Стоит ли игра свеч: зачем монетизировать кэптивный бизнес | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Стоит ли игра свеч: зачем монетизировать
кэптивный бизнес

В колонке для «Больших идей» профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Алексей Беляков рассуждает о том, зачем подразделения крупного бизнеса, созданные для обслуживания внутренних запросов, начинают работать со сторонними клиентами

Автор: Алексей Беляков

Стоит ли игра свеч: зачем монетизировать кэптивный бизнес
Фото: Allianz

читайте также

Константин Фурсов: «Зачем мы изобретаем»

Анна Натитник

Не стоит оглядываться на прошлое

Зайферт Маттиас,  др

Почему нас разочаровывают любимые компании

Сэм Форд

Руководитель военного времени

Джулиан Жолан,  Дмитрий Набережнев

Иногда компании создают целые подразделения и отдельные структуры, чтобы обслуживать те или иные собственные потребности. Обычно топ-менеджмент формирует подобные направления для того, чтобы снизить издержки, не зависеть от внешних контрагентов и контролировать качество услуг или продукции. Так возникает кэптивный бизнес — созданный для решения внутренних задач проект, который со временем может начать зарабатывать, то есть работать не только с материнской структурой-заказчиком. 

Приведу несколько показательных примеров. Корпоративный университет одного российского холдинга с многомиллиардной годовой прибылью когда-то был создан ради развития сотрудников собственных структур и подразделений. Топ-менеджеры задумали его, чтобы и сэкономить на подготовке людей, и влиять на качество самого обучения — адаптировать материалы под свою специфику и контролировать процесс. 

Идея оказалась удачной, образовательными программами со временем начали интересоваться сторонние люди, в основном из числа партнеров, контрагентов и клиентов. А спустя несколько лет университет открыл свои двери для всех желающих — и превратился в полноценную коммерческую структуру, которая генерирует прибыль для материнской компании.  

Также поступило и руководство одной крупной горно-металлургической группы: устав от регулярных проблем с внешними подрядчиками, которые срывали сроки и сдавали работу ненадлежащего качества, владельцы создали собственный проектный институт. Эта организация занималась проектированием и инжиниринговыми работами исключительно для собственных нужд, однако у команды регулярно оставалось свободное время. Чтобы как-то использовать этот ресурс, институт начал пробовать выполнять и сторонние заказы, сначала для других индустриальных игроков, а потом и, например, для региональных администраций, давно сотрудничавших с головной структурой.

В обоих ситуациях компании смогли не только решить первостепенные задачи — развивать сотрудников и улучшить качество проектов, но и сократили расходы на содержание новых подразделений. Со временем они также придумали, как без ущерба создать дополнительную нагрузку и нашли новый источник дохода. 

Создают отдельные направления для решения локальных задач, которые в результате превращаются в полноценный бизнес, и западные корпорации. Так, немецкая Lufthansa Tehnik, которая специализируется на ремонте самолетов, когда-то была придумана для обслуживания устройств материнской компании — авиаперевозчика Lufthansa. Однако сегодня это один из мировых лидеров по обслуживанию парка огромного количества компаний, с выручкой по итогам 2023 финансового года €6,5 млрд, что равно 18% от выручки всей Lufthansa Group. 

Другой удачный пример: Amazon Web Service (AWS), еще в 2000-х созданный для развития собственной IT-инфраструктуры. Этот проект быстро разросся за пределами компании и превратился в крупнейшего игрока, предоставляющего облачные решения частным лицам, компаниям и госструктурам по всему миру. В первом квартале 2024 года 62% всей операционной прибыли Amazon приходилось на сервисы AWS.

Впрочем, далеко не все компании и корпорации смогут повторить успех Lufthansa и Amazon в развитии кэптивных подразделений. Существенным риском для многих организаций, принимающих решение вывести на внешний рынок одну из своих структур, является конфликт интересов между основной деятельностью кэптивной единицы — обслуживанием материнской компании, с одной стороны, и работой на внешнем рынке — с другой. А иногда оказывается, что услуги кэптивного бизнеса оказываются просто невостребованными, например, из-за насыщенности рынка или нежелания других игроков пользоваться услугами аффилированной конкурентом организации. 

Три аргумента «за», один — «против»   

Что же движет компаниями, которые хотят монетизировать услуги своих дочерних подразделений? На деле существует несколько причин, которые объединяют игроков из разных отраслей — от крупных банков и строительных подрядчиков до маркетплейсов и нефтяных компаний. 

