Мудрые руководители не стремятся все знать | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мудрые руководители не стремятся
все знать

А может быть, роль знаний переоценивают?

Автор: Джеффри Стибел

Мудрые руководители не стремятся все знать

читайте также

Человек как рекламный носитель

Рейпорт Джеффри

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Эмоции как ориентир для бизнеса

Колко Джон

А вы достаточно внимания уделяете своему отделу продаж?

Андрис А. Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример

А может быть, роль знаний переоценивают?

Нет, конечно, знания — штука хорошая. Но если переборщить, они пойдут во вред. Самая крепкая полка обрушится под весом огромного числа книг.

Наше восприятие ограничено, мы можем переварить лишь столько-то информации, как полка может вместить лишь определенное количество книг. Избыток знаний препятствует глубокому восприятию определенных явлений, губит живую догадку.

Обратимся за примером к университету. Чтобы получить степень магистра, мне пришлось написать длинную (на сотни страниц) диссертацию, продемонстрировать широкие знания, но когда дело дошло до докторской, мне предложили изложить основные мысли очень сжато и сразу перейти к выводам. Может показаться, что правильнее поступить наоборот, мол, написать двадцать страниц легче, нежели двести. Но тут важно не столько написать, сколько научиться обращению с информацией, уметь препарировать нужные знания и отбрасывать все лишнее. В этом и заключается разница между знанием и пониманием и даже между знанием и мудростью.

Избыток информации может пойти в ущерб мудрости. Так великие ученые обычно специализируются на очень узких дисциплинах. Они жертвуют общими знаниями, чтобы больше узнать внутри своей области. Но и все мы такие «премудрые идиоты»: чем лучше человек разбирается в определенных вопросах, тем хуже — во всем остальном.

И все равно мы тратим день за днем, анализируя информацию и попадая все в те же ловушки. Мы так и не принимаем решения, поглощенные избыточным анализом. Ум определяется не количеством информации, которую удается запихать в мозг, а скоростью, с какой мозг выделяет паттерны и угадывает все остальное. Чем больше в нем накапливается информации, тем более «забивается» способность к разумной догадке. Такая догадка — удел мудрости, а мудрость — это совокупность прежнего опыта, знаний и навыков в сочетании с только что полученной информацией и проведенным анализом. Мудрость идет изнутри.

Пытаясь набрать как можно больше информации, вы становитесь жертвой сразу двух проблем: с одной стороны, в итоге вы примете решение на основе лишь той информации, которую успеете проанализировать, потому что новых сведений окажется больше, чем всего прежнего опыта. Это «ловушка знания» побуждает сбрасывать со счетов прежний опыт принятия решения (причем зачастую умышленно) и доверять логике компьютера или калькулятора. Такое часто случается на Уолл-стрит, где фанатики цифр доверчиво скармливают машинам множество данных, а в итоге сталкиваются с невероятным (хотя не таким уж внезапным) событием — черным лебедем, как называет это Нассим Талеб. Так Уолл-стрит на себе ощущает разницу между мудростью и знанием — недавняя судьба хедж-фондов и кризис кредитных дефолтных свопов в период Великой рецессии — печальный пример.

Второй вариант хуже: обрушившийся на голову поток данных приводит к «параличу анализа», неспособности принять хоть какое-то решение при таком обилии информации. Оцепенеть от переизбытка информации — пожалуй, это главная опасность чрезмерного знания. Древнегреческие философы предостерегали от такого недуга, да и Питер Друкер старался излечить от него мир бизнеса. Но разве кто-нибудь прислушивается к ним?

Люди часто попадают в ловушку знания или становятся жертвами паралича анализа, потому что им кажется, будто нужно взвесить каждую частицу информации и прикинуть все последствия. Тот, кто так действует, далеко не продвинется. Успех ждет лишь тех, кто избежит этих ловушек, кто понимает, что всех ответов не получить никогда, сколько ни накапливай драгоценные знания.

Об авторе. Джеффри Стибел — председатель совета директоров и CEO Dun & Broadstreet Credibility Corp, предприниматель, нейробиолог и автор книги «Wired for Thought: How the Brain Is Shaping the Future of the Internet».