Семь футбольных уроков | Большие Идеи

・ Лидеры

Семь
футбольных уроков

Чему руководители могут научиться у лучших тренеров и футболистов

Автор: Андрей Шапенко

Семь футбольных уроков
Alex Sajan / Unsplash

читайте также

Эффект плюшевого мишки

Дезаи Шридхари

Почему топ-менеджеры боятся пенсии?

Манфред Кетс де Врис

Хранители преемственности*

Стюарт Томас

Будет ли лихорадить вашу организацию, если вы чихнете?

Ярослав Глазунов

Чемпионат мира по футболу — это не только праздник болельщиков, но и головная боль работодателей. Во время матчей резко падает производительность труда и дисциплина сотрудников, что приводит к реальным убыткам. Так, американская компания InsideView оценила потери от «простоя» американской экономики во время просмотра матчей ЧМ-2010 в $122 млн. Более миллиона жителей Германии берут больничный для того, чтобы смотреть футбол, а опрос GulfTalent показал, что более четверти корпоративных сотрудников на Ближнем Востоке планируют смотреть ЧМ-2018 на работе, а пятая часть — уходить из офиса раньше.

Но на самом деле руководители крупных компаний могут получить и пользу от мундиаля. Ведущие мировые бизнес-школы уже давно используют опыт футбольных тренеров в программах по развитию лидерского потенциала. Большой футбол — почти идеальная лаборатория, в которой видны все успехи и неудачи лидеров. В футболе есть команда разноплановых игроков, жестокая конкуренция, финансовые ограничения, высокий фактор случайности и высокие требования к результату. Все как в реальном бизнесе. Поэтому, пока сотрудники «сидят на больничном», корпоративные лидеры могут извлечь множество уроков.

Урок первый: ценность команды не определяется стоимостью ее игроков

История футбольных чемпионатов богата на примеры команд, добившихся успеха без суперзвезд в составе. Никому не известная Греция стала чемпионом Европы в 2004 году. Исландия взорвала Евро 2016, дойдя до четвертьфинала. Дания выиграла первенство Европы 1992 года, случайно попав туда за несколько дней до начала турнира вместо снятой с чемпионата воюющей Югославии. При этом за Данию из-за конфликта с тренером не играл Михаэль Лаудруп, который через несколько лет был признан лучшим футболистом страны всех времен. Тренеры этих сборных прекрасно понимали, что их игроки не смогут выстоять один на один против суперзвезд противника, поэтому делали ставку на дисциплину, физическую подготовку, оборонительную тактику и командную игру. Их основной задачей было не переделать игроков, а максимально использовать то, что у них есть, и создать мотивацию для победы.

Клаудио Раньери, приведший некогда заштатный «Лестер» к победе в английской премьер-лиге в 2016 году, сознательно отказался от приглашения в команду звезд, чтобы не нарушить баланс в раздевалке. Он прекрасно понимал, что «отказники», которые не подошли другим клубам, могут иметь гораздо большую мотивацию, чем всего добившиеся великие игроки. Алекс Фергюсон в 1990-е тоже не стал покупать звезд, а сделал ставку на молодежь в «Манчестер Юнайтед», которая впоследствии определила лицо британского футбола: Дэвида Бэкхема, Пола Скоулза, Райана Гиггза, братьев Невиллов. Точно так же, как «отказники», молодые игроки никогда не забудут лидера, который в них поверил и дал им шанс.

Урок второй: лидер получает власть не «сверху», а «снизу»

17 ноября 1993 года сборная России проиграла 0:1 Греции в ничего не решающем матче отборочного турнира к ЧМ-1994, досрочно обеспечив себе место на этом турнире. Тем же вечером группа ведущих игроков подписала так называемое «письмо четырнадцати», в котором требовала отставки главного тренера Павла Садырина. Российский Футбольный Союз поддержал тренера, часть игроков отозвали свои подписи, но атмосфера в команде была разрушена. На чемпионате мира в США Россия не вышла из группы, а затем регулярно меняла главных тренеров и не смогла преодолеть даже отборочный этап к ЧМ 1998 года.