Во-первых — это получение дополнительного заработка и снижение издержек на содержание кэптивного подразделения. Звучит достаточно логично: у вас есть компетенции и ресурсы, которые можно монетизировать через внешний рынок. 

Все тот же пример — горно-металлургический холдинг и его кэптивный подрядчик. Материнская компания инвестирует в новые проекты капитального строительства ежегодно до $1—2 млрд — например, в обогатительные фабрики или новые технологические переделы. Из них 10—15% от этих средств получает специально созданный ради этого проектный институт. Во время одной из стратсессий директор кэптивного подразделения предложил брать не только внутренние, но и внешние заказы: инфраструктурные и социальные проекты для администраций регионов, в которых работает холдинг.  

С одной стороны, дополнительную прибыль — порядка нескольких десятков миллионов долларов в год — можно было бы использовать на развитие подразделения. А с другой — в масштабах всей организации речь идет про несущественную сумму, зато существует риск, что проектный институт не справится с дополнительной нагрузкой и из-за этого пострадают его ключевые проекты. Впрочем, в данном случае топ-менеджмент оценил идею своего подрядчика, тот стал успешно выполнять заказы на стороне и инвестировать прибыль в развитие. 

Вторая причина — создание дополнительных связей с клиентами основного бизнеса. Взаимодействуя с ними через кэптивные проекты, организация имеет все шансы получить дополнительные крупные контракты на свою основную деятельность.

Подразделение крупного застройщика жилой недвижимости появилось когда-то для решения определенной инженерной задачи. В надежде снизить издержки и ускорить сроки строительства своих объектов компания собрала команду инженеров, и те разработали новое для рынка решение. Спустя несколько успешных тестов застройщик создал дополнительную услугу на основе этого решения. И хотя ее стоимость составляла сотни миллионов рублей, главная идея была в том, чтобы выстраивать хорошие отношения с крупными заказчиками, благодаря которым уже основной бизнес получал бы контракты на строительные услуги. Теперь их стоимость исчисляется миллиардами рублей.

Третий аргумент в пользу монетизации кэптивного подразделения — получение новых компетенций и повышение собственной эффективности. В ряде случаев работа на внешний рынок может заставлять подразделение, а значит и основной бизнес, развиваться — внедрять новые инструменты и технологии и оптимизировать процессы. 

Именно этой идеей руководствуются некоторые российские индустриальные игроки, которые выводят на внешний рынок подразделения, занимающиеся BIM-моделированием. Работа со сторонними клиентами дает возможность командам инженеров развиваться и далее использовать наработки в проектах материнской компании. 

Кроме самых распространенных причин, существуют и более редкие. Например, некоторые топ-менеджеры принимают решение о выводе кэптивного бизнеса на рынок ради реализации амбиций команды этого подразделения. И за счет этого им удается сохранить ценных специалистов в штате. 

Но чтобы сделать проект успешным на внешнем рынке, компании предстоит рассчитать все «на берегу» и провести детальный финансовый анализ: проанализировать рынок, разработать метрики эффективности и ответить на вопрос — стоит ли игра свеч?

Ведь ошибка в прогнозе или расчетах может привести, например, к нехватке ресурсов и срыву сроков по внутренним или внешним контрактам. Так, знакомый мне кэптивный IT-подрядчик одного крупного холдинга, занимающегося добычей ископаемых, на протяжении нескольких лет успешно работал со сторонними клиентами. Его процессы были хорошо отлажены, и дополнительная работа шла без ущерба материнской организации. Однако после ухода с российского рынка крупных международных IT-вендоров в 2022 году этот подрядчик был вынужден бросить все свои силы и ресурсы на решение экстренных задач для головной структуры. В результате компания сорвала сроки по внешним контрактам, что привело к репутационным и финансовым потерям для всего холдинга. 

Успешные примеры крупного российского холдинга, горнодобывающей компании, застройщика, или Amazon, или Lufthansa наглядно иллюстрируют, что желание вывести кэптивное подразделение на рынок является обоснованным и аргументированным. На деле же отрицательных примеров гораздо больше, просто предприниматели и топ-менеджеры не любят о них рассказывать. Монетизация кэптивного направления всегда предполагает значительные внутренние изменения — например, в процессах или корпоративной культуре. А в случае неудачи компания может не только лишиться инвестиций, но и столкнуться с более значимыми потерями из-за срыва сроков и бюджетов по основным проектам компании.