Кто вы — злодей, герой или жертва? | Большие Идеи

・ Психология

Кто вы — злодей, герой
или жертва?

Коммерческий директор Unisender Иван Ильин рассуждает об ассертивном поведении как способе вывести команду за пределы треугольника Карпмана, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Автор: Иван Ильин

Кто вы — злодей, герой или жертва?
Фото: SL

читайте также

Из HR-директоров выходят отличные генеральные?

Помогите другим — и у вас будет больше времени

Могилнер Кэсси

Скачок через обучение: как развить лучшие качества сотрудников

Уитни Джонсон

Когда лидеры должны извиняться и когда не должны

Барбара Келлерман

За 10 лет в роли топ-менеджера я не раз видел, как даже самые мотивированные сотрудники теряют интерес к работе. Сильные специалисты, которые еще вчера с энтузиазмом брались за сложные проекты, генерировали идеи и увлекали других, на глазах превращаются в апатичных исполнителей. Без скандалов или явных провалов — просто гаснут.

Сначала мне казалось, что дело может быть только в переутомлении, недостатке признания или несоразмерной оплате — ну или в «не тех» проектах. Пробовал менять подход: снижал нагрузку, вводил бонусы, устраивал ротацию среди команд. Какие-то решения вели к нужному результату, но — ненадолго. Люди все равно выгорали, и я сам не был исключением. За годы карьеры я не раз ловил себя на мысли, что больше нет сил отвечать на сообщения, приходить в офис или принимать какие-либо решения. Хотя я регулярно хожу в отпуск и люблю свою работу.

После десятков книг, исследований и сотен разговоров осознал: часто проблема кроется в одном опасном сценарии, и его многие не замечают. Это поведение по треугольнику Карпмана — формат коммуникации, когда мы становимся либо жертвой, либо спасателем, либо агрессором. А потом незаметно перескакиваем с одной роли на другую. И в какой-то момент оказываемся в ловушке: обвиняем, подавляем, злимся — хотя со стороны все выглядит как сложный проект или временный спад сил.

На деле это порочный цикл, из которого вылезти сложнее, чем кажется. Особенно если руководитель тоже охотно вовлекается в этот треугольник.

Про треугольник Карпмана я узнал несколько лет назад, на одном из первых сеансов психотерапии. Помню, тогда подумал: интересно, но совсем не про меня — но стал наблюдать за коллегами и собой. Понял, что, если приземлить этот треугольник на корпоративную среду, очень хорошо прослеживается круговорот «жертва — герой — злодей». И он невероятно популярен. Если оглянетесь на свой коллектив, наверняка увидите кого-то, кто ведет себя как:

Жертва. Такой сотрудник преувеличивает влияние внешних обстоятельств и преуменьшает собственную причастность к проблемам, не умеет признавать ошибки, почти никогда не сознается в том, что ведет себя как жертва — много жалуется, а на все советы находит новые отговорки. Он чувствует себя бессильным и неэффективным, работает без энтузиазма, исключительно в рамках инструкций (хотя при этом может трудиться на износ) — и не способен мыслить стратегически.

Злодей. Частично похож на жертву — когда что-то идет не так, игнорирует личную ответственность. Вот только жертва в первую очередь оправдывает себя, а агрессор — нападает на других. Он жестко или пассивно-агрессивно подавляет, критикует, наказывает. При этом редко признает свою токсичность: злодей обычно уверен, что «просто не боится говорить правду» и «стремится к результату».

Герой. Как и предыдущие персонажи, не способен здраво распределять ответственность. Но если злодей считает, что проблема в окружающих и что они и должны с ней разобраться, герой (кстати, как и жертва) полагает, что проблема больше в обстоятельствах — а если и в людях, то у них самих все равно не хватит сил, навыков или времени (нужное подчеркнуть), чтобы исправить ситуацию. То есть жертва думает лишь о себе, а герой не может не помогать другим. Герой постоянно самоотверженно «спасает» ситуацию: закрывает пробелы коллег, берет дополнительные задачи — даже если его не просят или вообще отговаривают. И слишком стремится к признанию и реализации — поэтому, в отличие от жертвы и агрессора, не стесняется признать свою роль, скорее всего, гордится ей.

Сами герои довольно быстро растрачивают запал: меня, к примеру, хватает на два-три месяца «спасательных» работ, после чего начинается полное истощение и потеря мотивации.

Если со здоровьем, сном и привычками все в порядке, но внутренние силы все равно стабильно покидают, нужно тренировать ассертивность. Это способность выражать себя не за счет окружающих, золотая середина между пассивностью, агрессивностью и гиперконтролем — то, чего не хватает жертвам, злодеям и героям.

Вот маркеры неассертивного поведения:

  • избегаете конфликтов, сглаживаете углы даже себе в ущеб;

  • стремитесь выглядеть хорошим чуть ли не любой ценой;

  • скрываете личные границы или не соблюдаете границы других;

  • замалчиваете (или закрикиваете) проблемы, но не решаете их.

Как это исправить? Учиться фокусироваться на конкретных действиях собеседника, а не на личности в целом, отделять эмоции от фактов. Как и активно слушать, выражать мысли без обвинений, через «я-высказывания». Говорить «нет» без излишних оправданий. Конструктивно давать и принимать критику, предлагая решения. Начать с коллег может быть сложно, попробуйте тренироваться с семьей и друзьями. А еще репетируйте перед сложными диалогами, ставя себя на место оппонента.

Выгорания будет больше

Сейчас работники особенно быстро скатываются в негативные роли и выгорают по целому ряду причин. Люди устали годами работать в горящем режиме: у них растут зарплатные и карьерные ожидания, а бизнесу все сложнее их удовлетворить, ведь он пытается адаптироваться к новым законам и технологическому буму последних лет. К тому же на работу выходят все больше представителей поколения Z, и сотрудники старшего возраста с трудом уживаются с ними.

Тем важнее для лидера вовремя ловить дисбаланс в поведении, переходить от культуры давления «ради результата» и работы на износ к культуре заботы и внимания к потребностям каждого сотрудника — своим в том числе. Тогда и эффективность бизнеса будет выше.

Начните с малого: анонимно опросите коллег и обсудите на общей встрече, какие роли и почему чаще проявляются в вашей команде. Не пугайтесь, если вскроется несколько конфликтов: здоровый коллектив — не тот, где совсем не ссорятся, а тот, где трудности преодолевают без страданий, геройства и агрессии.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.