Как руководитель должен реагировать на неприятности | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как руководитель должен реагировать
на неприятности

Почему негативные эмоции нужно не подавлять, а переоценивать

Авторы: Эмма Сеппала , Кристина Брэдли

Как руководитель должен реагировать на неприятности
EMMA INNOCENTI/GETTY IMAGES

читайте также

Что делать, если ваша карьера вас больше не устраивает

Лаура Гасснер Оттинг

Критика как угроза

Наталья Артемьева

Три мира информационных технологий

Эндрю Макафи

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

На работе мы испытываем различные эмоции (фрустрацию, злость, страх, волнение), и это нормально. От того, как хорошо справляются с этими чувствами лидеры, зависит, насколько созидательна или разрушительна рабочая атмосфера, насколько мотивированы или разочарованы сотрудники. Руководителям необходимо развивать в себе способность контролировать свои эмоции, однако, возможно, не совсем так, как вы это себе представляете.

Рассмотрим такой пример: футбольная команда в решающем матче уступает один мяч. В самом конце первого тайма после нарушения команда получает право пробить пенальти — замечательную возможность сравнять счет. Ведущий игрок команды готов ударить по мячу. Сначала удар кажется прекрасно выполненным, мяч устремляется в угол сетки, но внезапно отскакивает назад. Игрок хватается за голову и уходит с поля на перерыв.

Команда расстроена, тренер тоже. Его цель — помочь команде за время перерыва преодолеть эту неудачу, чтобы игроки вышли на поле в приподнятом настроении и мотивированные на победу. Должен ли он справиться со своим разочарованием, изобразить улыбку на лице и сделать вид, что ничего не произошло? Или ему стоит честно и полно выразить свои чувства? Какой вариант поможет ему добиться цели?

Как выясняется, ни тот, ни другой.

Лидеры, которые справляются с эмоциями, справляются и с делами

Исследования, посвященные эмоциям и контролю над ними, показывают, что способность руководителя к управлению своими чувствами определяет боевой дух и мотивацию команды. Марк Бракет, директор Йельского центра по исследованию эмоционального интеллекта (Yale Center for Emotional Intelligence) и автор книги Permission to Feel, объясняет, что среди множества граней эмоционального интеллекта регуляция эмоций может оказаться «самой важной».

От того, как лидер справляется с эмоциями, зависит, какими окажутся результаты для команды — позитивными или негативными. Согласно исследованию, люди склонны управлять своими эмоциями двумя разными способами: подавлением или переоценкой.

Подавление — самый распространенный способ: мы скрываем свои чувства и притворяемся, что все в порядке. Несмотря на свою популярность, эта стратегия ведет к целому спектру негативных последствий для личности: меньшему количеству близких отношений, большему количеству негативных эмоций, меньшей социальной поддержке, меньшей удовлетворенности жизнью, ухудшению памяти и повышенному кровяному давлению. Если тренер скроет свой гнев, это может привести к подобным последствиям для всех игроков. Даже если они не осознают скрываемую им злость, на психологическом уровне они регистрируют ее и ощущают как сигнал тревоги.

Учитывая отрицательные последствия подавления, можно показаться, что полное выражение эмоций — более эффективная стратегия. Тем не менее, и у нее есть свои разрушительные последствия. Если тренер выразит свое разочарование в этот критический момент, он может пошатнуть уверенность своих игроков. В итоге вместо мотивации и вдохновения он оставит своих игроков угнетенными и полными страха.

Переоценка, или пересмотр эмоциональной ситуации, может оказаться наиболее эффективной стратегией. К примеру, тренер может напомнить себе, что это еще не конец, а всего лишь одна игра в сезоне, и команде еще представится возможность для победы. Переоценка помогает успокоиться. Успокоившись, тренер может осознать, что его игроки уже испытывают разочарование, а вместо угнетения им необходима поддержка. Он может начать разговор с признания общего разочарования, а затем подчеркнуть, что итоговые результаты будут зависеть от того, как они все справятся с этим вызовом и смогут ли отыграться во втором тайме.

Такой подход гораздо лучше скажется и на тренере, и на его команде.

Недавно мы провели подробное исследование с участием 15 университетских тренеров и их спортсменов. Тренеры, придерживающиеся стратегии переоценки, испытывали менее негативные эмоции, чем те, кто стремился подавлять их. Кроме того, переоценивающие эмоции тренеры создавали более положительную атмосферу в команде, выстраивали доверительные отношения, легко общались и мотивировали.

Результаты исследования лидеров подтверждают наши находки, показывая, что регуляция эмоций является ключевой компетенцией не только спортивных тренеров, но и в целом успешных руководителей. Это связано с тем, что одна из отличительных особенностей сильного лидера — способность одновременно управлять и влиять на эмоциональное состояние своих коллег. Лидеры должны уметь вдохновлять и вселять уверенность в сотрудников, чтобы они не теряли мотивацию и справлялись с трудностями.

Чтобы справляться с этой непростой задачей, необходимо уметь эффективно управлять собственными чувствами.

Возможные преимущества стратегии переоценки демонстрируют и исследования взаимодействий между лидером и его последователями. В одном из исследований говорится о том, что лидеры, предпочитающие стратегию переоценки стратегии подавления при сообщении плохих новостей, лучше справлялись с реакцией злости у своих сотрудников. Те же, кто работал под руководством лидеров, предпочитающих стратегию подавления, выражали больше злости и негативных эмоций в отношении своих лидеров.

Тренируйте «мышцу переоценки»

В критической ситуации может быть сложно применить стратегию переоценки. Однако есть научно обоснованная быстрая техника, которая способна помочь: попробуйте воспринять проблему как вызов, а не как угрозу. Существует множество свидетельств того, что подход к проблеме как к вызову помогает людям сконцентрироваться на задаче и подумать о последующих шагах. Необходимость справиться с вызовом вселяет уверенность перед лицом опасности.

И наоборот, восприятие проблемы как угрозы связывается со снижением эффективности и мотивации и с повышением уровня стресса.

Когда вы находитесь в состоянии стресса, лучший способ сохранить спокойствие и оценить ситуацию — глубокое дыхание, объясняет Джоанн Берлин, руководитель TLEX Institute. По его мнению, обучая менеджеров высшего звена самоуправлению с помощью таких простых приемов, как дыхательные практики, вы ведете к успеху стоящие за ними команды. Исследование показывает, что дыхание действительно помогает быстро успокоиться. Вдох повышает сердечный ритм и кровяное давление, а выдох — снижает. Это простое упражнение можно выполнять даже во время деловых встреч или собраний — нужно лишь вдохнуть на счет «раз» и выдохнуть на два счета. Если у вас есть время, вы можете попробовать эту дыхательную практику, которая также поможет быстро прийти в себя.

Итак, как же подготовиться к критическим ситуациям, в которых максимально важно обрести самоконтроль? Практикуйтесь в свободное время, когда ставки не так высоки. Делайте это ежедневно, и вы сможете подготовиться к внезапным неприятностям.

Об авторах

Эмма Сеппала (Emma Seppälä) — кандидат наук, автор книги «The Happiness Track», сооснователь Йельского проекта по исследованию эмоционального интеллекта, руководитель программы женского лидерства в Йельской школе управления, научный руководитель Стэнфордского центра по исследованию эмпатии, альтруизма и образования.

Кристина Брэдли (Christina Bradley) — аспирант Йельского центра по исследованию эмоционального интеллекта, руководитель научно-исследовательской деятельности в фонде Contentment Foundation.