Как пробудить энтузиазм в своей компании | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как пробудить энтузиазм в
своей компании

Каждый хочет не просто делать что-то, но делать это со страстью и воодушевлением и находиться среди тех, кто охвачен таким же мощным энтузиазмом.

Автор: Джим Уайтхерст

Как пробудить энтузиазм в своей компании

читайте также

Он продает, она продает

Как работают фабрики изобретений

Роберт Саттон,  Харгадон Эндрю

Десять самых интересных материалов об эмоциональном интеллекте

Три парадоксальных решения Джорджа Вашингтона

Ник Тэслер

Лидеры приходят к пониманию, что великая компания становится по-настоящему великой, если она ставит перед собой высокую цель, а не только подсчитывает прибыль. Самые яркие таланты приходят туда, где есть четкая миссия. Но обозначить цель — этого еще явно не достаточно. Это лишь первый шаг, необходимое условие, чтобы войти в большую игру. Что выделяет организацию и привлекает в нее людей — так это страсть. Каждый хочет не просто делать что-то, но делать это со страстью и воодушевлением и находиться среди тех, кто охвачен таким же мощным энтузиазмом.

К сожалению, на сегодняшний день нет ни одной стройной теории, которая объясняла бы, как вдохнуть в сотрудников энтузиазм, как его точно измерять и как направлять на нужное вам дело. Этот вопрос всецело подпадает под сомнительную категорию «освоишь на практике».

В моих глазах человек со страстью — тот, которому важно, что и как его компания делает, который интересуется стратегией и тактикой, с головой вовлеченный в работу, любознательный, постоянно задающий вопросы и о том, что делает его организация в целом, и о том, какова его собственная роль на пути к всеобщему успеху. Причем все это он делает не по приказу сверху, а по собственному желанию. Он ищет награды в самой своей работе, а не в тех льготах и финансовых стимулах, которыми поощряли (зачастую без всякой пользы) сотрудников в прошлом.

Читайте материал по теме: Перестаньте беспокоиться о собственной значимости

Например, у нас в Red Hat, президентом и гендиректором которой являюсь я, есть по меньшей мере три сотрудника, столь увлеченных миссией нашей компании — преобразить мир с помощью открытого кода, — что они сделали себе татуировку в виде человечка в красной шляпе с логотипа Red Hat. Многие ли компании могут похвастаться такой преданностью? Подобный уровень лояльности и осознания миссии ни один экономист со всеми своими графиками не предскажет.

Помимо того что нет никаких внятных теорий, которые могли бы объяснить те же «татуировки человека в красной шляпе», есть и еще одна проблема: многие руководители, с которыми мне довелось пообщаться, путают вовлеченность с боевым духом, удовлетворенностью от своего положения и даже с чувством счастья. Но нет, вовлеченность не имеет ничего общего со счастьем, и кто-то из счастливых людей увлечен своей работой, а кто-то — чем-то другим.

Когда я был операционным директором авиакомпании Delta Air Lines, меня однажды спросили: «Как вы воздействуете на боевой дух своих сотрудников?» — «Никак», — ответил я. Боевой дух зависит от множества факторов. Если люди верят в свое дело и любят его со страстью, если у них есть все необходимые для этой работы инструменты и они увлечены поставленной задачей, то, скорее всего, нет никакой особой необходимости специально «поднимать боевой дух». И если наблюдается упадок этого самого морального духа, то нужно сосредоточиться на миссии, обеспечить людей всеми нужными инструментами и способствовать их вовлеченности. А если напрямую поднимать боевой дух персонала или же добиваться, чтобы абсолютно все были счастливы — значит пытаться вылечить симптомы, а не устранить причину.

Мы в Red Hat убедились, что люди приходят к нам и вкладывают свое драгоценное время именно в эту работу, потому что им хочется изменить мир к лучшему. И вот пять способов вдохнуть в коллектив страсть:

Позвольте людям открыто проявлять свои эмоции. Эпитет «эмоциональный» зачастую произносят в негативном ключе, особенно когда речь заходит о работе. Но вдохновение, энтузиазм, мотивация, восторг — все это эмоции. Когда сотрудники вынуждены сдерживать эти самые эмоции (как позитивные, так и негативные), они заодно сдерживают и страсть.

Ищите страстных людей. Надежный способ привлечь в компанию действительно увлеченных своим делом людей — попросить тех, кто уже здесь работает, порекомендовать коллег, с которыми им было бы приятно сотрудничать. Разработайте гибкую программу поощрений и награждайте за поиск кандидатов, идеально соответствующих корпоративной культуре вашей компании.

Раздувайте пламя. Ищите способы заражать всех энтузиазмом. Делайте веселые видеозаписи своих сотрудников за работой и размещайте их на корпоративном сайте компании или проводите корпоративные вечеринки, чтобы отпраздновать общие достижения.

Читайте материал по теме: Как стать эффективным лидером в условиях глобализации

Не давите на своих людей. Предоставьте своим сотрудникам возможность делать то, что им наиболее интересно. И вы увидите, что произойдет потом.

Очертите общий контекст. Заявленная цель или корпоративная миссия есть у большинства компаний, но, к сожалению, чаще всего громкие слова остаются на бумаге и никак не способствуют укреплению команды или росту энтузиазма. Задача подлинных лидеров — сформировать контекст, в котором любая работа и должностные обязанности каждого окажутся увязаны с общими целями организации, то есть дать ответ, зачем мы это делаем. Когда страсть сочетается с миссией, компания взмывает на новый уровень.

Эти приемы работают. Помню, как мы проводили совместную конференцию с европейскими партнерами и пригласили выступить ИТ-директора из одной крупной производственной компании. За обедом приглашенный оратор сказал мне чуть ли не в изумлении: «Впервые вижу, чтобы сотрудники столь крупной организации сохраняли подобный энтузиазм. Сколько у них энергии, с каким рвением они отнеслись к проведению конференции, а ведь это всего лишь внутреннее мероприятие! Нельзя ли закупорить этот энтузиазм в бутылочку и продавать другим фирмам?». Мне было приятно это услышать, и более того: комплимент помог мне осознать, насколько заразителен энтузиазм, как страсть передается окружающим и пробуждает в них желание работать вместе с нами.

Я убежден, что у каждой организации есть свой мощный внутренний потенциал и она может воздействовать на наш мир и реально его менять к лучшему. Задача лидера любой компании — пробудить энтузиазм, то есть желание действовать, и поддерживать эту страсть, раздувая ее изо дня в день. В Red Hat мы постоянно обсуждаем возможности открытого кода и те позитивные перемены, которые мы осуществляем в мире. Разумеется, не каждый проникнется энтузиазмом именно к нашему делу, и ничего страшного: как ни странно, выстроить такую корпоративную культуру, в которой сотрудники будут работать со страстью, невозможно, если пытаться угодить всем и во всем.