Перестаньте спорить с реальностью! | Большие Идеи
Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Перестаньте спорить с реальностью!

Скотт Эдингер
Перестаньте спорить с реальностью!
Фото: Buena Vista Images/Getty Images

Способность принимать реальность такой, какая она есть, пожалуй, один из самых полезных и самых неверно понимаемых навыков руководителя. Эта концепция веками существовала в философии, а позднее появилась и в психологии. При правильном применении она помогает внедрять изменения. Как писал Карл Юнг, «мы не можем ничего изменить, пока не примем это. Осуждение не освобождает — оно угнетает». Но я не вижу, чтобы сегодняшние руководители в достаточной мере применяли принятие как ценный инструмент достижения результатов.

Возможно, принятие не кажется полезным навыком, особенно когда мы слышим о лидерах, которые волевым усилием побеждают реальность. Наиболее заметным примером будет Стив Джобс, чья способность заставлять людей делать невозможное стала легендой. Рассказывают, что Джобс искажал ощущение масштаба у своих сотрудников, и они считали невыполнимую задачу возможной — его коллеги даже дали название этому явлению: «поле искажения реальности». Сила воли — качество, достойное восхищения, однако оно часто преувеличено у лидеров, у которых отсутствует уравновешивающее его умение принимать реальность. Джек Уэлч, еще один популярный бизнес-лидер нашего времени и герой многочисленных книг и публикаций, говорил: «Смотри в глаза той реальности, которая существует сейчас, а не той, которая существовала прежде или есть только в твоих мечтах».

Насколько мне доводилось наблюдать, чаще всего первопричиной неудачного руководства оказывается неспособность принять границы происходящего или существующие обстоятельства и работать в них. Лидеры, не справляющиеся с реальностью, ведут себя грубо, агрессивно, раздражаются, избегают проблем и игнорируют сотрудников. Несколько лет назад я наблюдал, как CEO одной публичной компании кричал на президента подразделения, едва не срываясь на брань: «Меня не устраивает этот прогноз!» И потом несколько дней они вместе снова и снова пересчитывали прогнозные показатели выручки до более «приемлемого» уровня, пока CEOнаконец не одобрил квартальный прогноз. На бумаге цифры выглядели лучше, однако они не отражали реального прогресса в работе с клиентами и вообще какой-либо реальности в компании.

Перенесемся в конец квартала. CEO был в ярости, потому что показатели дохода не отвечали пересмотренному и более приемлемому (для него) прогнозу. По иронии они точно соответствовали изначальному прогнозу. В результате топ-менеджер уволил ряд сотрудников и уменьшил важные внутренние инвестиции, чтобы бизнес работал с клиентами более эффективно. Цифры с самого начала говорили правду, но CEO не мог смириться и действовать в условиях реальности, которая ему не нравилась. Это создало лавину проблем для сотрудников и клиентов и отрицательно повлияло на будущую стоимость бизнеса.

События могли развиваться совсем по-другому. CEO и президент подразделения могли бы совместно разработать планы действий в различных обстоятельствах, чтобы восстановить желаемый уровень роста и расходов. Но нежелание CEO принять реальную ситуацию не оставило возможности для серьезного обсуждения и для каких-то изменений.

Подобное ежедневно происходит в компаниях по всему миру. Мы видим классический пример руководителя, недовольного обстоятельствами, результатами или даже сотрудником и настаивающего, что все должно быть по-другому. Удивительно, сколько времени, усилий и энергии тратят руководители на споры с реальностью. Чтобы принять ее такой, какая она есть, нужна храбрость, и только тогда вы и ваша команда начнете что-то менять.

Вот три направления, над которыми важно работать руководителям.

Принятие результатов

Возможно, случилось худшее, или просто результат оказался плохим. Речь может идти о неудачной стратегии, низких финансовых показателях, потере работы или любой другой неудаче. Руководители могут колебаться, негодовать, но пока они адекватно не примут происходящее, они не продвинутся вперед и не смогут вести за собой других.

Это не означает, что вы должны быть довольны результатами. Просто не стоит тратить энергию на бесконечные сожаления, что все идет не так, как хотелось бы, на непрофессиональное поведение или споры о результатах. От вас требуется проанализировать и принять свою роль в том, что получилось. Нужно помнить, что результат не изменится от того, что его не принимают или намеренно ему сопротивляются. Еще более важно, чтов этом случае вы не окажетесь в сильной позиции, позволяющей изменить ситуацию и предотвратить будущие неудачи.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать