читайте также
Телеконференции с акционерами — непременный ежеквартальный ритуал. Руководитель зачитывает отчет, затем отвечает на вопросы.
Проанализировав аудиозаписи этих мероприятий, мы выявили, что интонации участников зависят от времени дня. Известно, что физическая и умственная усталость рождает раздражение, особенно заметное прямо перед обеденным перерывом и под конец рабочего дня. Одно исследование даже показало, что исход встречи может предопределить время ее проведения: до ланча или после. Не происходит ли нечто подобное и с отчетами о прибыли? — задумались мы.
В 26 585 записях телеконференций, состоявшихся в 2113 публичных компаниях США с января 2001 по июнь 2007 год, мы, воспользовавшись лингвистическими алгоритмами, измерили позитивную, негативную и нейтральную реакцию на вопросы и ответы. Статистически перед самым ланчем тон был наиболее негативным и наименее воодушевленным. Сразу после перерыва раздражение уменьшается, но потом опять нарастает, достигая пика в 3 часа дня. Затем вдруг — в тот самый момент, когда закрываются биржи, — негатив уходит: видимо, с закрытием рынка участники конференции избавляются от стресса. В целом, разговоры вокруг отчетов, сделанных во второй половине дня, по тону более негативные, раздраженные и даже воинственные, чем утренние (мы ввели поправки на принятые в отрасли нормы общения, финансовые проблемы, перспективность и сам характер новостей, включенных в отчет).
Далее мы присмотрелись к ситуации на бирже и поняли, что тон имеет экономические последствия: чем меньше позитива, тем ниже котировка в первые пять часов после конференции. После негативного отчета котировки продолжают падать еще до 15 дней. Значит, если перенести время видеоконференции с 8 утра на 3 часа дня (то есть усилить взаимное раздражение) — прибыльность снизится в среднем до минус 1,5% (при том, что средняя прибыльность компаний из списка S&P 500 за исследуемый период составляла 3%).
Менеджерам, планирующим отчетную видеоконференцию, следует принять это к сведению. Как правило, время ее проведения установлено раз и навсегда. Маленькие фирмы более склонны к вечерним отчетам, возможно, потому, что им не достается утренний прайм-тайм. Также к послеобеденным часам тяготеют фирмы хайтека — видимо, из-за поясного времени инвесторов из Силиконовой долины. Но пусть все компании помнят, что напряжение растет к концу дня.
Ставки в трудные времена
Казалось бы, в пору рецессий нужно бережнее относиться к своим накоплениям, но игроки об этом слыхом не слыхивали. Майкл Вол из Университета Карлтона (Оттава) провел эксперимент и убедился, что после прочтения статьи об экономическом кризисе 48% испытуемых решаются потратить полученную за участие в опыте десятку на игровые автоматы — и лишь 23% в контрольной группе. Значит, экономические проблемы толкают нас к рискованным для кошелька решениям.