Уроки Тони Шея | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уроки
Тони Шея

Чему нас может научить легендарный CEO компании Zappos

Автор: Билл Тейлор

Уроки Тони Шея

читайте также

Искусcтвенный интеллект для всех

Джеймс Уилсон,  Пол Доэрти

Как помогать, не опекая

Джулианна Пиллемер,  Колин Фишер,  Тереза Амабиле

Индивидуальность мотивации

Дмитрий Жуков

Карьерный выбор

Борис Щербаков

Шокирующая гибель Тони Шея, легендарного интернет-предпринимателя и мыслителя, вызвала огромный поток эмоций и воспоминаний. Одни из самых ценных слов в память Тони принадлежат другому всеми любимому инноватору. Джейсон Фрид, сооснователь и CEO Basecamp, написал твит о том, почему Тони был таким особенным — и таким непостижимым, по крайней мере, для меня. «Он удивлял меня с самой первой минуты нашего знакомства, — пишет Фрид. — Он был художником на позиции CEO. <…> Подавал пример того, как нужно жить. Чудесный человек».

Когда от нас уходят знаменитые бизнесмены, — через много лет после завершения карьеры или, как в случае Тони, всего в 46 лет, — мы, конечно, стараемся оценить их вклад. Но чтобы оценить влияние Тони, нужно думать о нем не только как о многолетнем СЕО гигантского онлайн-магазина обуви Zappos, но и как о художнике — как о человеке, которого занимали большие идеи и эмоции, а не только бизнес-планы и целевые цены на акции. Тогда мы сможем разобраться в его невероятных победах над конкурентами, причудливых организационных экспериментах и периодических неудачах и разочарованиях. Тони было легко восхищаться, потому что он — как и многие другие художники — был одновременно великолепен и неидеален. Именно поэтому его наследие так богато, а уроки так ценны.

Я впервые лично увидел художественный талант Тони еще в мае 2008, когда посетил штаб Zappos в Лас-Вегасе. Я поехал на запад США провести несколько лекций, у меня выдался свободный день, и я связался с PR-отделом Zappos и попросил показать мне модную компанию, годовой объем продаж которой только что превысил $1 млрд. Ответил мне лично CEO: он предложил провести для меня экскурсию и объяснить, над чем работает его команда. За этим визитом последовали 10 лет переписки и разговоров во время моих поездок в Лас-Вегас и на конференции — разговоров о брендинге, культуре, инновациях, социальных переменах и многих других проблемах, которые определяли работу Тони.

Эта первая экскурсия оказалась перфомансом высшего разряда; формальная прогулка по офису быстро превратилась в лас-вегасское эстрадное ревю. Тони встретил меня в холле, взял в руки «экскурсионный флаг» и поднял его высоко над головой. Офисы, и так очень оживленные, при нашем виде приходили в восторг. В одном департаменте, куда мы зашли, сотрудники начали свистеть в свистки и шуметь ручными трещотками. В другом для нас звонили в колокольчики и трясли помпонами. В фэшн-отделе нам поставили танцевальную музыку и сделали фотосессию наших перемещений по офису. А в конце экскурсии мы добрались до так называемой Королевской комнаты: штатный тренер по личностному росту по имени доктор Вик нахлобучил на меня корону, усадил на трон и сделал фотографию на память.

Как и многое другое в Zappos, эта экскурсия была одновременно прекрасной и странноватой — и именно поэтому компания стала так успешна. Главная мысль Тони заключалась в том, что онлайн-ритейл — это далеко не только про цену, качество и ассортимент (хотя все это тоже было в Zappos на уровне). Все, что делали (и делают) Zappos, было призвано развлекать, поражать, удивлять и вообще привлекать внимание клиентов — «доставлять счастье», как говорил Тони (так он назвал свою книгу-бестселлер).

Но Тони понимал, что невозможно создать успешную компанию, если за ней не будет стоять сильная структура. Чтобы создать бренд, который любят клиенты (а любовь клиентов к Zappos поражает меня по сей день), Тони нужно было поддерживать страсть и среди своих коллег. И, как он объяснил в статье для HBR в 2010 году, даже решение перевезти штаб Zappos из Сан-Франциско в Лас-Вегас в 2004 году было отчасти основано на мнении его сотрудников.

Конечно, в этой силе были и свои странности. В 1994 году, за два года до того, как Тони стал сооснователем своей первой компании (которую затем продал Microsoft за $265 млн), и за пять лет до того, как он стал советником и инвестором Zappos, Джим Коллинс и Джерри Поррас опубликовали свой бестселлер «Построенные навечно», где описали качества компаний, подолгу остающихся на вершине. Одним из этих качеств была «сектоподобная культура»: тщательная работа с идеологией, индоктринация, строгость подбора сотрудников и элитизм.

