читайте также
Чему офисные менеджеры могут научиться у буровиков, работающих на морских нефтяных вышках? Что полезного они могут у них узнать? Ну, например, что для повышения производительности труда необходимо устранить любые проявления мачизма. К такому выводу мы пришли, проследив за тем, как живут и трудятся рабочие на двух нефтяных платформах, — более полутора лет мы по нескольку недель делили с ними кров, пищу и обязанности.
Работать на нефтяных вышках трудно и опасно, поэтому демонстрация профессионального мастерства, мужской силы и отваги там всегда была в порядке вещей. Однако последние 15 лет на изученных нами платформах целенаправленно изживали жесткую культуру мачизма и приучали мужчин хвалить друг друга, помогать коллегам и самим обращаться к ним за помощью, а также признавать свои ошибки и разбираться, чем они были вызваны: тревогой, стрессом или недостатком опыта. У рабочих существенно изменились внутренние установки: вместо того чтобы доказывать окружающим свою мужественность, они озаботились вопросами безопасности и эффективности труда.
Для этого им пришлось пересмотреть свое отношение к работе — конечно, не без помощи руководства. Начальство убеждало сотрудников: если вы не видите собственных ошибок и не умеете учиться на них, то вы работаете неэффективно и подвергаете себя опасности. И постепенно все усвоили: чтобы повысить безопасность и производительность труда в потенциально опасной зоне, необходимо научиться воспринимать новую информацию, даже если она кажется нелепой, и признавать свои ошибки.
Приняв новые правила игры, рабочие, во-первых, поняли, что чрезмерная демонстрация мужественности не только не помогает им, но и попросту мешает, и, во-вторых, в корне пересмотрели свои представления о хороших руководителях. Выяснилось, что те, кто раньше поднимался по карьерной лестнице — «здоровенные грубые мужланы», как их назвал один из рабочих, — ничего не смыслят в безопасности и производительности. Зато люди целеустремленные, готовые заботиться о коллегах, умеющие слушать и учиться, прекрасно в этом разбираются.
За 15 лет правила и нормы изменились во всей компании — так же, как и поведение сотрудников, и это безусловно способствовало повышению безопасности и производительности труда. Несчастных случаев стало меньше на 84%, а производительность (число добытых баррелей), экономическая эффективность (затраты на баррель) и надежность (время безотказной работы оборудования) повысились по сравнению с прежними показателями.
Однако эти изменения произвели еще один неожиданный эффект. Рабочие перестали бояться уронить себя в глазах коллег — если они не знают, как безопасно и эффективно выполнить задание, то открыто говорят об этом, признавая тем самым собственную некомпетентность или неопытность. И это наложило глубокий отпечаток на то, как они воспринимают себя и каким им представляется «настоящий мужчина».
Если даже буровики — само, казалось бы, олицетворение мужественности — сумели отказаться от идеалов мачизма и потому стали работать гораздо производительнее, то и офисным служащим это наверняка удастся. Исследования не раз доказывали, что мачизм дорого обходится компаниям из самых разных отраслей — будь то авиация, производство, высокие технологии или юриспруденция. Стремление всегда вести себя «по-мужски» отрицательно сказывается на качестве принятых решений и на взаимоотношениях с коллегами. В коллективе процветает дух «дедовщины», что мешает профессионально развиваться новым сотрудникам, препятствует продвижению женщин, ведет к нарушениям прав человека, вредит физическому и моральному здоровью. За желание продемонстрировать мужественность приходится расплачиваться очень дорого — как самим представителям сильного пола, так и организациям, в которых они работают.
И дело не в мужских качествах как таковых — чтобы выполнить многие задачи, нужно быть упорным, сильным и бесстрастным. Плохо то, что мужчины часто пытаются самоутверждаться в самый неподходящий момент и в самом неподходящем месте: на морской нефтяной платформе или в шикарном кабинете руководителя. Чтобы люди лучше работали, следует создавать такие условия, чтобы они легко отказались от стандартных моделей поведения, перестали путать их с профессионализмом и сосредоточились на том, что действительно важно для дела.