Семь футбольных уроков | Большие Идеи
Лидеры

Семь футбольных уроков

Андрей Шапенко
Семь футбольных уроков
Фото: Alex Sajan / Unsplash

Чемпионат мира по футболу — это не только праздник болельщиков, но и головная боль работодателей. Во время матчей резко падает производительность труда и дисциплина сотрудников, что приводит к реальным убыткам. Так, американская компания InsideView оценила потери от «простоя» американской экономики во время просмотра матчей ЧМ-2010 в $122 млн. Более миллиона жителей Германии берут больничный для того, чтобы смотреть футбол, а опрос GulfTalent показал, что более четверти корпоративных сотрудников на Ближнем Востоке планируют смотреть ЧМ-2018 на работе, а пятая часть — уходить из офиса раньше.

Но на самом деле руководители крупных компаний могут получить и пользу от мундиаля. Ведущие мировые бизнес-школы уже давно используют опыт футбольных тренеров в программах по развитию лидерского потенциала. Большой футбол — почти идеальная лаборатория, в которой видны все успехи и неудачи лидеров. В футболе есть команда разноплановых игроков, жестокая конкуренция, финансовые ограничения, высокий фактор случайности и высокие требования к результату. Все как в реальном бизнесе. Поэтому, пока сотрудники «сидят на больничном», корпоративные лидеры могут извлечь множество уроков.

Урок первый: ценность команды не определяется стоимостью ее игроков

История футбольных чемпионатов богата на примеры команд, добившихся успеха без суперзвезд в составе. Никому не известная Греция стала чемпионом Европы в 2004 году. Исландия взорвала Евро 2016, дойдя до четвертьфинала. Дания выиграла первенство Европы 1992 года, случайно попав туда за несколько дней до начала турнира вместо снятой с чемпионата воюющей Югославии. При этом за Данию из-за конфликта с тренером не играл Михаэль Лаудруп, который через несколько лет был признан лучшим футболистом страны всех времен. Тренеры этих сборных прекрасно понимали, что их игроки не смогут выстоять один на один против суперзвезд противника, поэтому делали ставку на дисциплину, физическую подготовку, оборонительную тактику и командную игру. Их основной задачей было не переделать игроков, а максимально использовать то, что у них есть, и создать мотивацию для победы.

Клаудио Раньери, приведший некогда заштатный «Лестер» к победе в английской премьер-лиге в 2016 году, сознательно отказался от приглашения в команду звезд, чтобы не нарушить баланс в раздевалке. Он прекрасно понимал, что «отказники», которые не подошли другим клубам, могут иметь гораздо большую мотивацию, чем всего добившиеся великие игроки. Алекс Фергюсон в 1990-е тоже не стал покупать звезд, а сделал ставку на молодежь в «Манчестер Юнайтед», которая впоследствии определила лицо британского футбола: Дэвида Бэкхема, Пола Скоулза, Райана Гиггза, братьев Невиллов. Точно так же, как «отказники», молодые игроки никогда не забудут лидера, который в них поверил и дал им шанс.

Урок второй: лидер получает власть не «сверху», а «снизу»

17 ноября 1993 года сборная России проиграла 0:1 Греции в ничего не решающем матче отборочного турнира к ЧМ-1994, досрочно обеспечив себе место на этом турнире. Тем же вечером группа ведущих игроков подписала так называемое «письмо четырнадцати», в котором требовала отставки главного тренера Павла Садырина. Российский Футбольный Союз поддержал тренера, часть игроков отозвали свои подписи, но атмосфера в команде была разрушена. На чемпионате мира в США Россия не вышла из группы, а затем регулярно меняла главных тренеров и не смогла преодолеть даже отборочный этап к ЧМ 1998 года.

Все без исключения исследования утверждают, что успех лидера зависит от способности получения поддержки и одобрения со стороны последователей: у команды должно быть четкое ощущение, что лидер — «один из нас». СЕО, как и тренера, могут перекупить и назначить акционеры, но если его не «купит» команда, то срок его лидерства будет очень недолгим. Именно поэтому зарубежным лидерам зачастую сложно адаптироваться в новом контексте. Для этого надо действовать как Гуус Хиддинк, который, возглавляя сборную России, неоднократно повторял, что первая его задача —стать россиянином.

Урок третий: «цифра» в умелых руках приводит к победе

В финале ЧМ-2014 встретились Аргентина и Германия, две команды, которые исповедуют совершенно разные стили игры. Германия победила 1:0, за пару дней до этого разгромив в полуфинале пятикратных чемпионов мира бразильцев 7:1. Секрет победы был раскрыт позже на совместной пресс-конференции с SAP: им оказалась специально разработанная система Match Insight, анализирующая большие данные. Программа собирала с камер информацию о поведении игроков немецкой команды и их соперников и выстраивала интерактивную визуализацию всего происходящего на поле — за 10 минут игры 10 игроков генерировали до 7 миллионов микрособытий, которые попадали в систему. В результате программа с большой долей вероятности предсказывала скорость, направление движения и действие игроков противника, что позволяло найти адекватный ответ на вопрос «Что делать?». Например, одним из результатов анализа стала планомерная работа тренерского штаба над снижением времени владения мячом — с 3,4 секунд в 2010 году до 1,1 секунды в 2014.

В эпоху «цифры» лидер не может игнорировать новые технологии. В 1950 году британец Чарльз Рип с помощью карандаша и блокнота изобрел футбольную аналитику. Сегодня у лидеров футбола и бизнеса в распоряжении мощнейшие вычислительные системы и доступ к зеттабайтам информации обо всем на свете. Если на поле двенадцатым игроком выходит играть искусственный интеллект, вряд ли что-то может помешать ему занять полноценное место в совете директоров в ближайшее время.

Урок четвертый: эмоции важнее данных

Изучая отношение игроков «Манчестер Юнайтед» к своему великому тренеру Алексу Фергюсону, исследователи London Business School увидели, что им сложно определить, какую эмоцию они чаще испытывают — любовь или страх. Фергюсон настолько мастерски держал этот баланс, что не позволял расслабляться даже таким звездным игрокам, как Дэвид Бэкхем и Криштиану Роналду, — и безжалостно с ними расставался, если этого требовал момент. «Мотивировать команду разных людей недостаточно — необходимо стать лидером, который живет целью», — говорил Фергюсон в интервью. Возможно, именно поэтому, игроки признавались, что никто не хотел его подвести или разочаровать, хотя СМИ называли его «мастером страха» и человеком, который был помешан на контроле.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Новый облик промышленного гиганта
О’Брайен Луиза,  Стюарт Томас
Шесть принципов стратегической гибкости
Амит Джоши,  Майкл Уэйд,  Элизабет Терачино