Против правил: как лучший ресторан мира сохраняет креативность | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Против правил: как лучший ресторан мира
сохраняет креативность

Чем Osteria Francescana отличается от других ресторанов

Автор: Франческа Джино

Против правил: как лучший ресторан мира сохраняет креативность
NICOLO CAMPO/GETTY IMAGES

читайте также

Почему лучше не менять команду

Статс Бредли,  Хакман Роберт

В поисках идей: августовский выпуск

Редакция «HBR — Россия»

Исследуем причинно-следственные связи как аналитики

Томас Редман

Как завоевать авторитет

Адам Галински,  Килдафф Гэвин

Смелые идеи привели к успеху не одну компанию: вспомним фотоаппарат моментальной печати от Polaroid и экономику совместного потребления, предложенную Airbnb и похожими стартапами.

В 1995 году шеф-повар Массимо Боттура тоже вышел за рамки привычного, открыв ресторан Osteria Francescana в Модене и переосмыслив итальянскую кухню в стране, где традициям отводится первостепенное значение. Наградой за смелость стал неиссякаемый успех. За два десятилетия заведение прошло путь от неприятия местными жителями до трех звезд Мишлен, а в 2016 году оказалось на первом месте в рейтинге пятидесяти лучших ресторанов мира. В этом году ресторан снова признали лучшим.

То, что на первый взгляд казалось рискованным решением — пойти против любимых рецептов нескольких поколений, — прославило Боттуру. Подобный успех часто порождает самонадеянность и приводит к дальнейшим неудачам. Однако успех Osteria Francescana, напротив, создал почву для будущих экспериментов. Из этого примера компании, которые делают ставку на инновации и хотят сохранить креативность, могут вынести два основных урока.

Всегда развивайтесь. Внимание инновационных организаций больше приковано к поиску нового, чем к сохранению прошлых достижений на должном уровне. В Osteria Francescana каждое блюдо доводится до идеала, но ни один рецепт не является окончательным. Боттура считает, что блюда должны со временем становиться еще лучше.

Рассмотрим в качестве примера фирменное блюдо «Le cinque stagionature del Parmigiano Reggiano», или «Пармезан пяти разных возрастов и текстур, поданный при пяти разных температурах». Идея родилась двадцать лет назад, когда Боттура просто решил поэкспериментировать с разными текстурами и температурами сыра. Изначально он использовал сыр трех возрастов. Потом сыров стало четыре, а затем и пять. Блюдо наглядно демонстрирует процесс созревания пармезана. Из сыра возрастом 24 месяца делают горячее суфле, из 30-месячного готовят теплый соус, из 36-месячного — охлажденный мусс, из 40-месячного — хрустящие чипсы, а 50-месячный превращают в невероятно легкий мусс, который сами повара называют «воздухом». Боттура наблюдал, как меняется сыр в разных условиях, и создал изумительно вкусное блюдо, которое к тому же оставляет пространство для творчества.

Поощряйте новаторство, а не предсказуемость. Боттура следит за тем, чтобы члены его команды были открыты для творческого мышления и игры. Например, он иногда просит сотрудников создать блюдо, вдохновленное музыкальным произведением, картиной или стихотворением. Шеф-де-парти Джессика Росвал из Канады рассказывает: «Я работала здесь всего пару месяцев и только начинала привыкать к его стилю общения. Однажды он ворвался в кухню и сказал: “Итак, новое задание на сегодня: Лу Рид, песня “Take a Walk on the Wild Side”. Все приготовьте по блюду». Я даже не могла представить, с чего начать».

Но паника вскоре сменилась воодушевлением. «Мы создали много разных блюд, Кто-то вдохновился басовой партией. Кто-то — словами песни. Другие — духом того времени. Множество разнообразных блюд родилось благодаря тому, что Массимо слушал песню у себя в машине», — рассказывает Джессика.

Новаторство в работе повышает удовлетворенность, а также креативность и общую продуктивность. Кроме того это залог большей уверенности в себе. Психологи Брент Мэттингли из Колледжа Эшленда и Гэри Левандовски из университета Монмаута провели исследование: некоторые участники читали перечень фактов, среди которых встречались довольно любопытные («Бабочки ощущают вкус лапками»), другие — получили перечни с менее удивительными фактами («Гусеницы превращаются в бабочек»). По наблюдениям исследователей, после задания участники из первой группы почувствовали, что приобрели новые знания и стали увереннее. Они более усердно работали над следующими заданиями.

Многие компании, которые я изучала, видят свою первостепенную задачу в том, чтобы привести к единообразию работу сотрудников. На самом деле, в приоритете должно быть новаторство. Опросив 300 новых сотрудников множества американских компаний из разных отраслей, я обнаружила: чем чаще люди сталкиваются с чем-то принципиально новым в первые недели на новой работе (приобретают новые навыки, общаются с новыми коллегами, выполняют непривычные сложные задачи), тем с большим энтузиазмом они будут работать в дальнейшем и тем дольше останутся в компании. Напротив, сотрудники, заявлявшие, что каждый день делают примерно одно и то же, были менее удовлетворены работой и хотели уволиться.

Боттура — харизматичный лидер, который начал свою карьеру шеф-повара с нарушения строжайших правил традиционной итальянской кухни: длинная паста подается с соусами из морепродуктов, короткая — с мясными, а проверенные временем рецепты нельзя ставить под вопрос или менять. Боттура заново изобрел традиционные итальянские блюда и принес компании успех. И это не единственная его заслуга. На протяжении многих лет ему удается поддерживать бунтарских дух в своем ресторане. Он заставляет подчиненных смотреть на блюда и ингредиенты под другим углом, и все они открыты новому и непрерывно совершенствуют свои навыки. Меню постоянно меняется, а повара развиваются как профессионалы.

Когда развитие — всеобщая цель, в организации нет места самонадеянности, и свежие идеи рождаются снова и снова.

Об авторе. Франческа Джино — преподаватель бизнес-администрирования Гарвардской школы бизнеса, автор книг «Rebel Talent: Why It Pays To Break The Rules At Work And In Life и «Sidetracked: Why Our Decisions Get Derailed, and How We Can Stick to the Plan».