4 вызова для нового CEO Google | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 вызова для нового
CEO Google

Руководить «старым» Google всегда было непростой задачей.

Автор: Бхаскар Чакраворти

4 вызова для нового CEO Google

читайте также

Мифы и реальность о работе продакт-менеджера

Апурва Мишра

Как пережить послепраздничную хандру

Арт Маркман

Великие предприниматели прошлого. Николай Григорьев

Мария Макарушкина

Венчурному капиталисту

В результате преобразования корпорации Google в Alphabet Сундар Пичаи занял один из самых престижных руководящих постов в Силиконовой долине. Став новым гендиректором Google, он получил ключи едва ли не от самого дорогого мирового бренда, самой популярной поисковой системы, самой распространенной операционной системы для смартфонов и самой привлекательной компании-нанимателя для выпускников инженерных и бизнес-специальностей. Быстрый анализ финансовых показателей всего бизнеса «старого» Google показывает, что 90% прибыли он получал от продажи рекламы. Именно это направление теперь лежит в основе «нового» Google, которым руководит Пичаи.

Бизнес, который возглавил Пичаи, полностью посвящен «цифре», хотя он получил блестящее образование в области физических «материй» по специальности инженера-металлурга. Будучи родом из Индии, из города Ченнаи, он приехал в США учиться, получил степень магистра материаловедения и инженерного дела в Стэнфорде и MBA в Уортонской школе бизнеса. Пичаи пришел в Google более 10 лет назад после недолгой работы в Applied Materials и McKinsey. Свою карьеру в компании он начинал в должности менеджера по продукту, работая над такими проектами, как Toolbar.

Его деятельность в Google отмечена тремя характерными чертами, которые, на мой взгляд, достойны самого пристального внимания. Во-первых, Пичаи продемонстрировал стратегическую дальновидность, когда заметил слабое место в сердце бизнеса Google — его поисковой системе. В любом популярном браузере можно с легкостью сменить поисковик по умолчанию. Именно проект Google Chrome — собственного браузера корпорации, которым руководил Пичаи, помог фирме закрепить свое положение на рынке браузеров. Во-вторых, одним из принципов его философии является развитие экосистемы пользователей и разработчиков. И, в третьих, он убежден, что технологии делают людей равными. «В поиске Google меня поразило то, что вы получаете одинаковый доступ к информации независимо от того, кто вы и где находитесь. Студент в Стэнфорде, или ребенок в Индии или Индонезии — все равны перед Google», — сказал Пичаи в интервью индийскому телевидению.

Читайте материал по теме: Почему Google стал Alphabet

Руководить «старым» Google всегда было непростой задачей. В прошлом лицом компании был ветеран индустрии Эрик Шмидт, в то время как основатели — Ларри Пейдж и Сергей Брин — в основном занимались ее ростом. Затем интересы Пейджа и Брина сместились в область смелых, поистине фантастических проектов, которые не всегда заканчивались успешно. Финансировать их приходилось за счет основного бизнеса компании. Однако по мере того, как масштабы экспериментальной деятельности основателей росли, становилось все сложнее формулировать стратегию развития ведущего бизнеса. К тому же эти проекты, не связанные с основной деятельностью организации, прямым образом отражались на ее доходности.

Что же нам ждать от лидера «новой» Google? Вот четыре аспекта, которым, с моей точки зрения, ему следует уделить особое внимание.

Показать свою приверженность высоким технологиям. Для среднестатистического пользователя поисковые системы взаимозаменяемы. Введите запрос в Google или Bing — и вы увидите схожие результаты. Люди отдают предпочтение Google, потому что считают, что эта поисковая система чем-то лучше других. Поэтому Пичаи необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить за Google статус самого продвинутого поисковика и на деле его поддерживать. Учитывая, что смелые проекты основателей сместились в другие проекты и фирмы, Пичаи необходимо держать руку на пульсе, иначе его бренд начнет терять былой лоск. Ему нужно во что бы то ни стало продемонстрировать приверженность Google высоким технологиям — задача, которая за все 17-летнее правление Пейджа и Брина никогда не стояла так остро.

