Google раскрывает тайны | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Google
раскрывает тайны

Зачем ИТ-корпорация сделала публичной информацию о своих методах управления

Автор: Раффаэлла Садун

Google раскрывает тайны

читайте также

Шесть мифов о разработке продукта

Дональд Рейнертсен,  Стефан Томке

Найти смысл в трагедии

Ади Игнейшес

Количество стартапов не показатель экономического благосостояния

Дэниел Айзенберг

Как генеративный ИИ меняет брендинг

Андрес Гвирц,  Огуз Аджар

Компания Google сделала публичными свои управленческие процессы. Теперь информация об этом доступна каждому и совершенно бесплатна. У многих эта новость не вызовет удивления, ведь в Google было создано множество бесплатных сервисов (от интернет-поиска до электронной почты). Почему бы не поделиться с миром и своими инструментами управления? Кроме того, такой шаг выглядит логичным, учитывая многолетний опыт Google в кадровой аналитике.

Тем не менее, некоторые особенности раскрытой Google информации действительно удивляют. Оказывается, многие инструменты управления компании основываются на довольно простых вещах, таких как порядок проведения встреч, умение вести переговоры и постановка цели.

Почему Google обнародовала эту информацию? Я вижу три причины.

Во-первых, поступая так, компания ничего не теряет. Несмотря на то, что некоторые из описанных практик могут выглядеть базовыми и банальными, последовательно и безукоризненно применять их очень тяжело. Мои соавторы и я подробно изучаем этот вопрос в рамках нашего исследования успешности использования 18 основных методов управления 12 000 компаний в 34 странах. Мы выявили множество причин неудачного применения таких базовых практик, как постановка целей или управление кадрами, но одними из самых заметных можно назвать следующие:

  • недостаточная осведомленность о том, что организации может потребоваться улучшение процессов;
  • отсутствие навыков, необходимых для этих новых процессов;
  • организационная политика компаний, или, в более широком смысле, отсутствие доверия внутри организации к новым процессам. Например, принятие таких мер, как стандартизация процедуры проведения собеседования, может восприниматься некоторыми сотрудниками как чрезмерная бюрократия, даже если это выгодно для всей организации в целом.

Такие препятствия трудно преодолеть, и они затрудняют реализацию даже базовых принципов управления. Это одна из причин, по которой невозможно скопировать управленческие методы другой компании (даже если это Google) и просто ждать успеха сложа руки. Без воспитанных вами компетентных сотрудников, благодаря которым будут функционировать эти методы, вы получите лишь нечто, что хорошо выглядит в теории.

Рассмотрим трудности, с которыми сталкиваются исследователи при попытке воспроизведения лабораторных экспериментов. Оказывается, даже небольшие различия в используемых методах зачастую приводили к неудачным попыткам повторения определенных результатов. Такое же свойство и управленческих практик: вам необходим целый набор дополнительных методов и связанных с ними условий, чтобы они имели эффект. По этой причине свободное распространение Google своих инструментов управления не влечет за собой почти никаких отрицательных последствий для компании: копировать хорошее управление так сложно, что она ничем особо не рискует.

Вторая причина, по которой Google могла принять решение обнародовать свои методы управления, не очень коррелирует с первой: при правильном применении даже самые простые инструменты управления могут принести огромную выгоду. Другими словами, поскольку основные методы управления крайне трудно перенять, фирмы, которым удается это сделать, наблюдают их существенное влияние на эффективность работы. Любая компания, которая успешно адаптирует инструменты управления, используемые Google, скорее всего, получит большую выгоду.

В выборке, сделанной для нашего исследования, компания, поднявшаяся с нижних 10% до верхних 10% рейтинга, оценивающего навыки управления, в среднем увеличивала бы свою прибыль на $15 млн, годовые темпы роста — на 25%, а производительность — на 75%. Чтобы понять причину, давайте рассмотрим такую простую вещь, как применение процессов. Строгое использование общего набора процессов — способ избавиться от распространенных предубеждений в организации и сосредоточить внимание на объективных результатах, которые позволяют не полагаться на интуицию. Это важная часть командной работы, особенно в ситуациях, когда очень опытные люди с дополняющими друг друга специальностями должны работать бок о бок. Примером может служить история о том, как хирург Атул Гаванде (автор книги «Чек-лист: как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям» — прим. ред.) начал использовать простые чек-листы как способ уменьшить ошибки в операционной. Его чек-лист — это общий процесс, который помогает разнородным командам высококвалифицированных врачей оставаться сосредоточенными на работе. Базовые практики, например, те, на которых фокусируется Google, часто являются связующим элементом, необходимым во всех секторах экономики, включая технологический. «Я очень ценю коллективную работу, и считаю, что очень важно создавать организации, в которых люди действительно хотят работать вместе. Это лежит в основе всего, поэтому создание культуры взаимодействия — одна из важных вещей, которым я стараюсь уделять внимание», — отмечает генеральный директор Google Сундар Пичаи. Управленческие практики — неотъемлемый элемент в построении корпоративной культуры.

И, наконец, в-третьих, Google мог также принять решение об обнародовании информации о своих инструментах управления, чтобы способствовать макроэкономическому росту. Когда растут компании, растет и экономика. Мы обнаружили, что компании с хорошим управлением уделяют НИОКР в 10 раз больше времени, чем компании с плохим управлением, кроме того, они в 10 раз чаще регистрируют патенты. Все эти инновации положительно сказываются на экономике в целом. Согласно результатам нашего исследования, среднее качество управления в стране имело сильную взаимосвязь со стандартными показателями экономического роста.

Качественные управленческие процессы могут не всегда эффектно выглядеть, но действительно много значат. Замечательно, что Google сделал свои процессы достоянием общественности, но компании все еще должны прилагать значительные усилия для решения основных проблем функционирования их методов управления.

Об авторе. Рафаэлла Садун, доцент делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, где она занимается исследованиями в области экономики продуктивности, организаций, процессов управления и информационных технологий.