читайте также
По данным Американского института стресса, 40% работников считают свою работу «очень или чрезвычайно наполненной стрессом». В период пандемии это воспринимается еще острее; опрос Американской психологической ассоциации показал, что экономическая ситуация является «значительным» источником стресса для 7 из 10 опрошенных взрослых. Однако не все переносят эмоциональные нагрузки одинаково. Менеджер, легко справляющийся с напряжением, может показаться черствым и холодным к своим коллегам (руководителю и команде), которым преодоление стресса дается с трудом. Умение сохранять хладнокровие в сложной ситуации, безусловно, дает преимущество, однако ваши сотрудники могут воспринимать такую невозмутимость как проявление беспечности или безразличного отношения. А это может навредить вашей карьере. Как же избежать такой проблемы?
Возьмите ситуацию под контроль
Публичные выступления — частый повод для стресса. Для многих, но не для всех. Если вы не боитесь презентаций, вам, возможно, кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы рассказать о работе отдела на виртуальном собрании. При этом, если вы не выказываете признаки стресса, ваш руководитель может подумать, что вы несерьезно подходите к подготовке.
Если вы узнали в описании себя, полезно лишний раз обозначать свое отношение в разговоре с руководителем: рассказывайте ему, как это важно для вас, сообщайте, что вы работаете над задачей. Ошибочно полагать, что руководитель читает ваши мысли. Если вы видите, что складывается стрессовая ситуация, возьмите инициативу в свои руки, скажите: «Я знаю, что планирование бюджета необходимо для успешной работы нашего отдела. Впереди непростая сессия с исполнительными директорами, поэтому сейчас я ежедневно встречаюсь с группой планирования, чтобы у нас была точная информация и мы смогли подготовиться к непростым вопросам».
Делитесь своими техниками
У многих лидеров есть свои методы управления стрессом. Это может быть дотошная подготовка, смена угла зрения, позитивные установки, разбиение большой задачи на маленькие подзадачи, выполнение по мере возможностей (пусть и не идеально). Какие бы методы вы ни использовали, ваша роль как менеджера — помочь команде справиться с эмоциональным напряжением. Поэтому важно делиться с ними своими способами. Помните, что другие участники команды могут принять вашу уравновешенность за отчужденность и холодность. Если вы расскажете им о своих техниках управления стрессом, они увидят ваше небезразличие к самочувствию окружающих.
Однажды я работала с одним руководителем, для которого стрессовым фактором была встреча с финансовым менеджером. Он решал эту проблему тщательной подготовкой, которая помогала провести встречу без затруднений. Вскоре он начал учить коллег своему подходу: завершать свою часть работы как минимум за неделю до мероприятия, давать данные на проверку коллегам, чтобы не было ошибок, а также как минимум три раза репетировать свое выступление. Кажется, что такая подготовка требует слишком много дополнительных усилий, но собрания стали проходить лучше.
Некоторые руководители справляются со стрессом, просто что-то делая. Работа над небольшим кусочком мозаики — это уже возможность видеть результат. Один из менеджеров поделился примером из своей практики: ему казалось, что решение запустить новую бизнес-единицу было ошибочным по причине недостатка кадров. Он понимал, что ему придется справиться без привлечения дополнительных ресурсов. Тогда он начал обучать команду сохранять спокойствие в стрессовой ситуации, просто делая то, что необходимо. Этот подход не помог выправить ситуацию в подразделении, однако команда была мотивирована посильно решать свои задачи до тех пор, пока не будут наняты дополнительные сотрудники.
Проявляйте чуткость к переживаниям окружающих
Если вам трудно понять, почему все вокруг пребывают в стрессе, вы можете показаться безразличным и холодным человеком. Один из руководителей, с которым я работала, не понимал внешние проявления стресса: он ожидал, что при переходе в дистанционный режим работы у всех в команде будет составлен личный план по управлению стрессом. Похожая позиция была и у старшего вице-президента, с которым мне также довелось работать. По итогам оценки методом «360 градусов» выяснилось, что команда считает его равнодушным. Чтобы сгладить это впечатление, я порекомендовала ему задавать коллегам вопрос: «Чем я могу вам помочь?» Это небольшое нововведение и ответы, которые давали сотрудники, помогли руководителю лучше понять, как команда чувствует себя в стрессовых ситуациях, почему возникают такие чувства и как можно им помочь.
Проявляя понимание к эмоциональным нагрузкам окружающих и рассказывая им о своих методах борьбы со стрессом, вы демонстрируете свое небезразличие. Такая забота о других принесет вам и вашему отделу долгосрочные дивиденды.
Об авторе
Энн Шугар (Anne Sugar) — коуч, спикер, работает с руководителями технологических, маркетинговых и фармацевтических компаний. Коуч программы обучения для руководителей Гарвардской школы бизнеса, приглашенный лектор в MIT.