6 типов лидерства в разных культурах | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

6 типов лидерства в
разных культурах

Эффективное лидерство — это совпадение личности и среды.

Автор: Томас Чаморро-Премузик

6 типов лидерства в разных культурах

читайте также

«Речь выдает нас с головой»

Анна Натитник

Флоренция эпохи Возрождения — модель инноваций на все времена

Эрик Вайнер

Почему воруют в вашей компании?

Петров Сергей

Советы тем, кто не может работать без вдохновения

Кристи Хеджес

Каким должен быть лидер? Хотя основные составляющие лидерства универсальны (здравый смысл, честность, умение руководить людьми). Но полный «рецепт» включает и «приправы», обусловленные конкретной культурой. Дело в том, что понятие лидерства в разных культурах может сильно отличаться, как отличаются наши представления о том, какими качествами должен обладать идеальный лидер. В зависимости от культурной среды ваш стиль и особенности поведения могут стать как преимуществом, так и недостатком. Иными словами, эффективное лидерство — это совпадение личности и среды.

Исследования показали, что принятие решений, стиль общения и даже отрицательные черты характера того или иного руководителя во многом зависят от региона. Ниже мы опишем шесть основных типов лидерства, чтобы наглядно проиллюстрировать основные результаты этих исследований.

Принятие решения

Лидер-координатор. Согласование всего и вся обязательно для управленца в таких регионах, как Дальний Восток (Китай, Южная Корея, Япония), а также в Индонезии, Таиланде, ОАЭ и во многих латиноамериканских странах (Мексика, Бразилия, Колумбия, Чили). Чтобы сделать карьеру, потенциальный бизнес-лидер в этих регионах должен добиваться консенсуса по ключевым решениям и постоянно все согласовывать со всеми, синхронизируя действия своей команды с действиями других отделов (а то и всей компании). Цикл принятия решений может быть сильно растянутым (если сравнивать с европейской корпоративной культурой). Лидер-координатор, как правило, осмотрителен и больше сосредоточен на угрозах, чем на возможных выгодах.

Читайте материал по теме: 5 качеств, в которых руководители нуждаются больше всего

Лидер-оппортунист. Инициативный человек, проявляющий гибкость в поисках путей решения тех или иных проблем. Такой стиль приветствуется в Германии и на севере Европы (Голландия, Дания, Норвегия), в Великобритании и в тех странах, на которые Англия успела оказать свое влияние (США, Австралия, Новая Зеландия), а также в тех регионах Азии, которые выстроили политические и экономические институты по британскому образцу (Индия, Сингапур, Малайзия, Гонконг). Эти лидеры, в большей или меньшей степени индивидуалисты по натуре, не боятся сложных, амбивалентных ситуаций, они находятся в постоянном контакте со своей командой и следят, чтобы все поспевали за переменчивыми планами и установками. Обычно такие люди честолюбивы и готовы рисковать.

Стиль общения

Прямой лидер. В некоторых регионах подчиненные ждут от начальника полной откровенности по любому вопросу. В странах северо-восточной Азии и в некоторых европейских странах — например, в Голландии, «мягкосердечность» не одобряется, руководитель должен высказываться коротко и по делу, соответственно, там предпочитают людей, ориентированных на результат, не считаясь «с потерями». Обсуждения промежуточных итогов или качества работы в этих культурах происходят чаще: начальник сообщает членам коллектива о своем недовольстве сразу же, как только замечает в их поведении или работе что-то, что его явно не устраивает. Подобная откровенность обычно не сочетается с эмпатией.

Лидер-дипломат. В других культурах требуется деликатность, тщательное продумывание каждого слова — не только для того, чтобы ужиться с коллегами, но и для продвижения по службе. Так, в Новой Зеландии, Швеции, Канаде, во многих странах Латинской Америки люди охотнее работают с теми, кто умеет даже деловой разговор вести по-дружески. Здесь от лидера ждут, что он будет постоянно следить за реакцией аудитории — и на переговорах, и на собраниях. Такие руководители даже жесткие сообщения облекают в деликатную форму, поскольку прямой выговор считается в их культуре грубостью. Это по большей части вежливые и приветливые люди.

Темная сторона лидерства

Подлиза и тиран. Если в компании во главу угла ставится статус, то потенциальные лидеры вырабатывают удивительные навыки приспособленчества. В лучшем случае будущий босс будет любым способом добиваться от подчиненных выполнения того, что велит вышестоящее начальство. В худшем — такой карьерист работает по принципу «льщу высшим, гоняю низших», то есть становится чрезвычайно почтительным и щепетильным, отчитываясь перед своим начальником, зато отдает категорические приказы и не идет ни какие уступки, руководя подчиненными.

Читайте материал по теме: Великие лидеры знают свои недостатки

Это дурная тенденция, где бы она ни проявлялась, однако в некоторых странах — например, в Азии (Турции, Индии, ОАЭ), а также в Сербии и Греции, Кении и Южной Корее к ней относятся более благосклонно. Такие управленцы кажутся своим боссам усердными и ответственными, зато в собственной команде они порождают напряжение и страх.

Пассивно-агрессивный лидер. Некоторые руководители становятся циничными, недоверчивыми, а потом начинают исподволь противиться любому начинанию, особенно когда испытывают сильный стресс. Такие реакции обычно проявляются, если приходится выполнять какое-то сложное поручение или добиваться конкретных результатов, не получив на то рациональных объяснений. Хотя для сохранения статуса внешнее согласие (особенно на собрании) в сочетании с внутренним скептицизмом может оказаться полезным, выполнению общих планов такая позиция, разумеется, сильно препятствует. Таких лидеров охотнее всего терпят в Индонезии и Малайзии, там подобные установки не мешают сделать карьеру. Пассивно-агрессивные лидеры склонны к критике и злопамятству: как ни удивительно, в стремлении избежать конфликтов они сами же их и провоцируют.

Конечно, каждый может адаптировать свой стиль лидерства к конкретной среде, но требуется немало усилий, чтобы сдержать свои дурные склонности и тенденции, а еще труднее справиться с вредными привычками. Нужно также учитывать и корпоративную культуру конкретной компании, понадобится более детальный анализ, чтобы выяснить, какие качества помогут или помешают добиться успеха. Придя к власти, многие руководители подстраивают культуру компании под себя, так что она становится своего рода зеркалом их личности, то есть она представляет собой по большей части совокупность ценностей и убеждений влиятельных топ-менеджеров, в том числе — бывших.