Генеральный директор Kering о том, как он нашел заветную формулу роста для люксовых брендов | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Генеральный директор Kering о том, как он нашел заветную формулу роста для
люксовых брендов

Когда команда Пино покупает новый элитный бренд, она стимулирует его рост, помогая с разработкой продукции, логистикой и розницей. Креативщики выигрывают в партнерстве с сильными коммерсантами.

Автор: Франсуа-Анри Пино

Генеральный директор Kering о том, как он нашел заветную формулу роста для люксовых брендов

читайте также

Как помочь бизнесу в кризис: методика Scrum

Юлия Баяндина

Виртуальный мир как кузница руководящих кадров

Малоун Томас,  О’Дрисколл Тони,  Ривз Байрон

Неожиданный эффект позитивных историй

Франческа Джино

Методы краудсорсинга при поиске работы

Лиор Зореф

читайте также

Идея: когда команда Пино покупает новый элитный бренд, она стимулирует его рост, помогая 
с разработкой продукции, логистикой и розницей. Креативщики выигрывают в партнерстве 
с сильными коммерсантами.

В 2003 году отец пригласил меня поужинать в свой любимый ресторан Парижа — города, где мы живем. Отец тогда возглавлял Artemis — семейный холдинг, контролирующий конгломерат PPR (его отец основал еще в 1963 году), и ряд других предприятий, в том числе аукционный дом Chrisie’s. Я в 1985 году окончил бизнес-школу HEC, с 1987-го работал в компании и за несколько месяцев до той встречи отметил свое 40-летие. За ужином отец сказал, что хочет уйти в отставку, а меня сделать председателем и генеральным директором Artemis. Я удивился, что он собрался уходить именно теперь, и сказал ему об этом. «Что ты будешь делать, если уйдешь с работы?» — спросил я его. Но отцу было 67, и не так давно скончался его друг — скоропостижно, не позаботившись о преемственности на своем семейном предприятии. Так что, по мнению отца, было самое время.

Разговор происходил в четверг, а в понедельник, приехав в головной офис, я обнаружил, что у меня в кабинете полностью поменяли мебель, а за столом сидит отец. «Ты здесь больше не работаешь, ты работаешь там», — сказал он, указав на угловой кабинет, который раньше занимал он. За выходные он организовал переезд.

В 1992 году отец собрал из восьми опытных в бизнесе людей группу под названием Pinault Trustees. Ее задачей было оценивать в динамике, насколько я готов выполнять его работу. Каждый год я с каждым из них по отдельности встречался за обедом, и еще мы собирались за званым ужином в доме моего отца. Это были изумительные люди, и мне повезло, что я с ними познакомился, — но мне не было не по себе от того, как пристально меня изучают. К 2001 году они решили, что я гожусь в преемники, и группа самораспустилась.

Через два года после того, как я возглавил Artemis, я стал еще и председателем совета директоров и гендиректором PPR. Передо мной встал принципиальный вопрос: оставить все так, как было при отце, или сделать по-новому? PPR (позднее переименованная в Kering) тогда владела очень пестрым набором предприятий. Мы производили строительные изделия. Нам принадлежали розничные магазины и торгово-посылочные предприятия в Западной Европе и Америке. В результате ряда сделок, первая из которых состоялась в 1999 году, мы купили Gucci Group, компанию сегмента luxury. Меня беспокоило, что наши активы слишком тесно связаны с Западной Европой, и в особенности с Францией. Компании надо было расширять свой международный охват, больше ориентироваться на рост, становиться более прибыльной.

И я занялся нашим элитным сегментом одежды и аксессуаров, у которого был большой потенциал для долгосрочного роста. Несколько лет спустя, в 2007 году, мы купили контрольный пакет акций Puma и решили выстроить вокруг этого бренда вторую стратегическую опору под названием «стильные вещи для занятий спортом».

В последние десять лет мы распродали большую часть конгломерата и совершили ряд поглощений, направленных на укрепление нашей позиции на мировом рынке luxury. Сейчас нам принадлежат, помимо Gucci, 14 элитных брендов, в том числе Alexander McQueen, Brioni, Saint Laurent, Stella McCartney и Bottega Veneta. Это расширение стало возможным, потому что мы научились помогать приобретенным брендам увеличиваться в масштабе. Обычно все в первую очередь интересуются самой сделкой, но главный аспект нашей стратегии — способствовать органическому росту брендов, пользуясь своим коллективным опытом. Когда мы образуем партнерство с такими брендами, как Stella McCartney или Christopher Kane, мы даем им доступ к более эффективным системам разработки продукции. Мы помогаем им выбирать места для флагманских магазинов и открывать их. Мы помогаем им в поиске сильных сотрудников.

В результате преобразования мы стали гораздо менее крупной, но более цельной и прибыльной компанией.

С 2003 года наш объем продаж уменьшился больше, чем вполовину — с €24,4 млрд до €9,7 млрд, но прибыли наши выросли почти на 40%. Кроме того, мы стали значительно более глобальным предприятием. С 2007 года доля нашей выручки, поступающей из Франции, упала с 41% до 4%.

