IBS. Фактор взрыва | Большие Идеи

・ Кейсы

IBS.
Фактор взрыва

Автор: 3 Задача

IBS. Фактор взрыва

читайте также

Руководители, которые не прощают

Манфред Кетс де Врис

Как измерить цифровую экономику

Авинаш Коллис,  Эрик Бриньолфссон

Какой лидер нужен России?

Как потребители понимают ценовые сигналы

Один из крупнейших российских аутсорсеров IT-услуг ищет новую модель развития. Менеджмент компании уверен, что возможен взрывной рост и бизнеса, и всей отрасли в целом. Нужно лишь найти оригинальный способ решения этой задачи.

Рынок

Услуги IT-аутсорсинга составляют около $500 млн — 3,5% от всего российского рынка IT, который оценивается в $14,4 млрд. Существенная его часть приходится на госструктуры и подразделения крупных нефтегазовых компаний. Прогноз роста IT-аутсорсинга в будущем максимален среди всех направлений IT-услуг — в среднем 25,2% в 2010-2014 гг. по оценке IDC (см. таблицу).

Потенциал отрасли при этом огромен. В 2010 году на такие услуги пришлось 45,5% мирового рынка IT, по оценке исследовательской компании Garner. Наиболее востребованы внешние дата-центры (см. таблицу). Так компании пытаются застраховать себя от аварийной потери или утечки данных. Кроме того, пользоваться внешним дата-центром, как правило, дешевле, чем содержать свой собственный.

Другая популярная услуга — обслуживание рабочих станций сотрудников — этим целиком и полностью занимается только провайдер. Так снижение затрат на IT-обслуживание одного рабочего места в месяц в некоторых случаях может достигать 30%.

Компания

AwayTech — подразделение крупного системного интегратора, которое занимается оказанием услуг IT-аутсорсинга и имеет заметную долю в этом сегменте. Оборот на данный момент — около $20 млн.

Сейчас основную долю выручки (70%) приносят два направления деятельности: организация внешних дата-центров и управление запросами пользователей (см. таблицу). Клиенты — крупные российские и западные компании — FMCG-, финансовые, нефтегазовые и IT-компании.

В своем развитии AwayTech сделала ставку на «функциональный» аутсорсинг. Аустосер берет на себя поддержку определенной ИТ-функции и отвечает за качество ее выполнения. Например, не только предоставляет в аренду серверы, но и осуществляет их круглосуточное обслуживание в режиме 24*7. В 2005 году руководство AwayTech посчитало такую модель наиболее перспективной, и в докризисные 2006-2008 гг. это обеспечивало рост в 20-30% в год.

Основной рост приходился на базовые сервисы — предоставление IT-специалистов, размещение серверов клиентов в центрах обработки данных. Появились новые услуги, которые изначально AwayTech не планировала. Например, аутсорсинг печати — ремонт печатающего оборудования и замена расходных материалов, поддержка СУБД и CRM-систем. Для их развития компании не требовалось серьезного инвестирования. Из более сложных услуг — спрос на хостинг SAP, безусловно, для этого необходим другой масштаб инвестиций, но и прибыль будет более ощутима.

Однако, топ-менеджемент компании недоволен некоторыми достигнутыми результатами. При создании AwayTech ожидался взрывной рост рынка IT-аутсорса и, соответственно, всей организации. Демонстрируемая динамика в 20-30% — прекрасна для FMCG-компании, но для перспективного направления IT-аутсорса этого недостаточно. В компании уверены, что возможен почти 15-кратный потенциал роста, если ориентироваться на структуру западных рынков.

Национальные особенности

У менеджмента есть несколько объяснений того, почему взрывного роста так и не произошло. Ставку на «функциональный» аутсорсинг организация сделала в расчете на то, что в российских компаниях начнут выделяться сформированные IT-функции в ходе автоматизации управленческого учета. По крайней мере, на тот момент эта тема была популярна в обсуждениях IT-менеджеров на рынке.

Этого не произошло. Основная масса бизнеса сумела лишь выделить IT-затраты в целом и разделить их на закупки и сервис, поэтому предложение компании повисло на рынке без обоснованного спроса. Более того, из-за того, что AwayTech агрессивно продвигала идею аутсорса на рынке, IT-подразделения компаний перешли к политике протекционизма. Они специально избегали прямого сравнения стоимости собственных услуг с предложением AwayTech.

Выходом в такой ситуации мог стать комплексный IT-аутсорсинг. Он требует поддержки бизнес-приложений, большинство из которых в России оказались самописными, так как деловые процессы и законодательные практики в стране существенно отличаются от тех, для которых создают приложения вендоры. Именно поэтому AwayTech не развивала практику управления приложениями, что, возможно, и было управленческой ошибкой.

Также не произошло выделения SMB-клиентов, на которых возлагались большие надежды. Именно они должны были покупать IT-функции, ведь они могли расти без значительных инвестиций в технологии. Оказалось, что SMB смогли совсем обойтись без IT — именно они стали первыми использовать бесплатные или недорогие облачные технологии: почта на mail.ru вместо корпоративной, taxcom для отправки налоговой отчетности. Росли только закупки 1С-Бухгалтерии как единственно необходимого инструмента.

Задача:

Сформулируйте идею нового предложения на рынке IT-аутсорса, которая могла бы обеспечить AwayTech рост бизнеса в 2011-2014 гг. Насколько актуальна эта идея в российских реалиях и какие ресурсы необходимы AwayTech для ее реализации?

Скачать презентацию компании IBS