читайте также
Несколько лет назад Йеспера Бродина, CEO Ingka Group/IKEA, попросили возглавить управление IKEA в Китае: чтобы оставаться успешным и экологически устойчивым, бизнес требовал значительных изменений. Бродину предстояло закрывать офисы и помогать многим сотрудникам найти новую работу. Прежде чем согласиться на такую сложную задачу, он задал себе важный вопрос: «Достаточно ли у меня для этого смелости и стойкости?»
Как руководителю принимать трудные решения, оставаясь при этом хорошим человеком? С этим парадоксом сталкиваются все лидеры. Большинство из нас думают, что мы должны сделать сложный однозначный выбор: быть хорошим человеком или жестким эффективным лидером. Но это неверное противопоставление. Человеческие качества и трудные лидерские решения не исключают друг друга. По правде говоря, жесткие поступки часто могут оказаться самыми человечными. Главное не забывать о двух основных ингредиентах: мудрости и сострадательности.
Еще в одной статье, опубликованной в Harvard Business Review, мы представили концепцию мудрого, гуманного лидерства, где определили мудрость как глубокое понимание мотивов людей, смелость действовать прозрачно и делать то, что необходимо, даже если это нелегко, а сострадательность — как способность проявлять искреннюю заботу и думать о других с намерением их поддержать и помочь.
Наше исследование лидеров и сотрудников более чем 5 тыс. компаний из почти 100 стран показало необычайную силу мудрости и сострадательности. Подчиненные руководителей, демонстрирующих хотя бы одно из этих качеств, в целом положительно оценивают свой опыт. Им нравится их работа, они вовлечены и реже выгорают. Но когда руководитель проявляет и мудрость, и сострадательность, это оказывает огромное влияние на благополучие и продуктивность сотрудников. У тех, кто работает под руководством мудрого и гуманного лидера, уровень удовлетворенности работой на 86% выше, чем у тех, кому повезло меньше. В этом случае сумма гораздо больше, чем ее слагаемые.
Однако неудивительно, что быть лидером, сочетающим в себе эти качества, нелегко. Для этого требуется учиться и тренироваться. Первый шаг — забыть, что значит быть «лидером», и усвоить, что значит быть человеком.
Попросту говоря, смысл менеджмента — в управлении людьми, осуществлении контроля над ними. С другой стороны, смысл лидерства в том, чтобы видеть и слышать других людей, задавать им направление и прекращать контролировать их дальнейшие действия.
«Если задуматься о том, в чем роль лидера, то все довольно просто, — говорит Крис Тот, CEO компании Varian, занимающейся медицинскими приборами. — Наша роль не в том, чтобы принимать решения или быть самым умным. Крайне опасно, когда все решения принимает лидер. Нужно развивать культуру сострадательности, создавать возможности для каждого, учитывать разнообразные точки зрения. Тогда сотрудники смогут работать творчески и продуктивно и будут довольны своей работой».
Чтобы развивать подобный подход к лидерству, важно признать, что главное — это не должность, а человеческие качества, благодаря которым мы стремимся к человеческому контакту с другими людьми. Вот четыре способа стать более гуманным лидером.
Помните о золотом правиле
Сострадательность по своей сути — это желание видеть других счастливыми и готовность действовать, чтобы помочь им в этом. Вот золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Это золотое правило — полезный шаг на пути к мудрой сострадательности, ведь понимать и учитывать мнение другого человека — необходимое ее условие. Когда мы способны поставить себя на место другого, мы можем по-новому взглянуть на сложную ситуацию. Мы признаем, что видим ее со своей стороны, но для кого-то она может выглядеть совершенно иначе. Уметь посмотреть на происходящее с другой точки зрения полезно, однако не следует думать, что мы знаем, что чувствует или ожидает другой человек. Это особенно верно в сегодняшней все более многообразной рабочей среде. Нужно соблюдать баланс: уметь поставить себя на место другого человека, но не думать, что мы понимаем его реальность (а для этого требуется умение слушать и слышать).
Внимательно слушайте
У нас два уха, но только один рот. Это значит, что мы можем — и должны — слушать вдвое больше, чем говорить. Когда вы действительно слушаете других, люди видят внимательное к себе отношение, что удовлетворяет одну из важнейших человеческих потребностей. Если вы можете внимательно слушать, открыто и с готовностью учиться, вы не только станете мудрее, но и сможете искренне помогать другим. Если вам предстоит важный разговор, выделите время, чтобы подготовиться к нему. Например, можно позаботиться о подходящей обстановке, чтобы вы могли полностью сосредоточиться на беседе, и настроиться на разговор, чтобы действительно внимательно выслушать и понять, чего хочет и что чувствует другой человек, а не пытаться решить проблему.
Спросите себя, чем вы можете быть полезны
Китайская пословица гласит: «К сочувствию нет пути, сочувствие — это и есть путь». Однако спрашивать, чем вы можете быть полезны, — это «путь к сочувствию». Собираясь пообщаться с человеком, подумайте, что происходит в его жизни. Что для него проблематично, а что идет хорошо? И затем спросите себя: какая поддержка нужна этому человеку, чтобы справиться с трудностями? Какая подсказка ему нужна, чтобы лучше осознать свои слепые зоны, создающие трудности? Если подумать над этими вопросами до встречи, вы сможете выстроить более человечный диалог, направленный на рост и развитие.
Ставьте сложные задачи, чтобы люди увидели свой потенциал
Все мы хотим добиваться результатов и получать признание. Хороший лидер ценит нас сегодняшних, но также призывает нас приложить усилия и достичь большего, чтобы реализовать свой истинный потенциал. Это нелегко. Когда человек уже работает хорошо, он может разочароваться и лишиться мотивации, если подталкивать его работать еще лучше. Но смысл лидерства не в том, чтобы угождать людям и делать так, чтобы они чувствовали себя легко и непринужденно. Лидер должен поддерживать людей и проливать свет на то, чего они, возможно, не хотели бы видеть. Не стоит избегать некомфортных разговоров, лучше считайте, что, ставя перед людьми сложные задачи, вы заботитесь о них.
Когда лидер проявляет мудрую сострадательность и человеческое отношение к подчиненным, это помогает создавать культуру, в которой уделяется больше внимания настоящим человеческим связям. Руководителям не следует недооценивать свое влияние на людей. В наших силах контролировать их экономическое положение. Мы можем влиять на выполняемую ими работу и на то, какое отношение к себе они видят со стороны окружающих. Это огромная ответственность. И поэтому особенно важно, чтобы лидеры выполняли трудную работу гуманно — и позитивно влияли на опыт людей, их задачи и результаты труда.