Куда идти? | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт


Куда идти?

Теория "голубого океана"

Автор: Елена Евграфова

Куда идти?

читайте также

Как продать блестящую идею

Элсбах Кимберли

Как год удаленной работы повлиял на отношения с коллегами

Джонатан Ларсон,  Нэнси Бэйм,  Ронни Мартин

Вредная мужественность

Мейерсон Дебра,  Робин Эли

Простой способ понять, за что покупатели любят ваш бренд

Тим Халлоран

Имена авторов теории "голубого океана" Чана Кима и Рене Моборн, а также живого классика менеджмента Генри Минцберга привлекают внимание ко всему, что бы они ни написали. Их статьи, опубликованные в этом номере, посвящены разным темам, однако по сути крепко связаны между собой, потому что обе нацелены на одно — поиск новой парадигмы развития бизнеса.

"Стратегия переворота" Кима и Моборн ставит вопрос о том, что первично: рыночные условия или стратегия. Подспудно в ней рассматривается и другая, чрезвычайно актуальная для нас проблема: надо ли догоняющим — не важно странам или компаниям — придерживаться тактики, позволившей передовикам уйти вперед, или лучше пролагать новые маршруты, искать место в «голубом океане». Пример, иллюстрирующий идеи авторов,  — Дубай, который за тридцать лет изменился до неузнаваемости. Нам случай Дубая интересен еще и потому, что ему удалось преодолеть пресловутое сырьевое проклятье: сегодня лишь 5% доходов эмират получает от продажи нефти и природного газа, хотя всего десять лет назад на них приходилось 30%. "Дубай — единственное арабское государство, интегрированное в мировую экономику", — отмечают авторы. В статье пример Дубая разобран довольно подробно, но суть совсем не в том, чтобы увидеть в нем новую панацею.

Авторы предлагают некий управленческий инструментарий для навигации в "голубом океане", хотя, вполне возможно, дело вовсе не в методике, а в новой философии ведения дела. Попытки найти ее предпринимает Генри Минцберг в статье «Мы говорим “компания”, подразумеваем “сообщество”». Уже много сказано о том, что одной из предпосылок кризиса стали заносчивость капиталистов и их стремление любой ценой получить быстрые дивиденды. Это привело к отчаянным рискам, пренебрежению идеалами долгосрочного поступательного развития и — как итог — к всеобщему экономическому хаосу.

Впрочем, уже в недрах той же американской системы постепенно зарождаются новые модели ведения дел, которые, может быть, придут на смену старым. Этой осенью в западной прессе появилась информация о том, что Google собирается участвовать в издательско-розничном проекте с Espresso Book Machine. Суть инновации в том, чтобы печатать книги «по требованию» прямо в местах продаж. Компактные печатные машины уже установлены в двенадцати городах США, Канады, Англии, Австралии и Египта — главным образом в библиотеках и университетских кампусах. Пока что таким способом можно получить книги только из той части электронной библиотеки Google, которая не защищена авторским правом. Рекомендованная цена готовой книжки — $8, из них Google получит $1 — и компания обещает жертвовать все сборы на благотворительность. Но как бы там ни было, это безусловный выход в «голубой океан», который сулит Google огромные коммерческие перспективы.

В феврале 2007 года, когда сканирование шло полным ходом, Сергей Брин признался журналу «The New Yorker», что у компании нет ясного плана по поводу того, как делать на книгах бизнес. Однако, когда Google разрабатывала поисковик, у нее тоже не было четкого бизнес-плана: были технология, ощущение полезности своей деятельности и вера в то, что вознаграждение последует так или иначе. Потом появилась контекстная реклама, а с ней — и финансовые потоки. Хотя поведение основателей Google выглядит не вполне рационально, возможно, в нем отражается новая парадигма развития, которая придет на смену той, что привела постиндустриальный мир к кризису.