Стоит ли игра свеч: зачем монетизировать кэптивный бизнес | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Стоит ли игра свеч: зачем монетизировать
кэптивный бизнес

В колонке для «Больших идей» профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Алексей Беляков рассуждает о том, зачем подразделения крупного бизнеса, созданные для обслуживания внутренних запросов, начинают работать со сторонними клиентами

Автор: Алексей Беляков

Стоит ли игра свеч: зачем монетизировать кэптивный бизнес
Фото: Allianz

читайте также

Как руководить представителями пяти разных поколений

Ребекка Найт

«От кризиса в авиации выиграет Amazon. Да-да, сюрприз!»

Как разрабатывать сценарии и стратегии в эпоху неопределенности

Павел Безручко

Веришь — не веришь

Гэлфорд Роберт,  Энн Драпо

Иногда компании создают целые подразделения и отдельные структуры, чтобы обслуживать те или иные собственные потребности. Обычно топ-менеджмент формирует подобные направления для того, чтобы снизить издержки, не зависеть от внешних контрагентов и контролировать качество услуг или продукции. Так возникает кэптивный бизнес — созданный для решения внутренних задач проект, который со временем может начать зарабатывать, то есть работать не только с материнской структурой-заказчиком. 

Приведу несколько показательных примеров. Корпоративный университет одного российского холдинга с многомиллиардной годовой прибылью когда-то был создан ради развития сотрудников собственных структур и подразделений. Топ-менеджеры задумали его, чтобы и сэкономить на подготовке людей, и влиять на качество самого обучения — адаптировать материалы под свою специфику и контролировать процесс. 

Идея оказалась удачной, образовательными программами со временем начали интересоваться сторонние люди, в основном из числа партнеров, контрагентов и клиентов. А спустя несколько лет университет открыл свои двери для всех желающих — и превратился в полноценную коммерческую структуру, которая генерирует прибыль для материнской компании.  

Также поступило и руководство одной крупной горно-металлургической группы: устав от регулярных проблем с внешними подрядчиками, которые срывали сроки и сдавали работу ненадлежащего качества, владельцы создали собственный проектный институт. Эта организация занималась проектированием и инжиниринговыми работами исключительно для собственных нужд, однако у команды регулярно оставалось свободное время. Чтобы как-то использовать этот ресурс, институт начал пробовать выполнять и сторонние заказы, сначала для других индустриальных игроков, а потом и, например, для региональных администраций, давно сотрудничавших с головной структурой.