Эпидемия на миллиард: как спастись от выгорания, одиночества и убытков | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эпидемия на миллиард: как спастись от выгорания, одиночества
и убытков

Выгорание на работе связано не только с эмоциональным истощением, но и с одиночеством

Авторы: Эмма Сеппала , Марисса Кинг

Эпидемия на миллиард: как спастись от выгорания, одиночества и убытков

читайте также

Польза увольнения

БиДжей Райт,  Елена Лыткина-Ботельо,  Ким Розенкеттер Пауэлл

Настоящий лидер признает свои ошибки

Джим Уайтхерст

(Не)правильная школа лидерства

Елена Евграфова

Пора увольнять

Рон Каруччи

Все больше людей чувствуют себя уставшими и одинокими на работе. Анализируя результаты исследования General Social Survey за 2016 год, мы обнаружили, что по сравнению с данными двадцатилетней давности вдвое больше опрошенных признались, что постоянно испытывают сильную усталость. Почти 50% респондентов ответили, что постоянно или часто чувствуют себя обессиленными из-за работы. Эти показатели пугающе высоки — и на 32% выше, чем 20 лет назад. Более того, присутствует заметная корреляция между чувством крайней усталости и одиночеством: чем больше усталость, тем сильнее ощущается одиночество.

Причиной одиночества становится не социальная изоляция, как можно было бы подумать, а эмоциональное истощение, которое возникает из-за выгорания на работе. Собирая информацию для книги «The Happiness Track», мы обнаружили, что испытавшими выгорание себя чувствуют 50% работников самых разных профессий — от некоммерческого сектора до медицины. Эта проблема касается  не только  вечно занятых и перегруженных работой руководителей (хотя распространенность одиночества и эмоционального выгорания среди представителей этой группы хорошо известна), наша работа показала, что она затрагивает все профессии и ступени корпоративной иерархии.

Одиночество, вызванное социальной изоляцией или истощением, имеет серьезные последствия. Джон Касиоппо, ведущий эксперт в области изучения одиночества и соавтор книги «Loneliness: Human Nature and the Need for Social Connection» подчеркивает его значительное влияние на психологическое и физическое здоровье, а также на продолжительность жизни. Исследование Сары Прессман подтверждает результаты работы Касиоппо: ожирение сокращает продолжительность жизни на 20%, употребление алкоголя — на 30%, курение — на 50%, а одиночество на целых 70%. Еще одно исследование показывает, что одиночество увеличивает вероятность инсульта или ишемической болезни сердца — основных причин смерти в развитых странах — на 30%. Социальные связи же напротив способны укрепить нашу иммунную систему, продлить жизнь и уменьшить уровень тревоги и депрессии.

Одиночество — эмоционально болезненное чувство, это знают все, кто испытывал его. В человеческом мозге оно даже регистрируется как физическая боль. Социальные последствия этого напрямую влияют на производительность. Люди разобщены, а разобщенность в коллективе, как показали исследования школы бизнеса Смита при университете Куинс и института Gallup, ведет к существенным потерям: увеличению числа прогулов почти на 37%, росту числа происшествий на 49%, снижению прибыльности на 16% и постепенному снижению цены акций на 65%.

Эксперты и компании пытаются найти способ борьбы с растущим уровнем эмоционального выгорания на работе. Многие рекомендации касаются снятия стресса, обучения практикам осознанности или уменьшении нагрузки, то есть подходят к выгоранию как к индивидуальной проблеме. Однако его связь с одиночеством дает основание предполагать, что ключом к решению проблемы могут стать более тесные человеческие отношения с коллегами.

Одно из исследований доказывает связь между поддержкой окружения, снижением показателей эмоционального выгорания и ростом продуктивности и удовлетворения от работы. Это подтверждает и работа ученых из Великобритании, которые назвали главным фактором, определяющим удовлетворение сотрудников, положительные взаимоотношения с коллегами. С позитивными отношениями в рабочем коллективе, а именно с чувством безопасности, взаимным признанием, уважением и поддержкой, напрямую связаны вовлеченность сотрудников и их сплоченность. Ощущение общности, как показывают исследования, ведет к большему психологическому благополучию, которое, в свою очередь, обеспечивает рост продуктивности и исполнительности. Отчасти это связано с тем, что ощущение общности повышает самооценку сотрудников, благодаря чему они больше доверяют и сопереживают друг другу и лучше работают вместе.

Что же делать руководителям и сотрудникам компаний, чтобы достичь таких результатов?

Продвигайте идеи эмпатии и вовлеченности среди сотрудников. Исследование Кима Кэмерона, профессора Мичиганского университета и автора книги «Positive Leadership», демонстрирует, что рабочая среда, отношения в которой строятся на заботе, поддержке, уважении, честности и прощении, способствует большей эффективности работы всей организации. Старайтесь поддерживать ощущение общности и ценить теплые и доверительные отношения между людьми. Одна лишь эмпатия, как утверждают некоторые исследования, может противостоять эмоциональному выгоранию и истощенности. Джейн Даттон, профессор Мичиганского университета и соавтор книги «Awakening Compassion at Work» убедительно доказывает, что участие и сопереживание способны стимулировать сплоченность рабочего коллектива.

Побуждайте ваших работников создавать «сети личностного роста». Такая сеть контактов представляет из себя небольшую группу коллег, к которым можно всегда обратиться за советом или эмоциональной поддержкой. В большинстве организаций такие сети появляются по воле случая, однако это можно изменить, предоставляя новым сотрудникам партнеров на срок адаптации и помогая сотрудникам наладить контакт с потенциальными наставниками и коллегами. Значительных результатов можно добиться, устраняя преграды на пути коммуникации: разгружая расписание сотрудников и предоставляя им контактную информацию об их коллегах, а также некоторые общие сведения о них (включая хобби и интересы, а не только работу).

Отмечайте коллективные успехи. Удовольствие, которое можно получить во время неформального общения, недолговечно, но празднование коллективных побед создает чувство причастности к общему делу. Один из лучших примеров такого подхода мы обнаружили в бизнес-инкубаторе Awethu в ЮАР. Как только в инкубаторе начинал работать новый сотрудник, звенел колокольчик и все сотрудники прекращали работать, чтобы поприветствовать его аплодисментами. Подобного рода ритуалы способствуют сплоченности коллектива, увеличивают чувство причастности, защищают от эмоционального выгорания.

В бизнесе с одиночеством и эмоциональным выгоранием сопряжен большой риск: последние исследования показали, что компании в Великобритании ежегодно теряют миллиарды долларов из-за страдающих от одиночества сотрудников, а эмоциональное выгорание ежегодно обходится британской системе здравоохранения в сотни миллиардов долларов. Итак, проблема ясна, пришло время принять необходимые меры для борьбы с этой эпидемией.

Об авторах. Эмма Сеппала — психолог-исследователь, работает в Стэнфордском университете. Марисса Кинг — профессор Йельской школы менеджмента.