Почему в период кризиса важно быть порядочным человеком | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему в период кризиса важно быть
порядочным человеком

Вновь вернулся командно-административный стиль управления, и компании это, похоже, приветствуют.

Автор: Джилл Коркиндейл

Почему в период кризиса важно быть порядочным человеком

читайте также

Сложная покупка

Фалалеев Дмитрий

Почему энтузиазм может быть вреден для бизнеса

Ева де Мол,  Мелисса Кардон,  Светлана Храпова

Три важных разговора об этике и ИИ

Бина Амманат ,  Рейд Блэкман

Удвойте ставки на стартапы

Гибни Брюс,  Хоувери Кен

Большую часть дня я обучаю руководителей, как им лучше выполнять свои управленческие роли. Один из существенных элементов этой работы — помочь начальникам выстроить хорошие отношения с ключевыми сотрудниками и другими заинтересованными лицами. Мы рассматриваем разные способы влиять, мотивировать, руководить людьми, совершенствовать их навыки — я помогаю менеджерам «вытащить» из сотрудников все лучшее.

Когда я спрашиваю, какой их стиль руководства, мои подопечные чаще всего отвечают либо: «Я сосредотачиваюсь на задачах и результатах», либо: «Я больше интересуюсь человеческой стороной дела». И далеко не сразу начинают они понимать, что для успеха современному лидеру необходимы обе половинки эффективного менеджмента. К счастью, эту мысль они слышат не только от меня: лучшие компании стараются развивать у руководства оба стиля.

Но я заметила, что кризис нарушил эти славные обычаи. Вновь вернулся командно-административный стиль управления, и компании это, похоже, приветствуют. Впервые я наблюдала это воочию, когда позвонила немецкому гендиректору и спросила, как продвигается осуществление плана, который мы наметили во время тренинга. За три месяца до того в Лондоне она жаловалась на недостаток мотивации и отчетности в коллективе, и мы договорились, что она сосредоточится на активном слушании, коучинге, а также начнет делегировать полномочия, чтобы вдохнуть новую жизнь в команду. «Как развиваются отношения с людьми? — спросила я. — Сработал ли новый подход?».

«Он мне не понадобился, — отрезала она. — Я избавилась от тех, кто ставил палки в колеса, а остальным объяснила, что от них требуется. Все очень просто. Кризис мне только на руку, я могу действовать так, как захочу, а не возиться со сложными людьми».

Это внушает тревогу. Мы столько времени потратили на выработку стратегии, которая помогла бы этой женщине стать зрелым лидером, развивать сотрудников. Судя по отзывам, ее резкость и грубость смущала коллег, а команда попросту боялась ее и ненавидела. Эта женщина сама признала, что настала пора что-то менять, иначе ей не сделать карьеру. Но прошло всего три месяца, и она думать забыла о смягчении своего стиля. Она была счастлива: кризис позволил ей продолжать в прежнем духе.

Читайте материал по теме: Почему пирамида Маслоу не всегда работает

Я все чаще наблюдаю, как кризис привел к тому, что некоторые руководители отказались от гибкости в управлении и вновь вернулись к командно-административному стилю. Это печально, поскольку для мотивации коллектива требуется совсем не это, скорее — наоборот. Разумеется, экономическая ситуация сейчас отнюдь не облегчает правильное поведение — и совсем не просто найти точное решение, особенно когда приходится сокращать штат и делать жестокий выбор.

Тем важнее, чтобы компании развивали стратегии для управления людьми в кризис, иначе им не выжить и не добиться устойчивого процветания. Хватает информации о том, что требуется от менеджера в пору рецессии, но в этих инструкциях часто недостает тонких оттенков: как удержать вовлеченность персонала на должном уровне, сохранив при этом его лояльность компании. Лояльность сотрудников, их мотивация и доверие разрушаются, если руководители в пору рецессии обращаются с людьми небрежно, как с гайками и винтиками.

Среди жалоб, которые мне доводилось слышать в компаниях, чаще всего звучит: их умышленно перегружают, грозят очередным сокращением, требуют работать больше за меньшие деньги, затыкают рты несогласным, скрывают важную информацию. Весьма распространено убеждение, будто те, кто переживет сокращение штатов, будут работать с двойным усердием, лишь бы и впредь сохранить свое место.

Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

К сожалению, эти практики усугубляют страх, демотивацию, недостаток доверия и преданности, презрение к руководству, а качество работы снижается — и финансовый результат отнюдь не радует. Когда же кризис минует, люди начнут поспешно перебегать в другие фирмы и организации в поисках лучших условий и лучших боссов.

Так как же следует руководить людьми и провести их через кризис? Вот несколько наметок из моей собственной практики и разговоров с руководителями и специалистами компаний, где с людьми и в рецессию обращаются по-человечески.

  • Пусть вас видят. Обходите коридоры и кабинеты, проводите собрания и встречи с небольшими группами.
  • Будьте честны, откровенны и порядочны.
  • Будьте реалистичны и даже суровы, но сохраняйте позитивный настрой и веру в будущее.
  • Информируйте коллектив, даже когда конкретных новостей мало. Делитесь информацией — лично, на встречах, с помощью рассылок — о проблемах, которые стоят перед компанией и о ее результатах. Если не знаете, что происходит, так и скажите.
  • Часто предоставляйте людям возможности обсуждать ситуацию и задавать напрямую вопросы.
  • Станьте ролевой моделью. Выполняйте свою работу тщательно и будьте позитивны. Позитивный настрой распространится на всю команду, моральный дух укрепится, а люди станут работать, не отвлекаясь.
  • Читайте материал по теме: Социальное давление мотивирует лучше, чем деньги
  • Вовлекайте сотрудников во все вопросы — используйте их опыт, принимайте решения с их участием, напоминайте, что провести компанию через кризис — их общая задача.
  • Мотивируйте и поощряйте своих людей похвалой, помогайте им, если они не справляются. Не критикуйте чересчур — это вернется вам бумерангом.
  • Показывайте сотрудникам, как вы их цените. Вы можете награждать их похвалой, признанием, небольшими подарками, гибким графиком. Если люди почувствуют, что их ценят, вы обретет их преданность и поддержку.
  • Следите за здоровьем и благополучием коллектива. Рецессия — это стресс.
  • Читайте материал по теме: За что мы любим наших строгих учителей
  • Убедитесь, что у вас хорошие программы тренинга и развития — это хорошее вложение в будущее, которое принесет дивиденды после того, как буря стихнет. Коучинг и менторство тоже развивают умение полагаться на себя и повышают самооценку, а это важные аспекты мотивации.

Это лишь краткий перечень подсказок, как укрепить команду и не допустить, чтобы в пору рецессии навыки ухудшились, а мотивация снизилась. А каков ваш опыт руководителя или подчиненного в пору кризиса? Трудно ли вам уделять внимание людям, когда на вас давят неотложные проблемы? Поддерживали вас в пору рецессии босс и компания в целом? Пришлось ли вам или вашему начальнику менять свой командный стиль? Если да, то с каким результатом?

Читайте по теме: