читайте также
Один из крупнейших российских аутсорсеров IT-услуг ищет новую модель развития. Менеджмент компании уверен, что возможен взрывной рост и бизнеса, и всей отрасли в целом. Нужно лишь найти оригинальный способ решения этой задачи.
Рынок
Услуги IT-аутсорсинга составляют около $500 млн — 3,5% от всего российского рынка IT, который оценивается в $14,4 млрд. Существенная его часть приходится на госструктуры и подразделения крупных нефтегазовых компаний. Прогноз роста IT-аутсорсинга в будущем максимален среди всех направлений IT-услуг — в среднем 25,2% в 2010-2014 гг. по оценке IDC (см. таблицу).
Потенциал отрасли при этом огромен. В 2010 году на такие услуги пришлось 45,5% мирового рынка IT, по оценке исследовательской компании Garner. Наиболее востребованы внешние дата-центры (см. таблицу). Так компании пытаются застраховать себя от аварийной потери или утечки данных. Кроме того, пользоваться внешним дата-центром, как правило, дешевле, чем содержать свой собственный.
Другая популярная услуга — обслуживание рабочих станций сотрудников — этим целиком и полностью занимается только провайдер. Так снижение затрат на IT-обслуживание одного рабочего места в месяц в некоторых случаях может достигать 30%.
Компания
AwayTech — подразделение крупного системного интегратора, которое занимается оказанием услуг IT-аутсорсинга и имеет заметную долю в этом сегменте. Оборот на данный момент — около $20 млн.
Сейчас основную долю выручки (70%) приносят два направления деятельности: организация внешних дата-центров и управление запросами пользователей (см. таблицу). Клиенты — крупные российские и западные компании — FMCG-, финансовые, нефтегазовые и IT-компании.
В своем развитии AwayTech сделала ставку на «функциональный» аутсорсинг. Аустосер берет на себя поддержку определенной ИТ-функции и отвечает за качество ее выполнения. Например, не только предоставляет в аренду серверы, но и осуществляет их круглосуточное обслуживание в режиме 24*7. В 2005 году руководство AwayTech посчитало такую модель наиболее перспективной, и в докризисные 2006-2008 гг. это обеспечивало рост в 20-30% в год.
Основной рост приходился на базовые сервисы — предоставление IT-специалистов, размещение серверов клиентов в центрах обработки данных. Появились новые услуги, которые изначально AwayTech не планировала. Например, аутсорсинг печати — ремонт печатающего оборудования и замена расходных материалов, поддержка СУБД и CRM-систем. Для их развития компании не требовалось серьезного инвестирования. Из более сложных услуг — спрос на хостинг SAP, безусловно, для этого необходим другой масштаб инвестиций, но и прибыль будет более ощутима.
Однако, топ-менеджемент компании недоволен некоторыми достигнутыми результатами. При создании AwayTech ожидался взрывной рост рынка IT-аутсорса и, соответственно, всей организации. Демонстрируемая динамика в 20-30% — прекрасна для FMCG-компании, но для перспективного направления IT-аутсорса этого недостаточно. В компании уверены, что возможен почти 15-кратный потенциал роста, если ориентироваться на структуру западных рынков.
Национальные особенности
У менеджмента есть несколько объяснений того, почему взрывного роста так и не произошло. Ставку на «функциональный» аутсорсинг организация сделала в расчете на то, что в российских компаниях начнут выделяться сформированные IT-функции в ходе автоматизации управленческого учета. По крайней мере, на тот момент эта тема была популярна в обсуждениях IT-менеджеров на рынке.
Этого не произошло. Основная масса бизнеса сумела лишь выделить IT-затраты в целом и разделить их на закупки и сервис, поэтому предложение компании повисло на рынке без обоснованного спроса. Более того, из-за того, что AwayTech агрессивно продвигала идею аутсорса на рынке, IT-подразделения компаний перешли к политике протекционизма. Они специально избегали прямого сравнения стоимости собственных услуг с предложением AwayTech.
Выходом в такой ситуации мог стать комплексный IT-аутсорсинг. Он требует поддержки бизнес-приложений, большинство из которых в России оказались самописными, так как деловые процессы и законодательные практики в стране существенно отличаются от тех, для которых создают приложения вендоры. Именно поэтому AwayTech не развивала практику управления приложениями, что, возможно, и было управленческой ошибкой.
Также не произошло выделения SMB-клиентов, на которых возлагались большие надежды. Именно они должны были покупать IT-функции, ведь они могли расти без значительных инвестиций в технологии. Оказалось, что SMB смогли совсем обойтись без IT — именно они стали первыми использовать бесплатные или недорогие облачные технологии: почта на mail.ru вместо корпоративной, taxcom для отправки налоговой отчетности. Росли только закупки 1С-Бухгалтерии как единственно необходимого инструмента.
Задача:
Сформулируйте идею нового предложения на рынке IT-аутсорса, которая могла бы обеспечить AwayTech рост бизнеса в 2011-2014 гг. Насколько актуальна эта идея в российских реалиях и какие ресурсы необходимы AwayTech для ее реализации?