Все без исключения исследования утверждают, что успех лидера зависит от способности получения поддержки и одобрения со стороны последователей: у команды должно быть четкое ощущение, что лидер — «один из нас». СЕО, как и тренера, могут перекупить и назначить акционеры, но если его не «купит» команда, то срок его лидерства будет очень недолгим. Именно поэтому зарубежным лидерам зачастую сложно адаптироваться в новом контексте. Для этого надо действовать как Гуус Хиддинк, который, возглавляя сборную России, неоднократно повторял, что первая его задача —стать россиянином.

Урок третий: «цифра» в умелых руках приводит к победе

В финале ЧМ-2014 встретились Аргентина и Германия, две команды, которые исповедуют совершенно разные стили игры. Германия победила 1:0, за пару дней до этого разгромив в полуфинале пятикратных чемпионов мира бразильцев 7:1. Секрет победы был раскрыт позже на совместной пресс-конференции с SAP: им оказалась специально разработанная система Match Insight, анализирующая большие данные. Программа собирала с камер информацию о поведении игроков немецкой команды и их соперников и выстраивала интерактивную визуализацию всего происходящего на поле — за 10 минут игры 10 игроков генерировали до 7 миллионов микрособытий, которые попадали в систему. В результате программа с большой долей вероятности предсказывала скорость, направление движения и действие игроков противника, что позволяло найти адекватный ответ на вопрос «Что делать?». Например, одним из результатов анализа стала планомерная работа тренерского штаба над снижением времени владения мячом — с 3,4 секунд в 2010 году до 1,1 секунды в 2014.

В эпоху «цифры» лидер не может игнорировать новые технологии. В 1950 году британец Чарльз Рип с помощью карандаша и блокнота изобрел футбольную аналитику. Сегодня у лидеров футбола и бизнеса в распоряжении мощнейшие вычислительные системы и доступ к зеттабайтам информации обо всем на свете. Если на поле двенадцатым игроком выходит играть искусственный интеллект, вряд ли что-то может помешать ему занять полноценное место в совете директоров в ближайшее время.

Урок четвертый: эмоции важнее данных

Изучая отношение игроков «Манчестер Юнайтед» к своему великому тренеру Алексу Фергюсону, исследователи London Business School увидели, что им сложно определить, какую эмоцию они чаще испытывают — любовь или страх. Фергюсон настолько мастерски держал этот баланс, что не позволял расслабляться даже таким звездным игрокам, как Дэвид Бэкхем и Криштиану Роналду, — и безжалостно с ними расставался, если этого требовал момент. «Мотивировать команду разных людей недостаточно — необходимо стать лидером, который живет целью», — говорил Фергюсон в интервью. Возможно, именно поэтому, игроки признавались, что никто не хотел его подвести или разочаровать, хотя СМИ называли его «мастером страха» и человеком, который был помешан на контроле.

У автора «исландского чуда» на Евро-2016 Хеймира Хадльгримссона свой рецепт пробуждения эмоций. Перед каждым матчем он показывает футболистам мотивационные ролики, собранные то из успешных действий на поле каждого игрока, то из фотооткрыток членов их семей. В команде даже есть специальный человек, который делает эти видео. Ощущение поддержки, которая будет с тобой всегда независимо от результата, заставляет исландцев выкладываться на все сто.

Эти два примера перекликаются с концепцией «лидерства по методу надежной базы» (secure base leadership), которая предписывает руководителям с одной стороны давать подчиненным ощущение безопасности, а с другой постоянно мотивировать их идти на риск. Если сместить баланс в сторону безопасности, то не будет мотивации достигать большего. Если постоянно толкать в зону риска, то потеряется ощущение уверенности в себе и появится страх. Поскольку человек — это не рациональное существо, без внимания к эмоциям добиться успеха невозможно.

Урок пятый: хороший тренер — не обязательно сильный игрок

Финал ЧМ-1994 был уникален тем, что тренеры игравших команд, Италии и Бразилии, сами никогда профессионально не играли в футбол. Бразилец Карлос Альберто Парейра начинал как тренер по физической подготовке, а затем шесть раз участвовал в чемпионатах мира в качестве главного тренера с разными национальными сборными. А итальянец Арриго Сакки в молодости играл так плохо, что его не взяли даже в любительский клуб родной деревни. Это не помешало ему стать его тренером в 26 лет. Когда Сакки спросили, как он смог сделать успешную карьеру, не будучи игроком, он ответил: «Я никогда не думал, что для того, чтобы стать хорошим жокеем, надо сначала стать лошадью». Примеры несостоявшихся в роли тренеров Марадоны, Лотара Маттеуса и Христо Стоичкова подтверждают эту метафору.

