоставьте им свободное пространство. Стив Джобс много гулял. И я вижу, как Марк Цукерберг гуляет по крыше нового здания штаб-квартиры Facebook*».
Бастхольм из Google рекомендует любую физическую активность, даже рутинную: «Можно сделать уборку, позаниматься в спортзале, покрасить забор. Подойдет любое дело, которое даст вашему мозгу возможность поработать кулуарно». Гриском с этим согласен: «Если я работаю над чем-то, мне нравится параллельно заниматься неутомительными делами: я гуляю, катаюсь на велосипеде, вожу машину, мою посуду. Мне кажется, поскольку я выполняю какие-то действия, хотя бы и повседневные (тарелки становятся чище! Я прошел несколько кварталов!), размышляя над данной задачей, с мыслительного процесса снимается напряжение и у меня возникают свободные ассоциации».
Учитывайте ограничения. Возможно, вы удивитесь, что потребность в свободе пространства и необходимость ограничений связаны друг с другом. На первый взгляд, это разные вещи, однако, исследование показывает, что креативность активизирует как ту часть мозга, которая связана с мечтаниями, так и ту его часть, которая связана с «административным контролем». В конце концов, успех – это сочетание способности свободно осмыслить проблему со способностью превратить ее понимание в содержательный продукт.
Ограничения должны стать частью самой работы, а не просто условными функциями. «Не говорите «Взять эту высоту», скажите «Взять эту высоту, чтобы можно было сделать что-то еще», при изменении ситуации, ваши солдаты будут знать, что высоту больше брать не надо», советует Малкани.
Например, в конструкции кроссовок Nike Flyknit сочетаются износостойкость и беговые характеристики. Ханна Джонс, директор по устойчивому развитию и вице-президент по инновационной деятельности в Nike рассказывает, как они устанавливают ограничения по проекту: «Мы определили основополагающий принцип и назвали его «нулевой компромисс». Наша задача — создать красивое и износостойкое изделие. Команда получила ограничения, которые ее абсолютно не обрадовали: необходимо было удвоить объем бизнеса, уменьшив негативные результаты вполовину. Сочетание выглядит необычно, но объединить эти ограничения друг с другом придется. При этом они способствуют подъему креативности, и это все меняет». Компания считает проект успешным: Джонс говорит, что кроссовки Nike Flyknit имеют отличные беговые характеристики, а отходы при их производстве на 60% меньше, чем при использовании традиционных методов.
Приведенные выше данные и советы понятны, а их реализация на практике не требует так много времени, как кажется. Покиньте свою зону комфорта, дайте простор мыслям, узнайте, что происходит за пределами вашей области и установите нужные ограничения. На все это хватит обычного рабочего дня.
Об авторе. Эмма Сеппала — психолог-исследователь, работает в Стэнфордском университете.
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена