«Во время кризиса вкладываться нужно прежде всего в себя» | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост

«Во время кризиса вкладываться нужно прежде всего
в себя»

Как развивать карьеру в кризисные времена

Автор: Анастасия Мизитова

«Во время кризиса вкладываться нужно прежде всего в себя»
Lukasz Grudzien / Unsplash

читайте также

Какой аутентификации люди боятся больше?

Китай для бизнеса: тонкости взаимодействия с партнерами и потребителями

Олег Батанов

Пять неординарных способов перезагрузить мозг

Дэвид Брендел

Чуда не будет, все в наших руках

Елена Евграфова

Во время кризиса карьеру не делают. Если затормаживается деловая активность, компании замораживают наем и рассматривают варианты оптимизации — какая тут карьера? Все так: кризис — крайне болезненное время, когда нарастает неопределенность, есть риск потерять доход, должность или бизнес. Но точка испытания — это всегда проверка на прочность и на умение грамотно распорядиться своими возможностями.

Именно сейчас ведущие компании продолжают разговаривать с сотрудниками о карьере — о том, как сформулировать и повышать свою профессиональную ценность. При этом акцент делается не на гарантированное продвижение, а на личную ответственность за осознанные инвестиции в собственное развитие. Во время кризиса вкладываться нужно прежде всего в себя.

На основании опыта взаимодействия с клиентами команда «Энергия HR» разработала модель «Пять шагов развития карьеры», состоящую из пяти последовательных этапов. Рассмотрим каждый из них.

Шаг 1. Возьмите на себя ответственность за свою карьеру

Кто управляет вашей карьерой? Очевидный ответ — конечно, вы сами: речь ведь о вашем выборе пути, о достижениях и доходе. Но работодатели часто жалуются, что многие сотрудники ждут от компании полной инициативы: кто-то якобы должен заметить человека, разглядеть его способности, предложить повышение, указать на возможности и провести за руку к успеху.

Под лежачий камень вода не течет, особенно в непростые времена. Карьерных перспектив будет меньше, реализовать себя станет труднее. Чтобы добиться успеха, потребуется полная личная ответственность. Понять, берете ли вы ее на себя, можно, пройдя простую проверку. Вспомните, какие осознанные действия по развитию карьеры вы совершали, допустим, за последние полгода. А затем согласитесь или не согласитесь со следующими утверждениями.

1. Я провел аудит своей карьеры.

2. Я запросил обратную связь у других людей.

3. Я проанализировал обратную связь и расширил свои возможности.

4. Я целенаправленно участвую в интересующих меня проектах.

5. Я усиливаю свое профессиональное портфолио.

6. У меня есть продуманный план действий по развитию карьеры, и я ему следую.

7. Я слежу за карьерными возможностями в своей организации и на рынке.

Если вы можете по каждому пункту дать утвердительный ответ, отлично. Но если тест выявил расхождение намерений и фактических действий, задумайтесь. Никто, кроме вас, не будет бороться за ваш успех.

Шаг 2. Помечтайте о своей карьере

В момент охлаждения рынка легко впасть в отчаяние, особенно если вы представляли себе свое развитие строго на один шаг вперед и только в плоскости текущей работы. Если у заказчиков поменялись приоритеты, снизилась платежеспособность и организация начинает экономить, повышений в должности и оплате точно не будет.

Опасно складывать все яйца в одну корзину и ассоциировать личный успех с тем, как вас оценивает босс и сколько денег вам платят. В сложные времена душевное равновесие можно сохранить, опираясь на собственные ценности, надежды, друзей, творчество, — все это грани нашей жизни, и нельзя об этом забывать. Душевное равновесие также поддерживается осознанием того, что вы профессионал, что вы можете быть полезным и со своими навыками не пропадете.

Вот три способа целенаправленно мечтать о том, чтобы стать профессионально сильнее.

1. Я как товар на маркетплейсе. Вообразите, что вам прямо сейчас нужно искать работу и для этого необходимо разместить резюме на маркетплейсе — онлайн-платформе, где представлено много специалистов, таких же, как и вы. На этой платформе нельзя указывать прошлого работодателя, поэтому не имеет значения, где вы трудились: в гигантской корпорации или в маленьком стартапе. Нельзя также называть свою прошлую должность, поэтому не важно, кто вы — младший специалист или директор. Можно перечислить только конкретные навыки, то есть для чего вы пригодитесь в новом проекте, и стоимость. Покупатели выбирают среди многих, им нужен тот, кто предлагает оптимальное сочетание цены и качества. Нужен сантехник, который придет и починит трубу, чтобы та не текла, — найдется отличный сантехник. Нужен проектный управляющий, который доведет проект до победного конца, — найдется управляющий.

На портале можно сделать краткое описание, не более 200 слов. По этим словам заказчик сможет найти вас среди других и сделать выбор в вашу пользу или в пользу другого кандидата. Что вы скажете о себе?

2. Конкретный запрос. У вас есть возможность представиться будущему работодателю, руководителю интересующего вас проекта, нужным коллегам из других департаментов. Они обсуждают проект в сфере, в которой у вас нет опыта. Но вам выпал счастливый шанс: вас точно возьмут, несмотря на отсутствие навыков или опыта, при условии, что вы сможете точно сформулировать, чем хотите заниматься. Если попросите оформлять отчетность — вас поставят на это направление. Захотите руководить всем проектом — тоже поставят. Но только объясните, что именно вы будете делать.

Для многих сложность в том, что они не способны представить себе работу в другой сфере: они идут строго по проторенному пути, даже если недовольны им. И когда появляется шанс, люди не понимают, как им воспользоваться.

3. Моя история. Если разговор заходит о карьере, многие становятся похожи на «ходячее резюме» — начинают подробно рассказывать про свой путь, про компании, в которых работали, про свои должности и достижения — и все это в хронологическом порядке. Но ведь карьера — дорога длиной в жизнь. Это то, что вам действительно интересно, от чего сжимается сердце, о чем мечтается, — далеко за пределами работы. То, чем вы гордитесь, и то, как расставляете приоритеты. Это, кстати, и отношение к работе — как к мучительной нагрузке или как смыслу и вдохновению.

Сформулируйте свою историю в двух-трех абзацах. Пусть это будет история живого человека с интересной судьбой, со стремлениями, с личным предназначением, с собственной траекторией и волей к победе. Вызов для вас — кратко упаковать все важное в «продающий» текст. Вас должны «купить»!

Шаг 3. Создайте портфолио

Кризис — это момент трудного выбора для работодателей. В приоритете для них всегда будет человек, обладающий прикладными компетенциями, необходимыми для поддержания бизнес-процессов. Вопрос — выберут ли вас с тем набором знаний и навыков, которые вы успели накопить.

Хорошо, если у вас есть нужный багаж, — тогда задача на этом этапе состоит в том, чтобы правильно позиционировать свои достижения. Если багаж недостаточный, будет трудно, но и здесь нужно сделать выбор: сдаться или бороться. Порой именно тяжелое испытание становится катализатором для прорыва. Поймите, чего вам не хватает, и начинайте добирать конкретные навыки.

Этот шаг наверняка многим знаком, потому что он похож на составление традиционного резюме. Нужно структурировать свой опыт и описать, что вы делали в разные моменты профессионального пути. Задача не в том, чтобы составить полное хронологическое описание жизни. Важно представить себе клиента, который будет изучать резюме в попытке найти нужного человека, и ответить на его вопросы. 

Перечислим наиболее распространенные вопросы заказчика при выборе сотрудника.

• Что этот человек умеет делать, и как подтвержден его полезный опыт?

• Как понять, что он справится с лидерской ролью?

• Сможет ли он разобраться с тем, чего сейчас не знает?

• Сработается ли он с уже сложившейся командой?

• Сможет ли он справиться с большой нагрузкой и будет ли опорой команде?

Согласитесь, что акционерам и топ-менеджерам не интересно, в каком году вы перешли от должности младшего специалиста к должности старшего. Тогда зачем строить рассказ вокруг никому не нужной хронологии?

Ответы на вопросы должны быть сформулированы в виде убедительных фактов, примеров, цифр, ясного описания сделанных проектов с результатами. Ваша задача в процессе подготовки к этому пока воображаемому выступлению такова:

• Вспомнить и собрать воедино все данные, примеры и факты, которые свидетельствуют в вашу пользу. Назовем это «портфолио». Это не портфель, набитый информацией, а структурированная система хранения. Некая личная ИКЕА с красивыми ящичками и полочками для ваших достижений, где все продумано, подписано, со всего сдута пыль и откуда при необходимости можно быстро достать информацию и представить ее в товарном виде.

• Подумать, как максимально красиво все сформулировать, чтобы ответить на вопросы своей аудитории. Это ваша личная клиентоориентированность — подавать клиенту информацию в том виде, в котором он хочет ее получить.

Работа по составлению портфолио нужна не работодателю, а вам — чтобы разработать личную стратегию, расставить приоритеты, а потом системно пополнять свою базу, постоянно ее усиливая. Тогда к списку ваших задач добавятся такие пункты:

• проанализировать, где густо и где пусто, то есть чего не хватает в текущем портфолио;

• понять, как усилить свое портфолио, что в него можно добавить;

• сознательно и активно набирать конкретные и весомые дополнения (на это потребуется время).

Шаг 4. Усиливайте свой профессиональный бренд

Прекрасно, если у вас есть хорошо составленное профессиональное портфолио. Но самый важный вопрос — кто знает о ваших возможностях, кто готов привлекать вас на проекты?

В маркетинге бренд — это то, что думает и чувствует потенциальный покупатель при упоминании компании. Сила бренда — это вероятность, с которой потенциальный клиент из всех возможных опций в определенной ситуации выберет именно ваш продукт.

Концепция корпоративного бренда имеет прямое отношение к построению личной карьеры. По сути, каждый из нас — ресурс со своими полезными навыками и стоимостью, и потенциальный заказчик решает, хочет ли он использовать такой ресурс в своей команде, проекте или организации.

Перечислим, что можно сделать, чтобы стать более заметным.

• Создавать сеть профессиональных контактов. Инвестировать в качественные отношения, поддерживать связь с разными людьми. Вступать в профессиональные организации, активно участвовать в их жизни, заводить полезные знакомства, думать, в каком направлении стоит расширять свои связи.

• Делиться полезным опытом: выступать на профессиональных мероприятиях, писать статьи, стать ментором.

• Стараться попасть в масштабные, значимые проекты.

Шаг 5. Действуйте

Карьера — это личные действия, смелость, решения, ошибки и достижения. Приступая к целенаправленному построению карьеры, разбейте действия, в том числе описанные выше, на три типа: то, что можно сделать самим; то, что можно сделать при помощи коллег и руководителя; то, что можно сделать, используя инфраструктуру компании.

Можно сделать самим.

• Оценить степень своей ответственности за карьеру.

• Целенаправленно помечтать о карьере и поставить себе цели.

• Получить конкретный и полезный результат.

• Вылезти из своего «профессионального колодца».

Можно сделать при помощи коллег и руководителя.

• Запросить обратную связь.

• Определить, какие навыки у вас есть и какие еще нужно получить.

• Расширять сеть контактов.

• Узнать об опыте и профессиональном пути руководителя и коллег.

• Поделиться своей экспертизой с другими.

Можно сделать, используя инфраструктуру компании.

• Ознакомиться с требованиями к следующему уровню должности.

• Принять участие в кросс-функциональных проектах.

• Разобраться в работе других подразделений и компании в целом.

• Использовать возможности для обучения и развития, перемещений и ротации, коучинга, менторинга, проектной работы.

• Участвовать в волонтерских и социальных проектах.

Действуя по описанной модели, вы сможете взять на себя ответственность за построение собственной картеры и даже в кризисное время повысить свою профессиональную привлекательность и создать все условия для движения вперед.