Работа лидера — это, в первую очередь, коммуникация с другими людьми, которые зачастую превосходят его как профессионалы. Не понимая этого, многие молодые специалисты и менеджеры попадают в одну и ту же ловушку совершенства, пытаясь стать высокими профессионалами в своей области. Вещи, которые делают великого игрока (скорость, техника, удар, игровое мышление), не помогут ему стать великим тренером. Так же и лидером в бизнесе становится вовсе не лучший продавец, маркетолог или мастер производственного цеха.

Урок шестой: в лидерстве нет «правильного» или «неправильного» стиля

Наблюдая за тренерами во время футбольных матчей, можно увидеть всю палитру лидерских стилей и поведения. Если Валерий Лобановский, легендарный советский и украинский тренер, большую часть матча молча сидел и раскачивался на кресле, обдумывая следующий шаг, то португалец Жозе Моуриньо во время матча ведет себя крайне импульсивно, нередко повышает голос на игроков и даже может вступить в стычку со своим визави. Венгр Густав Шебеш изобрел систему «тотальный футбол», которую позже довели до совершенства голландцы — она нацелена на гармоничное развитие разных качеств футболистов. А «король футбола» бразилец Пеле утверждал, что чемпионом мира никогда не станет страна, где пытаются закрывать слабые качества игроков вместо того, чтобы делать ставку на сильные качества игроков.

Существует огромное количество тренерских стилей, и ни один из них не является единственно верным. Аутентичность — это то, что объединяет великих тренеров, как и великих лидеров. Невозможно стать успешным лидером, пытаясь копировать кого-то другого. Собственную идентичность можно лишь развить через практику, падения и ошибки. То, что работает для одного — например, гиперконтроль Фергюсона, не сработает для Гууса Хиддинка, который строил команду на доверии к игрокам и тренерскому штабу. «Волшебной пилюли» не существует — необходимо искать ее самому и всегда помнить, что в долгую побеждает не тот, кто сегодня стал лучше соперника, а тот, кто стал лучше себя вчерашнего.

Урок седьмой: успех — это не случайность, а множество маленьких шагов

Когда в 2012 году сборная России начала чемпионат Европы с блестящей победы над чехами (4:1), многие болельщики и комментаторы стали называть ее одним из фаворитов турнира. Однако последующие невнятные игры с Польшей и Грецией похоронили надежду и показали, что недостаточно удачно сыграть один матч — надо регулярно доказывать свое превосходство. Матч с греками стал последним для тренера сборной России Дика Адвоката. Кстати, тренера «Лестера» Клаудио Раньери уволили через 9 месяцев после фантастического выигрыша английской премьер-лиги. Путь от зенита славы для лидеров чаще всего оказывается в разы короче, чем к нему.

Исландец Хеймир Хадльгримссон говорил, что успех — это не место назначения, это движение к месту назначения. Возможно, именно такой менталитет помог Исландии не почивать на лаврах после Евро-2016, а уверенно квалифицироваться на ЧМ-2018 и достойно сыграть в ничью с Аргентиной в первом матче турнира. Хадльгримссону вторит Герд Мюллер, один из лучших бомбардиров в истории мирового футбола: «Моя задача 10 раз попасть в ворота из 10 ударов с трех метров». Для этого Мюллер после каждой тренировки дополнительно практиковал этот простой навык, благодаря которому получил прозвище «мастер маленьких голов». «Practice, practice, practice» — завершает мысль Фергюсон. Невозможно стать великим тренером по книгам, как невозможно выиграть следующий матч с той же самой тактикой, что была в предыдущем.

Выигрывает матч команда, а проигрывает всегда тренер, поэтому лидерство и ответственность за других людей — это тяжкая ноша и в футболе, и в бизнесе. И вместо того, чтобы злиться на сотрудников, которые отдают предпочтение просмотру матчей, руководителям стоит присоединиться к ним и наблюдать за лидерами из мира футбола. У них есть чему поучиться.

Об авторах. Андрей Шапенко — профессор бизнес-практики Московской школы управления Сколково.