Мэри Барра и новая General Motors | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мэри Барра и новая
General Motors

Назначение Мэри Барры на пост гендиректора General Motors (GM) — доказательство того, что компания серьезно подходит к инновациям и качеству своей продукции.

Автор: Розабет Мосс Кантер

читайте также

Действовать из будущего: как добиться успеха после пандемии

Джош Сушкевич,  Марк Джонсон

«Harvard Business Review — Россия» №126: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Слово в защиту паразитов

Антоновиц Янис,  Гичи фон Тихамер

«Обмани императора, чтобы переплыть море»

Теперь можно заявить официально — да, слабый пол тоже любит автомобили. И автомобильными компаниями теперь управляют женщины.

Назначение Мэри Барры на пост гендиректора General Motors (GM) — доказательство того, что компания серьезно подходит к инновациям и качеству своей продукции. Отец Мэри работал лекальщиком на заводе Pontiac, сама же Мэри, инженер по профессии, уже 33 года работает в GM. На сегодняшний момент она также занимает пост исполнительного вице-президента по разработке новой продукции. Она отвечает за то, чтобы новые модели были более экологичными, надежными и удобными. Основные тренды будущего — электромобили, гибридные автомобили, самоуправляемые автомобили, так что опыт Мэри тут просто неоценим. Именно таким мы представляем себе новое лицо GM.

Барра начала свою карьеру инженера в GM еще будучи студенткой. Примерно в то же время я, когда была начинающим преподавателем и консультантом, посетила GM. Я как раз опубликовала свою книгу «Men and Women of the Corporation», в которой описывалась деятельность большой промышленной корпорации (не GM). И мне хотелось объяснить руководителям, почему они, согласно стереотипу, продвигают по карьерной лестнице мужчин и при этом игнорируют не менее талантливых женщин.

Я ознакомилась с положением дел во многих компаниях. И в GM того времени мужской шовинизм особенно процветал.

Так не могло долго продолжаться. Развитие американских производственных компаний тормозилось закостенелой бюрократической системой, основанной на системе привилегий для одних, и дискриминации других. Эта система не давала развиться новым идеям, была невосприимчивой к мнениям сотрудников, вела себя неэтично по отношению к покупателям и зачастую пресекала на корню любые инновации. Компания GM пыталась изменить положение дел (о чем я упомянула в своей книге «The Change Masters»). Однако компании не хватало широты взгляда. Они оставили подобную модель управления и в новых подразделениях: в Калифорнии, на совместном предприятии с Toyota — NUMMI и в дочерней фирме Saturn, которая более не существует.

Тем временем внутри самой компании уже расцветали будущие таланты. Неизвестные на тот момент Мэри Барра и Джинни Рометти (ныне гендиректор IBM) проходили тогда обучение в General Motors Institute. Обе женщины теперь возглавляют организации, входящие в список 20 крупнейших компаний согласно журналу Fortune.

Известный военно-промышленный слоган «Что хорошо для General Motors, хорошо для всей Америки» — слишком часто подвергался нападкам и злым шуткам, но в данном случае я с ним согласна.

Мэри Барра важна для GM прежде всего потому, что она инженер, который любит автомобили и разбирается в них. И она представительница новой культуры — культуры кооперации и слаженной работы в команде. Поскольку раньше она возглавляла службу HR, она неплохо разбирается в людях. Она также умеет работать в коллективе и имеет поддержку со стороны коллег — вице-президента по финансам Дэна Амманна за время работы с Мэри повысили до президента. В июле Барра и Амманн участвовали в моей программе для руководителей Leading the Global Company в Гарвардской школе бизнеса. В них обоих читался стиль руководителей будущего, умеющих слушать и уважающих чужое мнение. И никакого следа прежнего заносчивого «всезнайского» стиля GM времен Детройта!

Действительно хорошо для Америки, что гендиректор GM — женщина, разбирающаяся в автомобилях. Это вдохновит многих американских студенток на то, чтобы выбрать в качестве своей специализации автомобилестроение, науку, инженерное дело, математику, а не финансы. И затем они смогут искать работу на реальном производстве, которое уже перестало быть прерогативой исключительно мужчин. Нации нужны студенты технических специальностей, и женщины смогут внести свою лепту в развитие производства.

Барра была назначена гендиректором, потому что она заслужила эту должность. Она продемонстрировала высокий уровень квалификации как в технической, так и в управленческой сферах деятельности на протяжении 33 лет своей работы в фирме. Может, она и не собиралась служить кому-то примером, а просто хотела хорошо выполнять свои обязанности и способствовать росту компании, которой она посвятила всю свою жизнь. Однако, хочет она того или нет, в качестве главы одной из крупнейших транснациональных корпораций она несет определенное послание всему миру. Скажем, для Саудовской Аравии его можно расшифровать так — «Место женщины у руля».

Идея назначить женщину на должность гендиректора автомобильной компании имеет огромное значение не только для Америки, но и для всего мира. Ведь это дополнительный знак того, что еще одно препятствие пройдено и что слабый пол может выбирать любые профессии. И, кстати, в качестве идеи для родителей, которые раздумывают, что бы подарить дочерям на праздник — дарите больше машинок, и чем больше, тем лучше. Потому что это срабатывает. Пример Барры доказывает, что девочки тоже любят машины.