О пользе корпоративных ересей | Большие Идеи

・ Операционное управление

О пользе
корпоративных ересей

Конечно, надо доверять и делегировать, но кто сказал, что именно вам и сейчас?

Автор: Борис Щербаков

О пользе корпоративных ересей

читайте также

Больше роботов на производстве не значит меньше рабочих мест для людей

Родни Брукс

Что нужно делать новому руководителю, чтобы не упустить время

Яков Сергиенко

«Идеи для лидера»: СЕО-барометр, совет директоров «Яндекса» и тренды в образовании

Никита Щуренков

Хватит строить планы — пора решать

Мэнкинс Майкл,  Стил Ричард

Однажды, когда я работал в крупной американской корпорации, в порядке подготовки к очередному workshop на очередном же «лидерском симпозиуме», мне пришли несколько статей из уважаемого журнала Harvard Business Review, в которых честно и открыто описывались язвы неумной корпоративной бюрократии, никчемность многих ритуальных заседаний и совещаний, важность доверия (!!!) к людям, принципа делегирования и тому подобное: все сплошь абсолютно правильные и человеческие вещи.

Когда я прочитал эти статьи, то глаза у меня фигурально полезли на лоб от шока: дело было в том, что ехал я как раз на «лидерский семинар» к руководителю, который мог бы считаться агрессивным антиподом теорий, так восторженно описываемых в этих журнальных публикациях, да еще и признанными гуру в этой области. Его практика управления была прямо противоположной: недоверие, вождизм, нарочитая идеологизация, много фальши в отношениях с людьми — все прелести неизвестных комплексов, увы, встречающиеся и у руководителей высокого ранга в транснациональных корпорациях.

Сначала я подумал, что эти статьи — просто ловушка и западня. Ну нельзя же на самом деле всерьез обсуждать эти еретические теории, «вольтерьянские» идеи в атмосфере чиновничьего произвола, которым так славился мой тогдашний начальник, пусть он останется на сей раз без имени, не станем добавлять ему пусть и негативной, но популярности на просторах профессионального сообщества...

Я даже обменялся мнениями по этому поводу с коллегами из других регионов, чтобы проверить свое ощущение нереальности. Поразмыслив, я вспомнил тут же советский период своей творческой биографии, во время которого циничная ложь, фальшь идеологии при декларативно правильных теориях, посылов утверждений была повсеместной: и теория с практикой никак не вязались. А если быть более точным, совсем.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

Историческое прошлое помогло справиться с когнитивным диссонансом, и на «лидерском семинаре» я с отвращением, но бодро, по-комсомольски, играл в навязанную игру с названием «Говорим одно, делаем другое». И никто при этом не встал, не взмахнул гневно рукой, поправив очки со словами: «Позвольте! Да как вам не стыдно, господа! Вы же дискредитируете себя и других!» В корпорации это не принято, даже если несоответствие практики менеджмента современным и разумным теориям приобретает такие масштабы. Недавно я прочитал в очередной умной книге профессоров управления, и тоже, заметьте, не из Урюпинска, а напротив — из Остина, штат Техас, про то, сколько же времени и энергии отнимают у среднего корпоративного чиновника презентации. Тонны и тонны этих документов способны отравить жизнь любому здравомыслящему человеку, причем до такой степени, что даже в рабочей среде компаний существует термин «death from power point»(«смерть от power point»).

Не знаю, мне от этого никогда не было смешно, ибо, действительно, разврат в сфере хищения чужого времени посредством презентаций в крупных корпорациях достигает немыслимых пределов, но это все лирика, остановить этот процесс никакие профессора не могут, они произносят свои ритуальные тексты с трибун или со страниц уважаемых изданий в порядке приятной неназойливой ереси, которая просто должна быть. Потому что демократия же...

Понятно, что в этой научной книге предлагается немедленно отказаться от любых презентаций, хотя бы на месяц, и посмотреть, как заиграет новыми красками ваша корпоративная жизнь. Подобные советы теперь у меня вызывают лишь добрую улыбку, мой опыт подсказывает, что этого не будет никогда и ни при каких условиях, ибо намного проще камуфлировать презентациями отсутствие творческой мысли, новых инновационных идей, да вообще человеческого отношения к людям, к делу, которым занимаешься. Мол, ересь — это все.

Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели

Выкиньте из головы и не ведитесь на всякого рода новые теории, которые не вписываются в парадигму устоявшихся правил и методов управления в вашей компании — им нет там места, хотя открыто спорить с ними тоже никто не станет: конечно, надо прекратить убийство времени презентациями: «И вот про это мои 22 слайда;)».

Конечно, надо доверять и делегировать, но кто сказал, что именно вам и сейчас? Умело и изощренно защищаются набившие руку в идеологии граждане, победить в этом споре можно, но для этого надо становиться одним из них, без этого никакую систему защиты не пробьешь. И часто идешь по пути наименьшего сопротивления, принимая правила игры и просто отрабатывая свой номер на очередном workshop’e, не имеющем ни малейшего отношения к действительности. Это печально, и, ради бога, не спрашивайте меня: «А где же выход?». Ни 40 лет назад, ни сейчас я не могу дать единого ответа, пригодного для всех, и, наверное, для каждого в отдельности. Он будет своим у каждого, этот выход.

Рассказывают, что Стив Джобс часто назначал различные встречи и мероприятия по тем или иным поводам во время... прогулок по кампусу, дескать, в эти моменты, даже если кто-то очень захочет, то не сможет развернуть свои 122 слайда презентации. Так, может, в этом выход? Но для этого надо стать как минимум Стивом Джобсом.

Читайте по теме: