«Молчи, грусть»: как помочь справиться со стрессом | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Молчи, грусть»: как помочь справиться
со стрессом

Что нужно и чего нельзя говорить собеседнику, испытывающему стресс

Автор: Холли Уикс

«Молчи, грусть»: как помочь справиться со стрессом

читайте также

Стратегическое преимущество «старых» фирм

Иви Бюш,  Томас У. Молнайт

Пять навыков хорошего маркетолога

Кара Франс,  Марк Бончек

«А они вообще работают?»: что делать с кризисом доверия в 2021 году

Марк Мортенсен,  Хайди Гарднер

Битва смарт-очков

Недавно я получила изрядную порцию стресса и не могла спать. Мне предстояло сказать довольно неприятному коллеге, к тому же старшему рангом, то, что он вовсе не хотел от меня услышать, а я всегда боялась его громогласных и злых реплик. Мой знакомый выслушал мои жалобы, слегка кивнул и ответил: «Ну да, на меня часто и за меньшее орут». Его слова и спокойная манера помогли мне изменить точку зрения на предстоящую беседу, вернули ощущение нормы. Этот разговор уже не виделся мне концом света (именно таким все кажется в состоянии стресса). Я вспомнила, что неприятные вещи случаются со всеми нами, и да, они неприятны, но на этом жизнь не заканчивается.

Я не знаю ни одного человека, которому бы помог совет «Да ты не переживай». Намного лучше показать собеседнику, что к этой тяжелой для него ситуации можно подойти с иной точки зрения. Некоторые виды помощи могут быть проще и результативнее, чем другие, поэтому если вы решили поддержать человека, сначала запомните, что говорить не надо .

Избегайте клише и банальностей. Клише и банальности не воодушевляют человека, испытывающего стресс, а усугубляют его состояние, потому что в них нет содержания. Cтресс не то же самое, что лень или отсутствие мотивации, поэтому не стоит твердить «Когда тебе трудно, сожми зубы и работай» или «Давай, сделай это!».

Не перетягивайте одеяло на себя. Если взялись помогать, постарайтесь не сводить весь разговор к себе любимому, не превращайте собеседника и его проблемы во что-то малозначительное. Рассказ о том, как вы провалились на конференции, подождет до другого раза. И никогда не говорите: «Это у тебя-то дела плохи? Вот я…»

Не уменьшайте значимость проблемы. Мы отмахиваемся от чужих проблем, потому что чувствуем себя неловко. Этим мы нисколько не помогаем, да и сами выглядим ничтожно. «Не стоит беспокоиться», «Это пустяки», «Ты преувеличиваешь», «Не беда — пройдет» — все эти фразы говорить не надо.

Не читайте мораль. Если вы будете говорить свысока, то опять-таки ничем не поможете, более того, вы лишь сделаете собеседника еще более раздражительным. Подавите в себе желание занудствовать в духе «А вот если бы ты правильно распоряжался своим временем…»

Не надо пространных соболезнований. Коротко выразив сожаление, вы поможете своему коллеге выговориться. Но сочувствие само по себе не помогает. Если вы усядетесь рядом и приметесь оплакивать его злосчастную судьбу, дело так и не сдвинется с мертвой точки.

Стресс воздействует на нас ментально, физически, психологически и эмоционально. Справиться со всеми этими уровнями стресса сложно, не берите на себя чересчур много. Выберите то, что вам по силам, помогите коллеге в той мере, в какой вы готовы помочь. Помните, что вы не обязаны полностью избавить человека от стресса, вы всего лишь пытаетесь облегчить его состояние в данный момент. Попробуйте вот что.

Спросите: «Чем я могу помочь?» Если в ответ получите «Ничем» или «Сама не знаю», помолчите 15 секунд (чтобы точно отмерить время, можно мысленно пропеть «С днем рожденья тебя»). Некоторые люди стесняются своего стресса, у других от нервного напряжения мысли начинают мельтешить или мозг вовсе отключается. Предоставьте человеку эти 15 секунд тишины, он отдышится, ощутит ваше спокойное внимание и, может быть, сообразит, какая ему нужна помощь.

Скажите: «Ты с этим справишься. Я видел, как ты вывела команду из тупика (или) как ты провела сложные переговоры (или) как сумела экспромтом перестроиться в трудной ситуации». Таким образом, вы предъявляете коллеге истинное и более полезное представление о ней самой, чем сложилось у нее в данный момент. Вы помогаете вспомнить, в чем ее сила в тот самый момент, когда стресс резко понижает ее самооценку.

Предложите пройтись пешком на восьмой этаж и обратно или вокруг парковки, если в борьбе со стрессом вы выбираете физическую активность. Предложите что-то простое и доступное в данную минуту.

Задействуйте парадокс, расскажите нечто неожиданное. В психологическом отношении стресс приводит к сужению перспективы, туннельному зрению. Человек оказывается в капкане своих негативных мыслей. Доказывать ему, что он не прав, не очень-то целесообразно, а вот если вы предложите иной взгляд на ситуацию, противоположный негативному — это может помочь.

Итак, попробуйте: признайте справедливость негативного взгляда на ситуацию, поскольку в данный момент тревога и стресс вполне реальны. Затем предложите свой вариант: да, коллега переживает и при этом может довести до конца сделку. Да, человек измучен стрессом и может отказать клиенту. Эти две точки зрения кажутся несовместимыми, но несовместимы они лишь из-за туннельного зрения. На практике люди то и дело совмещают такие противоположности. Актеры, как известно, беспокоятся именно тогда, когда чувствуют себя чересчур уверенно перед спектаклем: боятся, что не смогут убедительно и заразительно сыграть роль. Дэвид Мэмет, знаменитый драматург, уговаривал актеров: «Не надо дожидаться вдохновения, чтобы сыграть… учитесь играть вопреки своему настроению».

Слишком часто состояние стресса становится привычным. Например, при подготовке презентации можно разнервничаться, хотя, казалось бы, говорить с людьми — самое естественное повседневное занятие. Но с волнением можно справиться. Те же приемы, которые помогают успокоить и привести в себя коллегу, пригодятся и для того, чтобы справиться с собственным стрессом. Подобно хорошему спортсмену, вы можете сосредоточиться на том, как совладать с собой в трудной ситуации, а не зацикливаться на своих переживаниях. Эта модель выстраивает цикл «отношение—поведение»: вы меняете отношение к стрессу, вырабатываете навык управления им, усваиваете соответствующие привычки, и хватка стресса ослабевает, вы уже не так страдаете от него.

В следующий раз, когда стресс доберется до вас, когда вам покажется, что провал неизбежен, пересмотрите и свое отношение к провалу. Вспомните Сэмюэла Беккета: «Попробуй еще раз. Проиграй снова. Проиграй лучше».