Между клиентом и страховщиком | Большие Идеи

・ Принятие решений

Между
клиентом и страховщиком

Гендиректор частного медцентра оказался между молотом и наковальней: люди с полисами ДМС приходят с множеством жалоб, а страховщик требует ограничить дорогие процедуры.

Автор: Владимир Рувинский

Между клиентом и страховщиком

читайте также

Испытательный срок для идеи

Манзи Джим,  Стефан Томке

Точка упорства

Анджела Дакворт,  Томас Ли

Где взять нужные кадры, если на рынке их нет

Джейк Шварц,  Сет Харрис

Почему в бизнесе выживают только параноики

Александр Лазуткин

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Гендиректор частного медцентра оказался между молотом и наковальней: люди с полисами ДМС приходят с множеством жалоб, а страховщик требует ограничить дорогие процедуры.

Слушаю вас. На что жалуетесь? — обратилась к молодому мужчине врач-терапевт Татьяна Белая.

Она щелкнула мышкой, и на экране компьютера появилась амбулаторная карта пациента. Или, как было принято говорить в этой частной медклинике, клиента. «Хм, давненько он у нас не был — почти год», — подумала врач.

— Жалоб много, — вздохнул 29-летний Роман Савельев. — Во-первых, сильные и регулярные головные боли вот тут, — мужчина показал где. — Во-вторых, частые покалывания в области печени, — он приложил ладонь к правому боку. — Еще ноют колени. И, главное, в мокроте при кашле я видел сгустки крови.

«Как он еще жив?» — усмехнулась про себя врач, окинув его цепким взглядом. В московской клинике «Здоровая семья» она работала три года и привыкла, что клиенты с полисами ДМС частенько преувеличивали ­жалобы, чтобы получить направления на дорогие обследования. Они хотели пройти полный медицинский check-up, но стандартный полис ДМС, который компании покупают для своих сотрудников, такой возможности не давал. По правилам страховых компаний направления на анализы и исследования врачи могли выписать, только если подозревали у пациентов серьезные заболевания.

«Видимо, у этого пациента та же история, — подумала Татьяна, посмотрев на его полис. — Страховая “МедБест” — хорошо, они платят без проблем». Согласно медкарте Роману ранее ставили предварительные диагнозы язвы желудка, сердечной аритмии неясной этиологии, защемления поясничного нерва и вегетативно-сосудистую дисфункцию, и ни один из них в дальнейшем не подтвердился. Обычное дело: пациент жалуется, а врачи «подозревают» по максимуму, чтобы вписаться в требование страховых.

Однако жалоба на сгустки крови при откашливании Татьяну обеспокоила, поскольку это и вправду серьезный симптом.

— Так, давайте начнем с последнего, — приступила к расспросам терапевт. — Расскажите поподробнее, когда и как часто это происходило. Какого цвета была кровь?

Роман подался вперед и подробно изложил свои жалобы. Прощаясь, он довольно произнес: «Всего доброго, спасибо!». В руках у него были квитки на УЗИ брюшной полости, анализы крови, а также направления к шести профильным специалистам. Первым делом он пошел к кардиологу — это было рядом.

— Положение у вас серьезное, — произнес врач Юрий Феденко, обследовав и выслушав пациента. — Вам нужно немедленно проверить сердце и легкие. Возможно, нужна срочная госпитализация.

От кардиолога мужчина вышел c улыбкой. «Ого, — подумал он, перечитывая диагноз: не исключена тромбоэмболия легочной артерии. Это же вплоть до внезапной смерти!». Он набрал номер на мобильном телефоне: — Привет, мам, — сказал Роман. — Все, отправили на МСКТ-анги-о-пульмо-нографию, — с трудом прочитал он. — Короче, отсканируют легкие. Да ты не волнуйся, нет у меня ничего — давно хотел их проверить, да все отказывали.

— Чего это ты спохватился? — раздалось в трубке. — То тебя силком к врачам не затащишь, то ты как старик к ним ринулся. Толку-то от них, одни траты.

— Ну, работа оплачивает. Страховка же скоро заканчивается. А компания может ДМС и не продлить — или урезать услуги. У нас же кризис. Вот недавно автобус от метро до работы отменили — ходи сам. Так и до медстраховки дойти может. Так что последний шанс, можно сказать, провериться.