Отголоски этих идей я увидел и в тесной организации Zappos. Мне вспоминается, как студенты Техасского университета A&M на протяжении нескольких десятилетий повторяют слоган, чтобы описать свою культуру, знаменитую своей уникальностью (и, да, некоторым сектантством): «Снаружи ничего не поймешь, а изнутри ничего не объяснишь». Про Zappos я бы выразился примерно так же. Я искренне восхищался культурой Zappos, но не мог представить себе, как бы я стал ее частью — и не только потому, что мне не идут помпоны. Просто я недостаточно экспрессивен и, может быть, немного скептично настроен к другим людям, чтобы настолько растворяться в какой-либо организации.

Я имею в виду, что Тони не просто был новатором — а стремился идти до крайности. Он построил в своей компании такую интенсивную, избыточную и демонстративную культуру, что она по определению не могла бы подойти каждому. Поэтому он и сделал свое знаменитое предложение новым сотрудникам: он буквально платил им за то, чтобы они увольнялись, если у них не хватало энтузиазма для работы в Zappos (не подразумевая при этом никакого осуждения).

В 2014 году это стремление к крайностям, помимо прочего, привело Zappos к радикальной модели «холакратии» — полностью децентрализованной системы без должностей, менеджеров и иерархии. Не все одобрили эту инновацию, и Тони предоставил коллегам выбор: согласиться с концепцией или увольняться. Примерно 18% сотрудников предпочли уйти, но Тони не отказывался от модели — хотя, судя по отчетам этого года, Zappos все же начали отходить от «холакратии». И конечно, нельзя не вспомнить, что в 2009 году Amazon купили Zappos за $1,2 млрд — и Тони описывал это решение как то, что позволит компании «и дальше выстраивать свою культуру, бренд и бизнес. Мы будем свободны быть собой».

Я не хочу говорить, что Тони ошибался в своем экстремальном подходе к организации работы. Несправедливо было бы хвалить радикализм в минуты успеха, а затем ругать тот же самый подход, когда эксперименты приводят к неудаче. Но если вы хотите извлечь урок из больших идей Тони, помните, что прорывные инноваторы страдают от неудач не реже, чем добиваются прорывов, — и именно поэтому мало у кого из нас хватает храбрости последовать их пути. Для такого художника, как Тони, практически невозможно сделать что-то важное, ни разу не ошибившись.

Это напоминает нам о его попытках рисовать на еще большем холсте и о так называемом Downtown Project — кампании по переделке и реновации заброшенной части Лас-Вегаса. В 2013 году Zappos отремонтировала старое здание мэрии Лас-Вегаса и переехала туда. Но Тони не хотел работать в изолированном, огороженном кампусе, как у Apple или Nike. Он представил: что если бы Zappos окружила свой новый штаб художниками, гиками и предпринимателями, — не только собственными сотрудниками, но и другими людьми, которые могли бы питать компанию непредсказуемой энергией и креативностью?

Тони говорил, что «ценит коллизии выше удобств», и что думает теперь «не о ROI — доходе на инвестиции, — а о ROC — доходе на связность». Он хотел, чтобы зона вокруг нового штаба Zappos стала «мировой столицей коворкингов и учебных центров».

Когда я услышал об идее Тони и узнал, что он собирается вложить $350 млн из собственных средств в трансформацию района, то пришел в восторг. Было невозможно отрицать масштаб его идей и серьезность намерений. (Тони даже переехал из своей просторной квартиры в трейлер Airstream в авангардном трейлер-парке, образовавшемся в районе.) Но увы, на деле роскошные планы о Downtown Project на деле оказались не такими роскошными, и управление районом тоже немало критиковалось — хотя он и в самом деле продвинулся далеко. Взять хотя бы уникальный Контейнерный парк — собрание магазинов и ресторанов, расположенных в бывших транспортных контейнерах. Кроме того, здесь проводится Фестиваль музыки и искусства «Жизнь прекрасна», который в 2019 году стал вторым по выручке фестивалем мира. «Это место для постоянных экспериментов с новыми идеями, — однажды сказал Тони о Downtown Project. — Весь смысл заключается в том, что у него нет никакой окончательной цели».

Этими словами можно подытожить всю жизнь и искусство Тони. Как предприниматель он постоянно экспериментировал. И хотя у него никогда не было окончательной цели, он всегда искренне стремился к гуманным и прогрессивным ценностям: глубокой связи с клиентами, верности корпоративной культуре и коллегам, страсти к жизни, жажде творчества. Компания, которую построил Тони, и уроки, которые он преподал, обогатили нас. Его искусство останется с нами — но художника мне будет очень не хватать.

Об авторе

Билл Тейлор (Bill Taylor) — сооснователь журнала Fast Company. Его последняя книга называется «Просто гениально: что великие компании делают не как все».