«Не хочу быть CEO» | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

«Не хочу
быть CEO»

Почему финансовые руководители не хотят становиться во главе корпораций и чем они на самом деле хотят заниматься

Автор: Ксения Попова

«Не хочу быть CEO»
hbr.org

читайте также

Если начальник самодур

Джеффри Пфеффер

«Молчи, грусть»: как помочь справиться со стрессом

Холли Уикс

Как успешные люди налаживают связи друг с другом

Дори Кларк

Неудобные вопросы: почему нельзя прятаться от критики сотрудников и клиентов

Хел Грегерсен

Международная компания по поиску топ-менеджеров Odgers Berndtson провела обширное исследование, целью которого было выяснить, как меняется функция финансового директора (CFO) под действием внешних факторов. Мы постарались найти ответы на следующие вопросы. Какие задачи решают СFO в настоящее время? C какими функциями в компании сращивается традиционный функционал финансового директора? В чем, по мнению профессионалов, заключается карьерный рост CFO? Какие профессионалы сегодня востребованы на позиции CFO, если искать ответ на этот вопрос сквозь призму видения самих финансистов? Проведенное исследование  было разнонаправленным и позволило рассмотреть ситуацию с ролью CFO под самыми разными углами зрения. Диаграммы, представленные в тексте, иллюстрируют полученные в результате опроса данные.

Баланс как основа успеха

Следует отметить, что у финансового и генерального директора разное отношение к бизнесу. Различия между этими должностями базисные, они входят в понимание самой сути позиций CFO и CEO. Генеральный директор отвечает за развитие бизнеса, он больше склонен рисковать, в круг его задач входит поиск новых точек роста для компании. CFO, напротив, оценивает риски, отвечает за стабильность бизнеса. Он выступает противовесом по отношению к CEO и борется в первую очередь за финансовую устойчивость компании. CFO выполняет роль благоразумного ограничителя для коммерческого департамента и генерального директора.

Традиционное распределение ролей в бизнесе подразумевает, что основные стратегические решения ложатся на плечи CEO, а CFO берут на себя операционные задачи. Но в сегодняшних бизнес-реалиях финансисты видят необходимость выходить за рамки своего традиционного функционала. На вопрос исследования «Какие дополнительные функции вы хотели бы включить в свою зону ответственности?» почти половина респондентов ответила, выбрав пункт «Стратегия и развитие бизнеса».

Эпоха перемен

Перед CFO сегодня стоит целый ряд новых вызовов. В первую очередь это ухудшение общей экономической ситуации и инвестиционного климата, колебание курса валют. Перечисленные внешние факторы оказывают значительное влияние на работу компаний и обостряют ситуацию внутри.

Новая реальность поставила финансового директора в центр бизнеса и отвела ему особую роль –  обеспечить выживание и устойчивость компании. Акционеры и генеральные директора ожидают от него не только профессиональных знаний и умений, но и хотят, чтобы финансовый директор стал бизнес-партнером и агентом прогрессивных изменений. От CFO ждут бизнес-хватки, лидерства и умения налаживать отношения как внутри компании, так и вовне.

Основываясь на ответах респондентов, можно сказать, что финансовые директора по-прежнему ставят на первое место традиционный функционал: эффективное управление затратами, оптимизацию бизнес-процессов и обеспечение финансовой устойчивости компании. Круг обязанностей расширяется за счет вовлечения финансистов в работу других функций: юридической службы (66,4%), HR-проектов (46,7%), маркетинга (22,4%) и сферы ИТ (65,4%). Аналитики отмечают, что в крупных компаниях численностью от 5000 человек вовлеченность CFO в ИТ-проекты может достигать 81%.

Больше чем CFO

Исследование, помимо прочего, ставит вопрос о том, где грань, до которой можно меняться, оставаясь при этом CFO? Ответ на этот вопрос отчасти лежит в общих экономических причинах, влияние которых ощущает так или иначе весь российский топ-менеджмент. Тем не менее не слишком  дружелюбная внешняя  среда дает больше возможностей именно для СФО. Обстоятельства трансформируют функционал финансовых директоров, который в текущей ситуации заметно усложнился, и в итоге приводят к их серьезному профессиональному росту. При этом сами финансовые директора хотят быть не просто операционистами. Они готовы выходить за рамки финансовой функции и активно сотрудничать с другими подразделениями.

Наиболее часто встречающийся сценарий развития карьеры: CFO «обрастает» нефинансовыми функциями и становится операционным директором компании. Если же к этим функциям добавляется еще коммерческая часть, то, по сути, мы имеем дело с «рождением» генерального директора.

Неожиданное открытие

Одним из интересных открытий исследования стал тот факт, что CFO в меньшей степени хотят стать в будущем генеральным директором компании, а в большей степени интересуются карьерным ростом в рамках позиции финансового директора. При этом они хотели бы увеличить зону своей ответственности и влияния, перейдя в компанию с большим объемом бизнеса.

На пути у желания возглавить бизнес сами финансисты отмечают у себя недостаток в первую очередь стратегического видения (35,9%) и индустриального кругозора (40,8%). Но самое интересное, что большинство (59,2%) просто не хочет брать на себя роль первого лица и становиться СЕО.

Время осуществлять свои амбиции

Часть опрошенных финансовых директоров все же рассматривает для себя возможность перейти с позиции СFO на позицию CEO. Ситуация уникальна: у CFO сегодня есть реальные шансы утвердить собственные лидерские позиции, и, выйдя за периметр чисто финансовой функции,  стать генеральным директором. Сделать это сегодня, в турбулентных условиях рынка, можно с меньшими затратами энергии, чем несколько лет назад, и, возможно, легче, чем в обозримом будущем.

Опираясь на результаты исследования, можно выделить три ключевые компетенции, которые важно развивать СFO на пути к CEO. Во-первых, это лидерские качества, харизма и умение повести за собой команду. Во-вторых, знание сектора и индустриальный кругозор. В-третьих, стратегическое видение. «Сегодня успешные CFO должны мыслить стратегически, отвечать за операционную стабильность компании и действовать на опережение, — говорит Патрик Пичетт, бывший CFO Google. — Они должны уметь оказывать влияние на широкий круг лиц, принимающих решения, общаться прямолинейно и убедительно».

Об авторе: Ксения Попова — старший консультант практики «Финансовые услуги» Odgers Berndtson.