Люди в коридоре поликлиники молча прислушивались. Кто-то из клиентов, ожидавших очереди, ухмыльнулся. Мужчина направился к лифту и спустился на второй этаж, где располагался отдел лучевой диагностики. Исследование грудной клетки показало, что признаков тромбоэмболии у Романа не было. Дальше он прошел эхокардио­грамму, проверил колени на УЗИ — результат тот же: опасения не подтверждались.

— Ну и отлично, поздравляем: этой проблемы у ваc нет! — говорили ему специалисты, комментируя результаты обследований. — Но нужно исключить другие диагнозы. Давайте мы вам выпишем еще направления...

В следующую неделю Роман сдал еще несколько анализов и проверился у десятка врачей. «Так, вроде здоровье в норме, хотя бы за это можно не волноваться — ну, какое-то время, — заключил он. — Хорошо, что я про симптомы в интернете почитал — так бы меня фиг с два куда направили».

Приток клиентов

В приемную главного врача «Здоровая семья» принесли небольшую стопку ксерокопированных медицинских карт. Секретарь отнесла их хозяину кабинета Руслану Новицкому.

— Руслан Григорьевич, вот копии карт по запросам клиентов, вам надо заверить.

— Мне кажется или их с каждым днем все больше?

— Ну не совсем, но клиенты стали чаще просить заверить копии, чем год назад — это точно.

— А что это за напасть?

— Ну, выносить оригиналы меддокументов им за пределы клиник нельзя. Вот люди на всякий случай и делают дубликаты — лишат их ДМС, так хоть исследования и анализы будут под рукой, на всякий случай.

Новицкий взял из стопки карту наугад. «Роман Савельев, менеджер сети магазинов электроники “Цифровик”», — читал он. «Толстая папка, — подумал главврач, взвешивая ее в руке. — Интересно, почему?». Новицкий открыл последние страницы, посмотрел и все понял. Он сам еще пару лет назад распорядился, чтобы врачи записывали клиента на дополнительные услуги при малейших жалобах. Но история с обращением к кардиологу выбивалась из сложившейся практики, и у страховой компании могли возникнуть вопросы. Кроме того, кто знает, зачем могла понадобиться клиенту заверенная копия амбулаторной карты.

— Вызовите ко мне кардиолога и терапевта, у которых он был, — попросил он секретаршу.

Через полчаса врачи были у Новицкого.

— Скажите, коллеги, а на каком основании вы отправили пациента на сложную и дорогую диагностику? — Во-первых, мы обязаны исключить самый опасный вариант, а основания подозревать его были, — пояснил кардиолог Юрий Феденко. — Во-вторых, мы имеем право на такие действия без согласования с его страховой, если есть угроза жизни пациенту. Формально она была.

— А множество направлений на обследования, что ему выписали? Это же много. Они обоснованы? — обратился к терапевту главврач.

— Конечно. Все в рамках правил — пациент пожаловался, ­я исключала худшие варианты.

— Все как обычно?

— Конечно, мы, как и прежде, ничего не придумываем, просто пациенты стали умнее, требовательнее, просят большего, жалуются детальнее, — пояснила Белая. — Поэтому направлений я выписываю больше.

— Хорошо, коллеги, спасибо, — поблагодарил главврач, подписывая копии карт. — Увидимся через пару дней, на совещании.

Через две недели в «Здоровой семье» руководители отделений и администрация обсуждали результаты работы за месяц. Из статистики следовало, что число пациентов, приходивших в медклинику с жалобами, увеличивалось медленно.

— C одной стороны, часть работодателей попросту отказалась продлевать страховку сотрудникам, — говорил директор по маркетингу клиники, демонстрируя графики на слайдах. — С другой — оставшиеся интенсивно пошли с жалобами. За счет этого спад выручки у нас всего 5%.

— Это мало?

— У конкурентов больше. Тот же «Доктор Айболит», работающий в спальных районах, насколько я знаю, просел на 20%.

— А к чему все эти цифры?

— Я хочу сказать, что, несмотря на кризис, перспективы у нас хорошие. На руку нам играет и дефицит хороших врачей на рынке, и сокращение медпомощи в государственных клиниках… Люди там часами стоят за какой-нибудь справкой. Врачи увольняются. Клиенты с деньгами в такие цент­ры не пойдут.

