Размер подписи имеет значение | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Размер подписи
имеет значение

Меньше подпись, больше прибыль

Автор: Сейберт Ник

Размер подписи имеет значение

читайте также

Данные — не только для специалистов

Томас Редман

Три кита иерархии: доминирование, лидерство и независимость

Дмитрий Жуков

Своим людям зачтется

Марина Иванющенкова

В ожидании роботов: чем интересен и страшен искусственный интеллект для простых людей

Лесли Гейнс-Росс

Утверждение: Дела компании, у руководителя которой размашистая подпись (что говорит о склонности к самолюбованию), идут хуже, чем дела фирм, во главе которых стоят люди с убористой подписью.

Исследование: Чтобы установить, как склонность руководителя к нарциссизму (проявляющемуся, в частности, в авторитаризме и гипертрофированном чувстве собственной значимости) влияет на работу организации, Ник Сейберт с коллегами изучили 605 подписей, которые генеральные директора примерно 400 компаний из списка S&P 500 оставляли на ежегодных отчетах в течение последних десяти лет. Исследователи заметили, что организации, которыми руководят люди с крупной подписью, явно грешат перерасходом бюджетных средств, показывают более низкую рентабельность активов и, как ни парадоксально, платят более высокие зарплаты первым лицам, чем другие, сопоставимые с ними компании.

Вопрос: Можно ли по простому росчерку пера судить о работе руководителя?

Профессор Сейберт, защищайте свою идею!

Сейберт: Безусловно, нельзя утверж­дать, что любой человек с размашистой подписью страдает нарциссизмом и потому не может быть хорошим руководителем. Однако исследование, которое мы провели вместе с Шоном Вангом из Университета Северной Каролины и моим коллегой Чарльзом Хэмом из Мэрилендского университета, все же показывает: если под годовым отчетом красуется крупная подпись первого лица, то компания, как правило, тратит на исследования и разработки, на средства производства и на поглощения больше, чем другие организации в том же секторе. При этом в следующие 3—6 лет она показывает более низкую динамику и объемы продаж. (Размер подписи мы определяли по площади прямоугольника, в который ее можно вписать, с корректировкой на длину имени владельца.) Недавно мы также установили связь между подписью руководителя и количеством патентов у компании: чем крупнее подпись, тем меньше патентов. Понятно, что это свидетельствует об отсутствии инноваций. Наши выводы объяснимы: размашистая подпись говорит о склонности к самолюбованию, которая проявляется, в частности, в том, что начальник навязывает всем свое мнение, игнорирует критику или принижает заслуги коллег, — а это не идет на пользу дела. Мы также обнаружили, что чем крупнее подпись, тем больше зарабатывает ее владелец в сравнении с теми, кто занимает аналогичную должность в других компаниях. Возможно, причина в том, что начальники- нарциссы умеют ловко скрывать свои ошибки или сваливать вину на других.

HBR: Вы с уверенностью говорите о связи между размером подписи и склонностью к нарциссизму. Это достоверный показатель?

Самый точный индикатор в данном случае — психологические тесты, но далеко не каждый руководитель согласится пройти подобное тестирование. Можно также понаблюдать за поведением директоров, однако для масштабного исследования этот метод не годится: разве проследишь за сотнями людей?! И, конечно, не стоит забывать, что нарциссы — мастера маскировки. В общем, нам пришлось искать другой — доступный и при этом надежный — индикатор. Мы обратились к работам Ричарда Цвейгенхафта из Гилфордского колледжа, в которых он доказывает, что у людей с высокой самооценкой и стремлением доминировать крупная подпись. Поскольку обе черты считаются проявлением нарциссизма, мы решили, что уместно продолжить эту логическую цепочку. Надо сказать, что, когда Цвейгенхафт увидел результаты исследования, он провел серию экспериментов на небольшой выборке, чтобы проверить, действительно ли данная закономерность существует. И все подтвердилось. Другие ученые, пытавшиеся найти зависимость между склонностью первого лица к нарциссизму и результатами работы компании, выбирали в качестве критериев размер оклада директора или величину его фотографии в годовом отчете. Однако в отличие от подписи (которую человек ставит не задумываясь), подобные факторы не всегда зависят от самого руководителя.

