Чем пандемия опасна для культуры вашей компании | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем пандемия опасна для культуры
вашей компании

Три идеи, которые помогут укрепить корпоративную культуру во время кризиса

Авторы: Дженни Чатман , Франческа Джино

Чем пандемия опасна для культуры вашей компании
Todd Pearson/Getty Images

читайте также

«Познание начинается с удивления»

Юлия Фуколова

Как увольнять «по-человечески»

Дэвид Сигел

Интеграция беженцев: есть ли у Европы долгосрочные планы?

Люк Ван Вассенхов

Делаешь — плохо, не делаешь — плохо

Если вы похожи на многих руководителей, с которыми мы говорили в последние несколько месяцев, то вы и ваша команда лидеров вложили годы в развитие эффективной культуры. Именно культура соответствует вашей стратегии, так как в ней в первую очередь уделяется внимание поведению, необходимому для успеха в вашем бизнесе. Вы цените сильную культуру, потому что что сотрудники верят в ее реальность и ценят ее. Именно она помогает компаниям привлекать и удерживать лучших специалистов и способствует фантастическим результатам.

Но, возможно, пандемия COVID-19 ослабила культуру вашей организации. Понесет ли потери ваша культура из-за того, что люди не могут встречаться лично, и это мешает укреплению их общих убеждений? Станет ли им труднее применять культуру в качестве ориентира при принятии решений в неспокойное время? Как вы можете продолжать строить и использовать культуру в то время, когда ваша организация работает в основном удаленно?

Исследование показывает, что даже когда вы создаете сильную, стратегически согласованную культуру (то есть разделяемую и активно поддерживаемую большинством сотрудников), этого недостаточно в долгосрочном плане, если вы также не развиваете культуру, адаптирующуюся в режиме реального времени. Исследование, проводившееся Дженни, одним из авторов этой статьи, показало, что годовая выручка сильных организаций, имеющих стратегически согласованную и способную быстро адаптироваться в динамичной среде культуру, на 15% выше по сравнению с компаниями, занятыми в той же отрасли, но менее способными к адаптации.

Способность культуры адаптироваться — что отражает способность вашей организации внедрять инновации, экспериментировать и быстро использовать новые возможности — особенно важна в этот исторический момент. Лидеры должны продолжать развивать культуру компании, чтобы помочь людям не терять из виду наиболее важные инициативы, даже если они столкнулись с беспрецедентными сложностями и постоянно меняющимися условиями в связи с пандемией.

Какие методы можно применить, чтобы сделать вашу культуру более адаптивной? Вот три идеи.

1. Берите на работу и повышайте людей, отличающихся устойчивостью, способностью к адаптации и демонстрирующих достойное поведение в стрессовой ситуации. Это очень разные люди, готовые глубоко копать и проявлять находчивость, чтобы справиться со сложными и неопределенными ситуациями, связанными с пандемией. Это бунтари в хорошем смысле этого слова: они демонстрируют интерес и видение, принимают новшества, с выгодой используют различия и сохраняют равновесие, когда мир переворачивается с ног на голову. Они создают позитивные изменения.

Конечно, если ваша культура еще не способна к адаптации, будьте откровенны, нанимая таких людей. Скажите им, что смотрите на них как на источник перемен.

2. Ищите примеры того, как организация следует своим культурным ценностям через новые методы работы, и рассказывайте о них. В условиях пандемии коронавируса вам понадобится активно искать, отбирать и подчеркивать новые примеры желаемой культуры.

Лидеры крупной фармацевтической компании поняли, что встречи в Zoom, ставшие необходимыми в условиях самоизоляции, предлагают более равные условия для сотрудников, работающих за пределами штаб-квартиры, и позволяют компании учитывать больше мнений, что является одной из ее ключевых ценностей. Поэтому в компании установили новую рабочую норму: если одному человеку нужно присутствовать на встрече удаленно, она становится удаленной для всех.

Аналогично розничная сеть, где ценится открытость и прозрачность, начала во время пандемии проводить регулярные виртуальные форумы, открытые для всех сотрудников. На этих форумах лидеры слушают, что думают сотрудники, и отвечают на их вопросы. Когда режим самоизоляции вынудил перевести сотрудников на удаленную работу компанию из сферы медиа-развлечений, которая прежде не поощряла подобную практику, ее руководство осознало, что раньше действовало вразрез с такими ценностями, как автономия и ответственность. Лидеры открытым текстом признались в этом сотрудникам и пообещали варианты удаленной работы даже после окончания пандемии.

3. Служите образцом универсальных ценностей. Когда началась пандемия, лидеры компании &pizza, сети пиццерий, расположенных в Вашингтоне, где подают оригинальные продолговатые пироги, решили, что это будет прекрасный момент, чтобы применить в действии свою культуру. Как они рассказали Франческе, еще одному автору этой статьи, философия их компании отражала мысль «творить добро и быть добрыми», то есть и служить людям, и быть их отражением в тех районах, где расположены их заведения. В марте 2020 года лидеры &pizza выступили с инициативой бесплатно обеспечивать пирогами работников больниц, лечащих пациентов с COVID-19. Кроме того, понимая, как пандемия может затронуть их сотрудников, они подняли почасовую оплату своим работникам и расширили соцпакет, например, стали предлагать бесплатный доступ к Netflix и оплачивать дорогу на работу. Компания также предоставила оплачиваемое свободное время сотрудникам, которые хотели присоединиться к протестам после убийства Джорджа Флойда. Компания сохранила 90% своих сотрудников, а 10% уволившихся ушли в основном по личным причинам. (До пандемии нормальный уровень текучести кадров в компании составлял 10%.)

Очень вероятно, что ваша организация адаптировалась к условиям пандемии быстрее и эффективнее, чем вы ожидали. Развивайте этот успех, сообщая о достижениях компании вашим сотрудникам и применяя описанные нами методы. И тогда вы почти наверняка сможете укрепить культуру своей организации, которая поможет ей лучше справиться с любыми возможными трудностями в будущем.

Об авторах

Дженни Чатман (Jenny Chatman) — заслуженный профессор управления, заместитель декана стратегий обучения и директор Культурной инициативы в Школе бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета в Беркли.

Франческа Джино (Francesca Gino) — бихевиорист и профессор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса. Онаявляетсяавторомкниг«Rebel Talent: Why It Pays to Break the Rules at Work and in Life» и «Sidetracked: Why Our Decisions Get Derailed, and How We Can Stick to the Plan».