Сужение в условиях глобальной экономики

Мне довелось работать во многих компаниях сектора B2B, которые мой отец собрал вместе. Я руководил подразделением, которое изготавливало окна. Я возглавлял наше африканское отделение, которое занималось импортом и сбытом транспортных средств в 30 странах. До того как мы купили Gucci, у меня не было опыта работы с элитными брендами, но я вошел в совет директоров Gucci и сориентировался в этой индустрии.

Став генеральным директором PPR, я начал пересматривать нашу стратегию и задался вопросом, имел ли смысл наш конгломерат в изменившихся условиях. В последние 15 лет экономика стала глобальной, и это не могло не влиять на бизнес. До конца 1990-х выйти на зарубежные рынки было непросто, и компании вроде нашей предпочитали вкладывать капитал в разнообразные предприятия, расширяя ассортимент, но не слишком удаляясь от своей страны. В США внутренний рынок огромен, а во Франции сравнительно невелик. PPR стала конгломератом не по какому-то великому замыслу, а потому что отец постоянно покупал предприятия, стараясь стимулировать рост. Но к тому времени, когда я стал генеральным, возможности этой модели были исчерпаны, хотя дела у компании шли очень хорошо. Вот почему я решил сосредоточиться на создании группы мировых брендов в области элитной продукции и спорта.

Говоря о наших брендах, я избегаю слов «портфель» и «коллекция», чтобы наш подход не выглядел как случайная подборка, ведь на самом деле она вполне стратегическая. Мы с самого начала четко представляли себе чего хотим. Один из наших постулатов: бренд не может охватить все сегменты по цене и стилю. Теоретически мы могли бы не покупать другие бренды, а попытаться расширить Gucci, распространив его на большее число сегментов, но, на наш взгляд, это было бы в ущерб уникальной идентичности Gucci — его, так сказать, ДНК. Мы предпочитаем предоставлять множеству брендов возможность дополнять друг друга, не конкурируя. Сейчас, рассматривая вариант поглощения, мы прежде всего хотим быть уверены в том, что бренд займет четкое собственное место внутри нашей группы и попадет на определенный сегмент рынка.

Важно, что мы помогаем разработать стратегию розничных продаж. Когда бренд элитной одежды становится зрелым, он гораздо меньше зависит от оптовиков — универмагов и специализированных независимых ритейлеров — и создает собственную торговую сеть. Флагманские магазины на таких рынках, как Нью-Йорк и Милан, могут привлекать других покупателей, а заодно служат рекламными объявлениями. Ключ к успеху — найти подходящее место на приемлемых условиях в определенный момент. Когда молодой бренд присоединяется к Kering, он получает доступ к нашей команде, занимающейся недвижимостью. У нас работают люди, которые знают все отдельные магазины и все пассажи в каждом крупном городе мира. У нас связи с владельцами недвижимости. Мы в курсе расценок за аренду. Если у вас маленький бренд в Лондоне, вам страшновато открывать магазин в Берлине или Гонконге. Если же ваш бренд — часть Kering, наши специалисты помогут вам сделать все, как надо.

Рост торговой сети должен соответствовать возможностям бренда, и тут многие элитные бренды, в том числе и некоторые из наших, совершали ошибки. Мы не всегда понимаем, как помогать своим недавно приобретенным брендам развиваться. Иногда бренд-менеджерам кажется, что можно открывать магазин, хотя на самом деле еще рано. Если у вас нет товарного ассортимента, чтобы заполнить 300 квадратных метров площади, а договор об аренде подписан на 10 лет, вы можете обанкротиться.

В случае YSL мы поторопились с сетью, и некоторые магазины были слишком большими. Пришлось некоторые из них ужать и пять лет не открывать новых; мы возобновили расширение магазинов, когда решили, что бренд к этому готов. Бывает и наоборот: гендиректор бренда слишком консервативен: мы требуем от него перейти на следующий уровень, а ему кажется, что еще не пора.

Хороший пример того, как нам удается развивать бренды в составе группы, — успех Bottega Veneta. В 2001 году, когда мы купили этого итальянского производителя изделий из кожи, его выручка от реализации составляла €36 млн, и только 30% поступало от магазинов, которыми он управлял напрямую. За 12 лет выручка от реализации выросла в 17 раз, и сейчас он сам управляет более чем 80% своей международной распространительной сети, куда входят 196 магазинов.

В 2012 году доход от основной деятельности Bottega Veneta достиг €300 млн. Это потрясающее достижение, которого своими силами бренд не добился бы. Оно стало возможным благодаря ресурсам группы, взаимодействию с Gucci и другими нашими брендами и нашему подходу к управлению кадрами, очень, на наш взгляд, нетипичному в отрасли.

Кадровые и производственные синергии

Со времен приобретения Gucci мы многое поняли и о сотрудниках компаний luxury. Прежде всего мы расширили зону ответственности креативщиков. Теперь арт-директор бренда не только разрабатывает продукцию; он управляет образом бренда, отвечает за концепции магазинов и рекламу, он в курсе всего, что связано с брендом. Во-вторых, мы убеждены, что креативного директора надо объ­единять с сильным и дополняющим его генеральным. Если этот дуэт подобран правильно, стратегическое видение не расходится с творческим. По мере развития бренда точность исполнения становится все важнее и важнее, и мы даем креативщикам возможность раскрыться полностью, отдав бизнес-составляющую опытным менеджерам.

Если вы часть крупной компании, у вас большая синергетика в производстве. Мы знаем всех поставщиков всех видов ткани и кожи и можем помочь своим брендам найти то, что нужно. Понятно, что материалы у всех разные: кожи у Gucci отличаются от тех, что использует Bottega Veneta. Но тем не менее координация снабжения дает эффект масштаба, позволяет находить новых поставщиков по всему миру, обогащает наш опыт.

У нас два центра разработки: один для готового платья (возле Милана), другой для изделий из кожи (возле Флоренции). Эти центры помогают ускорять процесс превращения первоначального замысла дизайнера в нечто, что может быть произведено для продажи в магазине. Элитные бренды у многих ассоциируются с показами мод, но в действительности компании, чтобы преуспеть, нужна система логистики, способная очень быстро поставлять готовую продукцию в магазины разных стран. После Недели моды закупщики заказывают коллекции, и мы запускаем производство. После весенне-летнего показа в сентябре мы должны за период с октября до начала февраля сделать первые поставки в магазины. И это ведь не футболки: технология изготовления сложная, а срок жизни на прилавках ограничен. Стоит задержать поставку, и вы уже не вернете вложенные деньги. Но, если удается поставить продукцию неделей раньше и открыть сезон, вы получите дополнительный объем продаж и прибыль.

Чтобы стать международной компанией, мы изменили свою культуру.

В 2008 году из 150 человек, работавших в центральном офисе, только один не был французом. К концу 2012 года там уже трудились служащие 18 национальностей. А сейчас у нас больше итальянцев, чем французов, и средний стаж в компании всего четыре года — намного меньше, чем раньше. В то же время мы стараемся действовать осмотрительно и помнить о своих корнях: многие из наших деловых практик, особенно наш децентрализованный подход к управлению каждым брендом, сложились еще в прошлом.

Роскошь онлайн

Хороший пример того, как мы подходим к заключению сделок, — история покупки Christopher Kane, бренда женской одежды. Мы объявили о поглощении в январе 2013 года, но до этого несколько лет наблюдали за компанией. Мы видели, что у нее очень перспективный бренд и сильное творческое видение, дополняющее то, что мы делаем. Я познакомился с Кристофером более чем за год до объявления о сделке: приехал к нему в студию и посмотрел его коллекцию. Кристофер с сестрой, которая создала компанию вместе с ним, не собирались продавать свою фирму, и я объяснил, как мы действуем. Я сказал ему: «Если вам понадобится партнер, то мы открыты для любых предложений».

В итоге мы не купили все предприятие — только контрольный пакет, и Кристофер остался акционером.

После оформления сделки мы направили в компанию небольшую группу интеграции, которая, в основном, занимается созданием системы отчетности, чтобы мы могли отслеживать финансовые результаты. И вместе с Кристофером мы выбирали генерального директора. Наш подход: креативного директора по возможности надо освободить от дел, отвлекающих от творческих вопросов. Мы готовимся в 2014 году открыть в Лондоне флагманский магазин. Едва ли Christopher Kane справился бы с этим без Kering.

Мы еще не завершили создание своей группы брендов. Предметы роскоши для нас — это одежда, аксессуары (преимущественно из кожи), ювелирные украшения и часы. Пару лет назад нам принадлежал всего один ювелирный бренд, Boucheron — очень дорогой, а часы мы продавали только от Gucci. С тех пор мы приобрели Girard-Perregaux и JeanRichard — двух известнейших швейцарских часовщиков, Qeelin — производителя изящных ювелирных изделий и наш первый китайский бренд, а также Pomellato, производителя элитных ювелирных украшений. Но мы по-прежнему в поиске. Через 10 лет наша позиция в этой категории будет значительно более сильной.

Мы стали активнее и в электронной торговле; наша задача — создать единую платформу для всех своих брендов. Мы образовали совместное предприятие с итальянской компанией YOOX, которая занимается интернет-торговлей luxury. Предметы роскоши продавать через интернет сложно, поскольку в виртуальном пространстве нельзя воссоздать ощущение от магазинов. Сайты — это фотографии, «корзина» и оплата, и массовые изделия от элитных там не очень-то отличишь. Мы можем, как нам кажется, дифференцировать опыт, предложив совершенно новые услуги. Скажем, сейчас на сайтах, торгующих готовым платьем, можно заказать два-три размера и два-три цвета, примерить вещи дома и то, что не нужно, вернуть. А что, если мы будем по предварительной договоренности отправлять к вам на дом одного из наших штатных портных, чтобы он подогнал вещь по вашей фигуре? Вот о чем я думаю, представляя себе элитные бренды в интернет-торговле. Это будет главной задачей следующего десятилетия.