Почему одни семейные корпорации процветают, а другие погибают | Большие Идеи

Почему одни семейные корпорации процветают, а другие погибают

Шесть компонентов крепкого семейного бизнеса
Почему одни семейные корпорации процветают, а другие погибают
DAVID MALAN/GETTY IMAGES

Читайте также

Как эпидемия COVID-19 может поменять работу в офисах

Джозеф Аллен,  Джон Макомбер

Как разговоры с малознакомыми людьми спасают от выгорания во время эпидемии

Джиллиан Сэндстром,  Эшли Уилланс

 

Согласно последнему отчету Credit Suisse Research, семейный бизнес — основа большинства национальных экономик. Он создает рабочие места, стимулирует инновации и обеспечивает приток прибыли.

 
 

Однако, как мы отмечали в статье для HBR от 2015 года, такой успех может быть достигнут только при соблюдении следующих четырех правил: компания должна поддерживать добросовестное управление, выявлять и развивать как родственные, так и сторонние кадры, соблюдать дисциплину преемственности и сохранять авторитет семьи. Первоначально мы думали, что последнее правило работает, когда минимум один, но максимум три члена семьи принимают активное участие в делах компании. Однако клиенты постоянно просили у нас разъяснений. По этой причине совместно с Family Business Network International (FBNI) мы провели трехлетнее глобальное исследование, чтобы выяснить, что же помогает создать «семейное притяжение».

 
 

В ходе исследования мы проинтервьюировали более 500 руководителей из 28 ведущих семейных компаний, работающих в Северной и Южной Америках, Европе и Азии. Мы также опросили 4 тысячи членов FBNI, что позволило нам получить 308 конкретных примеров и детально проанализировать 15 семейных предприятий из самых разных секторов экономики по всему миру.

 
 

Мы пришли к выводу, что «семейное притяжение» складывается из шести элементов.

 
 

Во-первых, семья должна иметь объединяющую всех ее членов систему ценностей, которая послужит им основой для построения отношений с бизнесом и обществом. Это дает организации моральный стержень, помогающий выстоять перед лицом трудностей и выделить себя среди конкурентов.

 
 

Видение — это четко определенная картина будущего, которую разделяют все члены семьи и которая направляет их действия. Такое общее видение особенно важно в нынешней бизнес-среде, где высок уровень сложности и неопределенности, а постепенный рост встречается довольно редко. Видение позволяет семье ставить цели и определять приоритеты.

 
 

Семьи должны иметь четкое представление об уровне своей вовлеченности в бизнес и о том, какой объем информации потребуется каждому участнику, чтобы выполнять свои обязанности и приносить пользу компании.

 
 

Они также должны демонстрировать сплоченность и взаимодействие: выражать по отношению друг к другу взаимопонимание и уважение, поддерживать здоровый обмен идеями и открыто обсуждать ключевые и деликатные вопросы. Это определяет, насколько устойчивой будет семья и как ее члены будут реагировать на изменения.

 
 

Качественное семейное управление подразумевает, что принятие решений и использование полномочий осуществляется в соответствии с установленными и общепринятыми передовыми методами. Это поможет избежать конфликтов, задать стандарты профессионализма, а также привлечь и сохранить лучшие кадры.

 
 

Наконец, лидерские принципы и роли должны быть четко определены для всех руководителей определенного уровня независимо от того, являются они членами семьи или нет.

 
 

Мы обнаружили сильную корреляцию между приведенными выше составляющими и финансовым успехом. Однако мы также выяснили, что среди средних и крупных семейных предприятий с годовым доходом свыше $500 млн 40% показали слабые результаты, как минимум, в трех из шести вышеперечисленных элементах.

 
 

Что же стоит делать семейному бизнесу, чтобы оставаться здоровым и жизнеспособным? Сперва необходимо провести диагностику и выяснить, в какой именно точке находится ваша компания по каждой из перечисленных составляющих. Затем необходимо поработать над самыми слабыми для вас областями.

