Как пробудить энтузиазм в своей компании | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как пробудить энтузиазм в
своей компании

Каждый хочет не просто делать что-то, но делать это со страстью и воодушевлением и находиться среди тех, кто охвачен таким же мощным энтузиазмом.

Автор: Джим Уайтхерст

Как пробудить энтузиазм в своей компании

читайте также

Умение слушать — важнейшее качество любого лидера

Мелисса Даймлер

Как быть хорошим боссом в плохие времена

Роберт Саттон

Японский ответ Брекситу

Пол Мейдмент

Как понять, тратить или не тратить деньги на корпоративные тренинги

Рон Каруччи

Лидеры приходят к пониманию, что великая компания становится по-настоящему великой, если она ставит перед собой высокую цель, а не только подсчитывает прибыль. Самые яркие таланты приходят туда, где есть четкая миссия. Но обозначить цель — этого еще явно не достаточно. Это лишь первый шаг, необходимое условие, чтобы войти в большую игру. Что выделяет организацию и привлекает в нее людей — так это страсть. Каждый хочет не просто делать что-то, но делать это со страстью и воодушевлением и находиться среди тех, кто охвачен таким же мощным энтузиазмом.

К сожалению, на сегодняшний день нет ни одной стройной теории, которая объясняла бы, как вдохнуть в сотрудников энтузиазм, как его точно измерять и как направлять на нужное вам дело. Этот вопрос всецело подпадает под сомнительную категорию «освоишь на практике».

В моих глазах человек со страстью — тот, которому важно, что и как его компания делает, который интересуется стратегией и тактикой, с головой вовлеченный в работу, любознательный, постоянно задающий вопросы и о том, что делает его организация в целом, и о том, какова его собственная роль на пути к всеобщему успеху. Причем все это он делает не по приказу сверху, а по собственному желанию. Он ищет награды в самой своей работе, а не в тех льготах и финансовых стимулах, которыми поощряли (зачастую без всякой пользы) сотрудников в прошлом.

Читайте материал по теме: Перестаньте беспокоиться о собственной значимости

Например, у нас в Red Hat, президентом и гендиректором которой являюсь я, есть по меньшей мере три сотрудника, столь увлеченных миссией нашей компании — преобразить мир с помощью открытого кода, — что они сделали себе татуировку в виде человечка в красной шляпе с логотипа Red Hat. Многие ли компании могут похвастаться такой преданностью? Подобный уровень лояльности и осознания миссии ни один экономист со всеми своими графиками не предскажет.

Помимо того что нет никаких внятных теорий, которые могли бы объяснить те же «татуировки человека в красной шляпе», есть и еще одна проблема: многие руководители, с которыми мне довелось пообщаться, путают вовлеченность с боевым духом, удовлетворенностью от своего положения и даже с чувством счастья. Но нет, вовлеченность не имеет ничего общего со счастьем, и кто-то из счастливых людей увлечен своей работой, а кто-то — чем-то другим.

Когда я был операционным директором авиакомпании Delta Air Lines, меня однажды спросили: «Как вы воздействуете на боевой дух своих сотрудников?» — «Никак», — ответил я. Боевой дух зависит от множества факторов. Если люди верят в свое дело и любят его со страстью, если у них есть все необходимые для этой работы инструменты и они увлечены поставленной задачей, то, скорее всего, нет никакой особой необходимости специально «поднимать боевой дух». И если наблюдается упадок этого самого морального духа, то нужно сосредоточиться на миссии, обеспечить людей всеми нужными инструментами и способствовать их вовлеченности. А если напрямую поднимать боевой дух персонала или же добиваться, чтобы абсолютно все были счастливы — значит пытаться вылечить симптомы, а не устранить причину.

Мы в Red Hat убедились, что люди приходят к нам и вкладывают свое драгоценное время именно в эту работу, потому что им хочется изменить мир к лучшему. И вот пять способов вдохнуть в коллектив страсть:

Позвольте людям открыто проявлять свои эмоции. Эпитет «эмоциональный» зачастую произносят в негативном ключе, особенно когда речь заходит о работе. Но вдохновение, энтузиазм, мотивация, восторг — все это эмоции. Когда сотрудники вынуждены сдерживать эти самые эмоции (как позитивные, так и негативные), они заодно сдерживают и страсть.

Ищите страстных людей. Надежный способ привлечь в компанию действительно увлеченных своим делом людей — попросить тех, кто уже здесь работает, порекомендовать коллег, с которыми им было бы приятно сотрудничать. Разработайте гибкую программу поощрений и награждайте за поиск кандидатов, идеально соответствующих корпоративной культуре вашей компании.

Раздувайте пламя. Ищите способы заражать всех энтузиазмом. Делайте веселые видеозаписи своих сотрудников за работой и размещайте их на корпоративном сайте компании или проводите корпоративные вечеринки, чтобы отпраздновать общие достижения.

Читайте материал по теме: Как стать эффективным лидером в условиях глобализации

Не давите на своих людей. Предоставьте своим сотрудникам возможность делать то, что им наиболее интересно. И вы увидите, что произойдет потом.

Очертите общий контекст. Заявленная цель или корпоративная миссия есть у большинства компаний, но, к сожалению, чаще всего громкие слова остаются на бумаге и никак не способствуют укреплению команды или росту энтузиазма. Задача подлинных лидеров — сформировать контекст, в котором любая работа и должностные обязанности каждого окажутся увязаны с общими целями организации, то есть дать ответ, зачем мы это делаем. Когда страсть сочетается с миссией, компания взмывает на новый уровень.

Эти приемы работают. Помню, как мы проводили совместную конференцию с европейскими партнерами и пригласили выступить ИТ-директора из одной крупной производственной компании. За обедом приглашенный оратор сказал мне чуть ли не в изумлении: «Впервые вижу, чтобы сотрудники столь крупной организации сохраняли подобный энтузиазм. Сколько у них энергии, с каким рвением они отнеслись к проведению конференции, а ведь это всего лишь внутреннее мероприятие! Нельзя ли закупорить этот энтузиазм в бутылочку и продавать другим фирмам?». Мне было приятно это услышать, и более того: комплимент помог мне осознать, насколько заразителен энтузиазм, как страсть передается окружающим и пробуждает в них желание работать вместе с нами.

Я убежден, что у каждой организации есть свой мощный внутренний потенциал и она может воздействовать на наш мир и реально его менять к лучшему. Задача лидера любой компании — пробудить энтузиазм, то есть желание действовать, и поддерживать эту страсть, раздувая ее изо дня в день. В Red Hat мы постоянно обсуждаем возможности открытого кода и те позитивные перемены, которые мы осуществляем в мире. Разумеется, не каждый проникнется энтузиазмом именно к нашему делу, и ничего страшного: как ни странно, выстроить такую корпоративную культуру, в которой сотрудники будут работать со страстью, невозможно, если пытаться угодить всем и во всем.