Как настроиться на рабочий лад, если все отдыхают, а вы нет | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как настроиться на рабочий лад, если все отдыхают, а
вы нет

Прием, который позволит эффективно работать в выходные и праздники

Авторы: Лора Джурдж , Кейтлин Вулли

Как настроиться на рабочий лад, если все отдыхают, а вы нет
Ariel Sun

читайте также

Два способа вернуть доверие своего босса

Дэвид ДеСтено

Жечь мосты или строить переправу

Анастасия Миткевич

Задача компании СТС Медиа

Как сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях

Дэвид Фесселл,  Роберт Куинн,  Стивен Порджес

Сегодня многое принципиально меняется в том, как и когда мы работаем. По данным американского исследования об использовании времени, проводившегося в 2018 году, 30% сотрудников на полной ставке работают по выходным и в праздники, и даже в их законное свободное время люди не перестают работать. Мало того, последние изменения и переход на удаленный режим из-за пандемии COVID-19 могут только усугубить ситуацию: формальные границы, отделяющие рабочее время от внеурочного, все больше размываются, и сотрудникам иногда трудно разобраться в своем графике.

Многие полагают, что гибкое планирование рабочего времени должно повышать мотивацию. Самостоятельность в составлении расписания дает возможность построить свой день так, чтобы работать максимально производительно, а значит, в выходные и праздники настрой может быть даже выше. Кроме того, исследования показывают: когда человек постоянно чем-то занят (а не предается безделью), появляется чувство продуктивности, и это помогает видеть в своем труде больше смысла. Из этого следует, что, если работать, когда другие отдыхают, можно повысить мотивацию.

Тем не менее наши исследования показывают, что часто все как раз наоборот. Работа в выходные и праздники подрывает внутреннюю мотивацию, от которой зависит готовность доводить дело до конца. Внутреннюю мотивацию порождают чувства заинтересованности, важности и удовольствия. Наши данные свидетельствуют, что работа во внеурочное время провоцирует внутренний конфликт по поводу личных и профессиональных целей, и это снижает удовольствие от процесса. И все же мы сами, занимаясь этими исследованиями в выходные и праздничные дни, нашли решение проблемы: если переопределить свободное время как «рабочее», это может помочь сохранить внутреннюю мотивацию.

Как влияет на внутреннюю мотивацию работа во внеурочное время?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали данные репрезентативной национальной выборки численностью в 1298 сотрудников из США. Опрошенные рассказали, работают они иногда по выходным или заняты исключительно с понедельника по пятницу. Внутреннюю мотивацию в этой выборке характеризовали следующие утверждения: «работа, которой я занимаюсь, для меня наполнена смыслом» и «работа дает мне возможность применять свои навыки и способности».

Мы обнаружили, что в среднем у тех, кому иногда приходилось работать в выходные, внутренняя мотивация оказывалась слабее. Поскольку в данном случае речь идет о корреляции, возможно, сказывались и другие составляющие, например, более низкая карьерная позиция. Мы проконтролировали многие потенциально влияющие факторы, в том числе уровень дохода семьи, образование, продолжительность рабочей недели в часах и общую удовлетворенность жизнью. Выяснилось, что взаимосвязь между рабочим временем и внутренней мотивацией сохраняется.

Чтобы подробнее ее изучить, мы провели четыре дополнительных эксперимента с участием взрослых, работающих в выходной, и студентов, учащихся в период каникул. Во всех исследованиях обнаружилось, что работа во внеурочное время снижает внутреннюю мотивацию.

Например, в одном из исследований мы опросили студентов, занимавшихся в университетской библиотеке в федеральный выходной. В некоторых случаях мы напоминали про государственный праздник («Сегодня 17 февраля, День Президентов»), в других — нет («Сегодня 17 февраля»). Те, кто вспоминал, что занимается, когда все отдыхают, оценивали изучаемый материал как менее интересный и увлекательный, то есть их внутренняя мотивация к учебе была слабее.

Почему работа во внеурочное время подрывает внутреннюю мотивацию?

Мы привыкли подразделять время на рабочее и нерабочее. Когда приходится заниматься профессиональными обязанностями в нерабочее время, например, в выходные, возникает конфликт между ожиданиями и реальностью и в результате работа кажется менее интересной и значимой.

Что делать, если приходится работать во внеурочное время?

К сожалению, во многих случаях должность обязывает трудиться в выходные и праздничные дни. Что можно сделать, чтобы не терять настрой в подобных ситуациях? В ходе наших исследований мы обнаружили один прием, который помогал поддерживать внутреннюю мотивацию студентам, занимавшимся во время весенних каникул, и сотрудникам, работавшим в субботу: нужно переопределить это время как «рабочее». 

Например, в одном из исследований группе участников, работавших в субботу, было сказано: «Обычно в выходные многие стараются наверстать или продвинуть какие-то дела по службе». Другим мы сообщили: «Обычно в выходные люди отдыхают и делают перерыв». По нашим данным, несмотря на то что обе группы работали во внеурочный день, в первой — участники проявляли больше заинтересованности и увлеченности в отношении своих задач, потому что расценивали это время как рабочее (а не как время отдыха).

Работа во внеурочное время бьет по мотивации в целом — так ли это?

Следует отметить, что внутренняя мотивация не единственное, что побуждает нас трудиться. Есть еще и внешняя мотивация (например, получение зарплаты, необходимость содержать семью и т. д.). И хотя необходимость заниматься профессиональными задачами в нерабочее время отрицательно сказывается на внутренней мотивации, ни в одном из наших исследований мы не нашли подтверждений, что это затрагивает и внешнюю мотивацию. Конфликт целей, связанный с работой в праздники и выходные, подрывает нашу способность оценивать важность работы самой по себе, но он не влияет на значимость зарплаты или гарантии занятости. Как бы то ни было, исследования Кейтлин Вулли и Айелет Фишбах показывают, что внешней мотивации без внутренней часто недостаточно для поддержания удовлетворенности работой и полной самоотдачи.

Вывод очевиден: удовольствие от работы зависит не только от того, чем мы занимаемся, но и когда мы этим занимаемся. Если вам нужно трудиться вне рабочего графика, постарайтесь мысленно переопределить это время как рабочее, чтобы не терять мотивацию. А руководители могут поддерживать сотрудников, поощряя их не выполнять свои функции во время отдыха, поскольку, как показывают наши данные, это может подрывать внутреннюю мотивацию и готовность прилагать усилия. Умение сохранять настрой всегда играло немалую роль, но сейчас, когда в ситуации пандемии многие вынуждены работать удаленно и жизненный график становится все более напряженным, такие стратегии будут особенно важными для поддержания максимальной продуктивности и вовлеченности в индивидуальной работе и в команде.

Об авторах

Лора Джурдж (Laura M. Giurge) — научный сотрудник Лондонской школы бизнеса и Исследовательского центра благосостояния Оксфордского университета.

Кейтлин Вулли (Kaitlin Woolley) — преподаватель маркетинга в Высшей школе менеджмента им. Джонсона при Корнеллском университете.