 
 

Например, работу с системой ценностей вы можете начать так: определите ценности, свяжите их с собственным бизнесом, сформулируйте их для себя и интегрируйте. Конечная цель создания видения — постоянно внедрять его в жизнь компании в целом и ее сотрудников в частности. Возьмем для примера Henkel, основанную в 1876 году и на момент написания этой статьи являющуюся одной из крупнейших немецких семейных компаний с доходом около 20 млрд евро. В компании работает 53 тыс. сотрудников, но тем не менее контрольный пакет акций гиганта потребительской и химической отрасли принадлежит 100 семейным акционерам. Однако они прекрасно организованы как группа управленцев, имеют общее понимание и видение будущего Henkel и роли, которую каждый должен играть в компании.

 
 

Если говорить о сплоченности, семейные предприятия должны постараться формализовать поток информации, организовывать регулярные встречи и обращать внимание на профессиональное управление конфликтами. В LEGO Group, одной из ведущих компаний-производителей игрушек с доходом в 4,8 млрд евро и 15 тыс. сотрудников, члены семьи (сейчас в третьем поколении) сознательно разделили свою деятельность между различными частями бизнеса. Основа их успеха во взаимопонимании, уважении, поддержке и готовности помочь друг другу справиться с новыми ролями и обязанностями.

 
 

Необходимо определить и степень вовлеченности, исходя из опыта и заинтересованности каждого члена семьи. Управление, включая правила создания профессионального совета директоров и найма как представителей семьи, так и людей со стороны, должно быть приведено в соответствие с отраслевыми стандартами. Лидерские принципы и роли также должны быть определены заранее. В качестве примера можно привести бизнес семьи Дабур, который был основан в 1884 году и стал одной из ведущих компаний-производителей товаров массового потребления в Индии (и крупнейшей компанией в мире, которая специализируется на аюрведе и натуральной медицине) с доходом более $1 млрд и рыночной капитализацией более $10 млрд. Семья-основатель (в настоящее время представители пятого поколения) имеет совет директоров, состоящий из членов семьи, независимых директоров и топ-менеджеров. Компания одной из первых (в 1998 году) разделила владение и управление бизнесом. У них также есть семейная конституция, которая четко распределяет роли между всеми членами семьи (многие по-прежнему являются владельцами, однако лишь избранные участвуют в управлении).

 
 

Хотя большинство семейных компаний не доживают до третьего поколения владельцев, некоторым все же удается преуспеть. Почему? Они овладели всеми шестью принципами «семейного притяжения». Они разделяют общие ценности и видение, грамотно распределяют участие в бизнесе членов семьи, практикуют сплоченность и взаимодействие, поддерживают качественное семейное управление и ясность в отношении общих принципов и ролей.

 
 

Об авторах

 
 

Клаудио Фернандес-Араоc (Claudio Fernández-Aráoz) — старший консультант глобальной консалинговой компании Egon Zehnder, научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса и автор книги «It’s Not the How or the What but the Who» (Harvard Business Review Press, 2014).

 
 

Сонни Икбал (Sonny Iqbal) — партнер в Egon Zehnder и руководитель глобальной программы развития семейного бизнеса.

 
 

Йорг Риттер (Jörg Ritter) — партнер в Egon Zehnder и руководитель глобальной программы развития семейного бизнеса.

 
 

Рене Садовски (René Sadowski) — руководитель по взаимодействию в Egon Zehnder и участник глобальной программы развития семейного бизнеса.

 
Читайте также
Почему бизнес предпочитает наказывать мошенников самостоятельно
Компания Менеджмент
Почему бизнес предпочитает наказывать мошенников самостоятельно
Из-за чего компании все реже сообщают в полицию о мошенничествах
Синтия Куртуа, Ив Жендрон
14.07.20
Стратегический выбор: как меняются советы директоров в России
Компания Менеджмент
Стратегический выбор: как меняются советы директоров в России
В декабре команда Школы управления «Сколково» выпустила исследование «Совет директоров: взгляд изнутри и извне». Мы обсудили результаты с одним из авторов исследования Еленой Дубовицкой, директором Центра устойчивого развития «Сколково»; генеральным директором Национального ESG Альянса Андреем Шароновым, независимым директором нескольких публичных российских компаний; и Вероникой Загиевой, партнером консалтинговой компании Ward Howell, СЕО сервиса по оценке советов директоров Агата AI.
Ирина Телицына
18.12.25
Сообразить на двоих
Компания Менеджмент
Сообразить на двоих
Как совместно руководить проектом, командой или организацией
Ребекка Ньютон
23.01.24