Операционная деятельность компаний: история и будущее | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Операционная деятельность компаний: история
и будущее

С самых первых своих дней цифровые технологии стояли на службе у операционной деятельности.

Автор: Марко Иансити

Операционная деятельность компаний: история и будущее

читайте также

Лояльность не главное

Aлан Лафли,  Роджер Мартин

Опасные звезды: почему награды и рейтинги могут навредить

Гэбриел Россман,  Оливер Шильке

Достижение жизненного баланса по Google

Ласло Бок

Пусть ваши сотрудники работают из дома

Николас Блум

Пришло время заново определить, что мы понимаем под операциями. Сегодня операционная деятельность — это не только производство. Как в настоящий момент, так и в прошлом именно она наделяла организацию способностью действовать: создавать полезность для клиентов, доход для акционеров, а также делиться полезностью со всей экосистемой. В эпоху вездесущих цифровых технологий операции дают возможность действовать самым разнообразным организациям, становясь все более модульными, взаимосвязанными, обширными и сосредоточенными вокруг ПО и использования данных.

За свою историю операционная сфера прошла несколько важных шагов. Она выросла из индустриальной революции конца XIX века и начала развиваться с появлением современной экономики благодаря появлению массового производства. Популяризаторами производственных систем, которые преобразовали преимущественно кустарную экономику (где каждая деталь изготавливалась вручную в небольших цехах и мастерских, которые были долгое время прикреплены к профессиональным гильдиям и корпорациям), стали новаторы вроде Эли Уитни (изобретателя хлопкоочистительной машины).

Новая концепция «универсальных деталей» была впервые применена при изготовлении мушкетов. Она позволила новым промышленникам изобрести и отрегулировать модульную систему производства, в которой индивидуальные компоненты могли изготавливаться независимо друг от друга и в массовом количестве. Постепенно это привело к возникновению понятий логистики, цепочки поставок и сборочных линий, что стало основой американской системы производства, бурно развивавшейся в первой половине XX века и достигшей своего расцвета в 50-х и 60-х. В первой половине прошлого века операции касались исключительно производства. (Удивительно, что было время, когда в Гарвардской школе бизнеса показывали токарные и фрезерные станки и рассказывали, как их применять).

В 60-е годы произошел прорыв в исследованиях текущих операций, породивший огромное разнообразие аналитических методов. Они позволяли изучить и оптимизировать поток продукции и информации в производственных системах. Применение этих инструментов вышло за рамки производства в область услуг, от банков до поставок электричества. Это сделало управление услугами и операции в сфере услуг полноправными научными дисциплинами. Данная эволюция продолжилась в 80-е и 90-е годы — по мере того, как новое поколение цифровых технологий потрясало основы операционной дисциплины, а также расширяло поле деятельности управленцев в сторону продуктов и услуг, полностью зависящих от программного обеспечения. Ведь Microsoft и Yahoo! тоже не могли обходиться без операций!

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

С самых первых своих дней цифровые технологии стояли на службе у операционной деятельности. В конце концов, во главе угла безупречной повседневной работы всегда стояло управление информацией! Будь то оптимизация прогнозов через изучение операций в компании Nike или учет заказов через систему Kanban в Toyota, операционные возможности зависят от управления и оптимизации информации в цифровой форме. И со времен первых бизнес-мейнфреймов IBM (конец 50-х) компьютеры постоянно способствовали повышению эффективности как на производстве, так и в сфере услуг.

Итак, что же изменилось с тех пор? Благодаря повсеместному распространению цифровых технологий и использованию их в интернет-услугах, мобильной связи, а теперь еще и в интернете вещей, разработка и оказание услуг по разработке ПО начинает трансформировать саму ткань бизнес-среды и операций. Если в самой сердцевине операций лежит предоставление экономическому агенту способности действовать, цифровые технологии преобразовывают саму природу этой способности (ее возникновения и предоставления). Все больше сама разработка и применение ПО становятся всей полнотой операционного окружения компании. О каком бы продукте ни шла речь — о разработке нового Ford Mustang, обновленной схеме финансовых инвестиций или свежей версии Snapchat, большинство операционных возможностей организаций имеют в своей основе ПО. Разработка, управление и применение ПО стали центром операционной модели многих компаний.

Читайте материал по теме: Как талант стал двигателем экономического роста

Также цифровые технологии позволяют создавать совершенно новые рабочие модели, которые отличаются все большей открытостью, «распределенностью» и делят работу между тысячами разных организаций и людей. Эти новые модели позволяют поставлять приложения для платформ iOS и Android около 9 млн независимых разработчиков. Они помогают двум тысячам сотрудников Uber управлять сложнейшей логистикой из 200 тысяч водителей. Благодаря им WhatsApp выросла до 450 тысяч пользователей со штатом всего в тридцать человек. По сути, разработка инструментов программирования, операционных программных интерфейсов и вводных страниц к мобильным приложениям становится настолько же важной для безупречных операций, как планирование производства или инвентаризационная теория.

И все же, несмотря на полную зависимость людей и организаций от цифровых сетей, дающих нам «способность действовать», традиционное понимание операционной стратегии и управления цепочками поставок приобретает еще большую актуальность. Например, в огромной экосистеме организаций управление цепочкой поставок становится особенно важным в связи с наращиванием инфраструктуры обработки данных. Более того, цифровые технологии все больше проникают и в традиционную аналоговую сферу — по мере ее слияния с миром цифры. Можно смело сказать, что не только старым фирмам требуется понимание относительно новых цифровых технологий, но и наоборот, сравнительно новые компании (Microsoft, Google и Amazon) должны понимать и осваивать традиционные концепции операций.

Итак, не будем ставить знак равенства между сферой операций и американской системой производства. Силиконовая долина тоже нуждается в действующей силе.

Читайте по теме: