Взращивайте всходы уверенности | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Взращивайте
всходы уверенности

Победители и хронические неудачни­ки, потерпев поражение, ведут себя совершенно по-­разному.

Автор: Розабет Мосс Кантер

Взращивайте всходы уверенности

читайте также

Научитесь работать с рекомендациями ваших клиентов

Скотт Эдингер

Неумные правила

Игорь Липсиц

Как оставаться востребованным всю жизнь

Александр Лазуткин

«Многие пары работают не из любви к своему делу, а ради денег»

Победители и хронические неудачники различаются, кроме всего прочего, тем, как они действуют, потерпев поражение.

Даже у лучших компаний и профессионалов в длинный список успехов нет-нет да и вклиниваются неудачи и сбои. Команда-победительница, возможно, совершала ошибки, у нее были промахи и отступления. Тем не менее она быстро восстановилась и сплотила свои ряды.

Порой неожиданности просто сыплются на голову. На старте мы видим новое дело в радужном свете, но на полпути возникают препятствия, задержки, до нас доходят недоброжелательные отзывы. Я даже сформулировала закон Розабет Кантер: «В середине пути любой поход может показаться неудачным».

Без серьезных усилий и неусыпной бдительности успехов не бывает. Причины окончания полосы везения обычно предсказуемы: стратегия исчерпала себя; новые конкуренты пытаются захватить лидерство в отрасли; идеи устарели; технологии развиваются семимильными шагами; люди благодушно расслабились, принимая успех как должное и забывая, что за него нужно бороться...

Залог высоких достижений — умение быстро выбраться из ямы. У победителей часто бывают те же проблемы, что и у вечных неудачников, но реагируют они на трудности иначе — я убедилась в этом, когда проводила исследование для своей книги «Confidence». Я сравнила компании и спортивные команды, в послужном списке которых побед больше, чем проигрышей, с их антиподами, гораздо чаще терпящими неудачи. А потом обратила внимание на то, как руководители вытягивают свои организации из кризисов.

Но сначала перечислим симптомы «записного лузера». Это паника из-за любого сбоя и отказ от прежних планов, что затрудняет «выздоровление». Это попытки спасти собственную шкуру или скрыть факты в надежде, что ситуация исправится сама собой до того, как кто-нибудь что-нибудь заметит. Упорное нежелание чему бы то ни было учиться и что бы то ни было менять. Или — под предлогом упадка бизнеса — нежелание делать новые инвестиции или модернизировать мощности.

Сильные компании умеют мобилизоваться в кризисных ситуациях. Они не теряют голову, потому что готовы к проблемам. Они перебирают разные варианты выхода из тупика, не ослабляя дисциплины и не снижая профессионализма. Руководители выкладывают факты на общее обозрение и анализируют, что было сделано правильно и что нет, выявляют слабые места стратегии и побуждают всех принять свою долю ответственности. Они делают упор на командную работу, на общность целей, на уважение и взаимопомощь. Они все время ищут идеи усовершенствований и инноваций, поддерживают диалог.

Способность восстанавливаться — не просто индивидуальная особенность или психологический феномен. Она зависит от окружения. Коллективы, в которых культивируют ответственность, сотрудничество, инициативу, считают, что переживут любой шторм. Уверенность в себе, друг в друге и в компании дает им силу для решающего рывка.

Выводы из сказанного очевидны: в счастливые времена, когда успех сам идет в руки, заложите три краеугольных камня уверенности — ответственность, сотрудничество, инициативность. Вашим «страховым полисом» на случай спадов будет глубоко укорененная вера в организацию. Конечно, никто не стремится к провалу, но нужно помнить, что победителей от неудачников отличает поведение в стрессовых ситуациях: способность сохранять спокойствие, извлекать уроки, адаптироваться к новым условиям — и упорно двигаться вперед.