Разве при печати подпись на отчете нельзя увеличить или уменьшить, как любую картинку?

Мы интересовались этим вопросом и узнали, что обычно руководитель ставит подпись на планшете, после чего она в цифровом виде переносится на любой корпоративный документ. Большинство компаний утверждает, что такая подпись почти не отличается по размеру от оригинальной и не меняется год от года. Определяя размер подписи, мы также учитывали количество включенных в нее элементов имени. Мы смотрели, пишет ли руководитель свое полное имя или уменьшительное, включает ли в подпись отчество или инициалы. Человек по имени Уильям Кристофер Ллойд Гундерсон-младший получал у нас 0 баллов за подпись «Билл», 1 — за «Билл Гундерсон», 3 — за «Уильям К. Гундерсон» и 5 — за полный вариант имени и фамилии. Как правило, чем больше элементов было в подписи, тем хуже работала компания.

У кого из известных директоров самая большая подпись и, значит, самое высокое самомнение?

Показательный пример — Руперт Мердок из News Corp. Мы все наслышаны о его авторитарном стиле руководства, а в недавнем скандале с прослушиванием телефонных разговоров он сваливал вину на других и вообще вел себя вызывающе. Ну и подпись у него весьма размашистая.

Многие хотят видеть на руководящих постах властных и уверенных в себе людей. Так, может быть, у нарциссов есть и свои плюсы?

Почему бы и нет. Взять хотя бы Стива Джобса. К сожалению, нам не удалось обнаружить его подпись ни на одном годовом отчете, однако известно, что у него были черты, свойственные нарциссам. Он не прислушивался к чужому мнению, часто унижал людей, всегда стоял на своем — например, вопреки просьбам потребителей отказался от Adobe Flash и сделал экран iPhone из стекла. Однако Джобс был еще и гениальным провидцем и обладал исключительным вкусом. Не всякому нарциссу так везет. Как правило, люди, считающие себя гениями и глухие к мнению окружающих, принимают куда менее удачные решения. Но даже нарциссы, добившиеся невероятных успехов, своим поведением наносят косвенный ущерб компаниям. Демотивированные сотрудники, утечка талантов, испорченные отношения с коллегами по отрасли — все это негативно сказывается на работе организации, даже если с ее финансовыми показателями все в порядке. Конечно, чтобы стать руково­дителем, нужно быть достаточно высокого мнения о собственных способностях. Но мы же говорим о людях, чья уверенность в себе переходит все границы.

Как понять, что она переходит все границы? Может, прежде чем нанять руководителя, следует измерить его подпись?

Главное, чтобы совет директоров и инвесторы не оставляли эту проблему без внимания, ведь самовлюбленный руководитель может принести немало бед. Особенно это важно для молодых компаний, инвестирующих значительные средства в разработки, — здесь одно неправильное решение может привести к катастрофе. Если налицо признаки, о которых мы говорим, руководству компании следует особенно пристально следить за тем, как принимаются решения, а также контролировать уровень рентабельности и систему оплаты труда. А что проще, чем взглянуть на подпись — в ней человек подсознательно выражает свое внутреннее «я». Скорее всего, прочитав нашу статью, многие об этом задумаются. И кто-то, возможно, решит намеренно расписываться помельче.

А какая подпись у вас?

Она попадает в 20-й процентиль подписей руководителей, которые мы рассмат­ривали в нашем исследовании, хотя по результатам психологических тестов мой показатель нарциссизма лишь немногим ниже срединного для мужчины значения. Возможно, моя подпись дает заниженное представление о моем эго. Мне думается, что у высших руководителей в целом склонность к нарциссизму выражена сильнее, чем у обычных мужчин.