Читайте материал по теме: Пример, которому должны последовать Ларри Пейдж и Сергей Брин (и это не Баффет)

Лично привлекать и приглашать специалистов. Одна из самых больших опасностей для Google состоит в том, что компания утратит привлекательность для лучших профессионалов. У новых сотрудников, нанятых Пичаи, вероятно, не будет возможности заниматься самоуправляющимися автомобилями или инновациями в области продления жизни, поскольку эти направления перешли в Alphabet. А это значит, что Пичаи нужно запустить стратегическую программу привлечения и найма новых кадров и лично ей руководить. Его призыв к новым специалистам должен вдохновлять и открывать им глаза на перспективы, существующие в рамках «обычного» бизнеса. У новичков будет возможность разрабатывать и развивать важные, пользующиеся высокой популярностью технологии — а это само по себе весьма захватывающее предложение. И все же Пичаи придется научиться привлекать тех специалистов, которых тянет к дерзким фантастическим начинаниям, бывшим некогда частью Google. Возможно, для этого ему стоит прибегнуть к старому, проверенному методу — личному убеждению.

Избежать рисков «игры в обороне». Освободившись от проектов, не связанных с основным направлением деятельности, Google станет более уязвимым по нескольким причинам. С ростом популярности мобильных платформ, где возможности разместить рекламу и обратить на нее внимание гораздо более ограничены, традиционные доходы от нее постепенно начнут падать. К тому же потребители уже проводят больше времени в приложениях и на сайтах, посвященных электронной торговле, таких как amazon.com, а также в разнообразных социальных сетях. Значимость поисковых систем и электронной почты будет падать. Согласно одному исследованию, с декабря 2013 по май 2015 года пять ведущих поисковиков уже испытали снижение сетевого трафика до 31%. При выборе дальнейшей стратегии Пичаи следует быть крайне осторожным, чтобы избежать ловушек, таких как добавление дешевого функционала в качестве главного способа удержания рыночной доли. Пичаи нужно вернуться к основам корпоративного мировоззрения — ценности разработки продукта, направленного на пользователя.

Читайте материал по теме: Как Google преобразила менеджмент за 10 лет с момента IPO

Найти новые растущие рынки — и быстро. Кроме трудностей, связанных с укреплением и оживлением старого бизнеса, Google сталкивается с многочисленными препятствиями на крупнейших международных рынках. В Китае поисковой системой Google практически не пользуются, в основном из-за режима правительственной цензуры, а в последнее время — сильной конкуренции со стороны Baidu. В Европе растет недовольство доминированием Google. Здесь Пичаи придется сильно постараться, чтобы склонить общественное мнение и законы на свою сторону. Наибольший потенциал для развития, безусловно, представляют развивающиеся рынки Южной Азии и стран Южно-Африканского региона. Проблема в том, что эти рынки пока еще только зарождаются, а потому требуют как терпения, так и потенциально новых продуктов и бизнес-моделей. Собственное детище Пичаи, Android One, — это конкурентный технический стандарт, который позволяет производителям выпускать доступные по цене смартфоны с современной технической «начинкой». Эти недорогие устройства оснащаются ОС Android и получают обновления напрямую от Google. Хотя, на первый взгляд, эта идея кажется беспроигрышной, риск состоит в том, что, скорее всего, пройдет немало времени, прежде чем Android One начнет приносить прибыль. К тому же нельзя забывать о сильной конкуренции со стороны дешевых китайских смартфонов. И, наконец, рынок цифровой рекламы в Индии все еще развит довольно слабо, и Google придется делать немалые инвестиции в продукты, которые будут хорошо работать, несмотря на медленную интернет-инфраструктуру и слабый уровень проникновения глобальной сети.

Я возлагаю на Пичаи большие надежды. У него есть шанс начать процесс перезагрузки успешной технологической компании. В каком-то смысле он отойдет от принципов управления Ларри Пейджа и Сергея Брина, которые сосредоточатся на других направлениях конгломерата Alphabet. Пусть они продолжают заниматься своими прорывными проектами. Для Пичаи, как для бизнес-лидера XXI века, важно построить новую компанию Google, сохранить ее яркость и актуальность для потребителей, рекламодателей и сотрудников. Я полагаю, что между «старым» и «новым» Google — дистанция огромного размера.

Читайте по теме: