Почему стабильность не менее важна чем перемены | Большие Идеи

・ Операционное управление

Почему стабильность не менее важна чем
перемены

Автор объясняет, почему нам следует возродить уважение к ценностям стабильности, а также понять, как «управлять стабильностью»

Автор: Эшли Гудолл

Почему стабильность не менее важна чем перемены
Эшли Гудолл / Фото: Little, Brown Spark

читайте также

Раскрыть потенциал каждого

Болинджер Александр,  Боннер Брайн

Как делать бизнес по совести

Макс Базерман,  Энн Тенбрансел

Книги

Никольская Вера подготовила

Как неэтичное поведение становится привычкой

Франческа Джино

Представьте на минуту: вы получили одно из тех сообщений, которые, как правило, предвещают изменения на работе. К примеру, email-уведомление о том, что в течение нескольких месяцев будет проводиться реорганизация. Обычно такое письмо написано в бодром и оптимистичном стиле, и в нем жизнерадостно говорится о большом количестве возможностей, возникающих в результате новейших преобразований или реорганизации.  

Тем не менее, психологический эффект подобной рассылки не столь позитивен. Первой реакцией на такое послание становится неуверенность: предстоящие события вызывают у вас беспокойство. Это сочетается со снижением вашего чувства субъектности — вы не можете контролировать то, что будет происходить. В ходе реорганизации (как правило, процесс занимает несколько месяцев) распускаются старые команды сотрудников и формируются новые — а это, в свою очередь, наносит удар по вашему чувству принадлежности и по вашим сетям социальной поддержки. Поскольку сотрудников перемещают из одной команды в другую, меняется и состав людей, находящихся в офисе, — из-за этого нарушаются ритуалы, лежащие в основе повседневной жизни. По мере возникновения новой структуры вы не всегда можете быстро осознать, какое место занимает ваша работа: иными словами, у вас снижается чувство значимости вашей деятельности.

Из-за каждого такого изменения человеку становится сложнее выполнять свои обязанности. Наука дает на это однозначный ответ: люди наиболее успешно трудятся, когда условия их работы предсказуемы, когда у них есть определенное чувство контроля над своим окружением, когда они являются частью стабильных отношений, когда могут чувствовать связь с местом и ритуалом и когда для них очевидна суть их усилий. Если смотреть на ситуацию сквозь призму такого рода исследований, то постоянные изменения предстают перед нами в качестве врага производительности труда, а отнюдь не в качестве ее катализатора.

Тем не менее, обычно мы думаем об изменениях совсем иначе. Мы привыкли верить, что изменения (обязательно) приносят пользу, а дестабилизация (непременно) — путь в лучшее будущее. Когда же люди сопротивляются новейшей стратегии или структуре, это противодействие расценивается как неудача, с которой нужно справиться, а не как сигнал о том, что людям чего-то не хватает на рабочем месте. В результате, когда мы размышляем об изменениях в сфере труда, происходящих сегодня, мы склонны считать их неизбежными и фокусировать наше внимание на том, как ими управлять, — какие методы, процессы, технологии и способы коммуникации необходимо использовать, чтобы изменения были плавными.

Конечно же, некоторые перемены необходимы, а некоторые неизбежны. Но это относится не ко всем изменениям. Научная литература, посвященная таким темам, как предсказуемость, чувство субъектности, принадлежность, место и смысл, подсказывает нам следующее: прежде чем мы задумаемся об управлении изменениями, нам следует рассмотреть условия, необходимые людям для повышения производительности труда. Мы не должны с таким усердием инициировать изменения в наших организациях, и нам нужно с еще большей осторожностью относиться к изменениям, если нас к ним подталкивают внешние события. Кроме того, нам следует возродить уважение к ценностям стабильности, а также как следует разобраться в том, что я бы определил как «управление стабильностью».

Строго говоря, пока что не существует явления под названием «управление стабильностью». Но мы можем набросать очертания этого явления, если будем опираться на психологию, а также обратимся к практикам, которые, согласно моим исследованиям, помогают создавать условия труда, максимально способствующие успехам в работе.

Что такое управление стабильностью?

Если к управлению изменениями обращаются только при обсуждении конкретных изменений, то управление стабильностью — связанное с основополагающими потребностями человека, которые невозможно «включать» и «выключать» по желанию, — должно быть постоянной и непрерывной организационной практикой. Это способ управлять окружением, а не ориентироваться в моменте.

Управление стабильностью отвечает за работу в обычном режиме, тогда как управление изменениями вступает в силу именно тогда, когда что-то выходит из строя. Управление стабильностью подчеркивает необходимость уделить внимание какой-то проблеме, тогда как управление изменениями зациклено на обратной связи.

Управление изменениями сфокусировано на следующих вопросах:

— организация в целом;

— предстоящие изменения;

— информирование о срочной ситуации.

Управление стабильностью сфокусировано на следующих вопросах:

— отдельные команды;

— то, что является постоянным;

 информирование об обычном состоянии дел.

Управление стабильностью признает важность команд.

Именно команды являются источником столь необходимой стабильности для своих участников. Коллектив исследователей, который я возглавлял в компании Cisco, сумел выявить три группы условий, которые позволяют наиболее точно предсказать производительность труда команд.

— Первая из трех групп относится к индивидуальному вкладу сотрудника — понимает ли человек, чего от него ждут, получает ли возможность часто проявлять свои сильные стороны и т.д.

— Вторая группа условий относится к команде в целом — например, поддерживают ли участники команды друг друга, совпадают ли их представления о совершенстве.

— Третья группа условий связывает команду со всей организацией в целом — например, ставится вопрос, насколько миссия этой фирмы соответствует интересам членам коллектива.

Исследователи, изучавшие компанию Cisco, обнаружили: каждая из трех групп условий — индивидуальный вклад, атмосфера в коллективе и среда в компании в целом — может варьироваться в зависимости от команды. Несмотря на то, что две из трех групп условий — первая группа, связанная с индивидуальным вкладом сотрудника, и третья, связанная со всей организацией в целом, — на первый взгляд имеют мало общего с командой, именно команда является важнейшим медиатором и для этих групп. Наш опыт работы формируется теми, кто нас окружает.

Более того, в исследованиях, проведенных компанией Cisco, изучались не только команды, но и производительность труда ее членов: таким образом, именно различные наборы условий позволяли отличить коллективы с наиболее высокой производительностью труда. Стабильность проходит сквозь все эти условия, словно соединительный шов. Если мы понимаем ожидания или способны работать эффективно, мы обретаем ощущение предсказуемости ситуации и чувство субъектности. Когда окружающие нас поддерживают, нам становится легче ощутить принадлежность к группе. Понимание связи между нашими ежедневными усилиями с тем, какой курс взяла наша организация и какое влияние она оказывает, придает смысл нашей работе. Все, что я перечислил, существует в команде — или не существует вовсе. Таким образом, в рамках управления стабильностью команды рассматриваются как важнейшая организационная единица, а значит, необходимо сохранять их целостность и поддерживать руководителей в создании успешных объединений. 

Для управления стабильностью имеет значение то, что будет постоянным.

Если говорить о шагах, каждую неделю предпринимаемых командами для создания ощущения стабильности, в своих недавних исследованиях я нашел много примеров того, как коллективы изо всех сил стараются соблюдать ритуалы. Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Нортон объяснил мне, что люди используют ритуалы для управления своими эмоциями, и в этом контексте команды, конечно же, не исключение.

В одной из команд, о которой мне стало известно, руководитель превратил в ритуал взаимную поддержку. Каждая неделя начиналась с короткого телефонного разговора, чтобы все участники могли поделиться насущными проблемами и сообщить, нужна ли им помощь коллег. Заканчивалась неделя беседой, в ходе которой участники команды публично признавали заслуги тех, кто поддержал их и коллег. Таким образом, этот ритуал помогал справиться с чувством стресса и утратой принадлежности.

В других местах я обнаруживал столь же эффективные ритуалы. Например, в эпоху пандемии COVID-19 компании виртуализировали утренние приветствия и вечерние прощания, к которым сотрудники привыкли за время работы в офисе (опять-таки, речь идет о ритуализации чувства принадлежности). Кто-то ритуализировал процесс обмена информацией во время кризиса — ежедневная встреча, которую нельзя пропускать и которая таким образом ритуализирует надежность информации. Управление стабильностью подчеркивает и усиливает ритуал, а также отдает ему должное каждый раз, когда его обнаруживает.

Для управления стабильностью необходимо называть вещи своими именами.

Лидеры организаций тоже должны сыграть ключевую роль в управлении стабильностью. Они могут позаботиться о том, чтобы руководители команд осознавали свой важный вклад в усиление стабильности — и, конечно же, чтобы они получали необходимую для этого подготовку. Лидерам компаний следует прилагать усилия, чтобы команды, насколько возможно, сохраняли свою целостность. Например, руководители могут получить консультацию в тех организациях, где команды переходят от проекта к проекту в одном и том же составе, а не расформировываются и не создаются заново каждый раз. Лидеры также могут позаботиться о том, чтобы коммуникация между сотрудниками компании способствовала стабильности, а для этого необходимо называть вещи своими именами. Формулировки, которыми обмениваются сотрудники, должны быть связаны с реальностью (причем завтра эта связь должна быть такой же прочной, как и сегодня), в отличие от тумана эвфемизмов и бодрых реляций, которые зачастую свойственны нынешней деловой коммуникации.

Некоторое время назад в соцсети TikTok стало вирусным видео с увольнением сотрудника. Возмущение зрителей во многом спровоцировал именно тот факт, что в этом видео вещи не назывались своими именами. Следовательно, вместо того, чтобы использовать путаные формулировки, руководителям необходимо говорить прямо и откровенно. В упомянутом сюжете уволенный сотрудник даже сам подал идею, как сформулировать причину своего увольнения: «[Вы] решили нанять слишком много сотрудников, а теперь, наконец, осознали, что [вы] не можете себе позволить столько людей». И это куда более удачный текст для такой ситуации. Как сказал мне один человек, которого я интервьюировал для моей недавней книги: «Люди хорошо воспринимают правду». А правда, даже если она описывает изменения, уже сама по себе источник стабильности.

***

Ставший уже непрерывным процесс реорганизации и реструктуризации буквально перепахал наши компании. Постоянное появление новых лидеров, технологий, процессов, стратегий и программного обеспечения радикально меняют ежедневную деятельность. Перетасованные команды пытаются справиться с новейшими стратегическими трансформациями, реорганизациями и перезагрузками. В результате всего этого мы сбились с пути. Мы перестали понимать, что лучше работает с точки зрения бизнеса: например, большинство слияний приводят к резкому снижению стоимости компании, а увольнения не помогают решить основные проблемы. Мы упускаем из виду то, что необходимо людям для успешной работы. Ключевой вопрос для любой компании в этом неспокойном мире вовсе не в том, как вносить дестабилизацию или управлять изменениями, а в том, как помочь людям добиться максимальной эффективности в работе.

Когда мы стремимся к улучшениям, или росту, или инновациям, необходимо заложить психологические основы, способствующие успешной деятельности людей. И путь к этому лежит, прежде всего, через стабильность.