Рынок платных медуслуг в 2015 году стагнировал. Примерно у пятой части негосударственных медцентров упала маржа. Стоимость услуг оставалась прежней или выросла ненамного, а расходные импортные материалы подорожали сильно. Но резко повышать тарифы клиники не стали, так как понимали, что денег стало меньше у всех. Страховщики в свою очередь стали внедрять так называемую «страховку по франшизе» — когда клиент сам оплачивает медуслуги до определенной суммы, допустим, 1 тыс. рублей, а все, что выше нее, оплачивает страховая компания. Это и заметно удешевляет полис ДМС, и удерживает клиентов от обращения к врачам без особой нужды.

— За счет недорогих услуг можно привлечь к себе тех клиентов, кто готов немного доплачивать из своего кармана. Да и страховые на мелкие суммы смотрят проще, — резюмировал маркетолог. — Врачам рекомендую тоже держать это в голове.

Идя с совещания по коридору с кардиологом, Татьяна Белая не выдержала:

— Как меня это достало — то эти страховые, которым лишь бы бумажки проверять да изъяны в заполнении карт искать! То руководство — «надо зарабатывать, при малейшем подозрении выписывайте новые направления». То пациенты, которых вся эта система заставляет фантазировать. Сплошное вранье.

— Оставьте, Татьяна, эти пустые сожаления, — откликнулся Юрий, — мы поменять ничего ­

не можем. Лучше заняться ­паци-

ентами.

Давление страховщика

У главврача «Здоровой семьи» раздался звонок. «О, а вот и страховщики — легки на помине, — подумал Руслан Новицкий, посмотрев на определившийся номер. — Куратор от “МедБеста”».

— Руслан Григорьевич, добрый день, — начал собеседник. — Звоню вам пока неофициально, чтобы сообщить о нашем беспокойстве.

— Слушаю вас.

— По нашим подсчетам, за последние три месяца страховые выплаты в пересчете на одного клиента серьезно выросли.

— Но мы ничего не придумываем. На что клиенты жалуются, то мы и проверяем. А если кто из недообследованных, не дай бог, умрет? Мы же несем ответственность.

— Руслан Григорьевич, раньше у нас был паритет: мы зарабатывали сами, давали заработать и вам. Сейчас ситуация кардинально меняется. Страховой рынок теряет прибыль. Так что это скажется и на медцентрах.

— И что это значит?

— В общем, мы хотим, чтобы клиника реже оказывала дорогие услуги по полисам ДМС.

— А может быть, вам подумать о цене полисов ДМС? — возразил главврач. — У нас вся аппаратура импортная, реагенты — тоже.   

— Это не вариант. Вот недавно мы потеряли одного корпоративного клиента: не захотели снижать цену на ДМС — и он ушел к конкурентам.

«Или вы не захотели снижать маржу за свои услуги», — подумал Новицкий.

— А вас еще госмедицина подпирает, — продолжал страховщик. — Их недофинансируют, и больницы, и поликлиники все больше перетягивают от частников клиентов, застрахованных по ДМС, — расценки у них намного дешевле, чем у вас, потому что аппаратура куплена за госсчет и за аренду они не платят.

— И кто пойдет в государственную медицину? Там же бардак.

— Ну чем дальше кризис, тем большую роль в решении, что выбрать, играет цена. У вас услуги дороже.

— Хорошо, мы подумаем, — закончил разговор главврач и откинулся в кресле.

Дело принимало неприятный оборот. У «Здоровой семьи» было пять центров в Москве, и она работала с «МедБестом» по договору, в рамках которого застрахованные по ДМС клиенты напрямую обращались в клинику. У страховщика была разработана медицинская программа: какие услуги врачи «Здоровой семьи» могут оказывать в рамках полиса. И получать одобрение у страховой в большинстве случаев не нужно. Клиника обслуживала клиентов и от других страховых компаний, но на таких условиях с ней работали всего две. Остальные требовали согласовывать с ними все медуслуги, прежде чем их оказать. Конечно, можно было бы попытаться противостоять «МедБесту», но он поставлял наибольшее количество клиентов. А риск того, что страховщик переведет их в другую клинику, был высок. Однако и соглашаться на эти условия было невыгодно. «Клиенты будут недовольны, — думал главврач. — У них есть выбор, и если они не получат то, что хотят, то просто уйдут к конкурентам, которые могут быть менее сговорчивыми со страховщиками».

Главврач решил пока оставить все как есть. Клиника работала по-прежнему, пока страховщик не провел дотошную проверку документации врачей. В результате проверки, как это бывает, были найдены мелкие нарушения заполнения и ведения карт, оспорена обоснованность назначений врачей. «Здоровью семьи» пришлось заплатить штрафы и вернуть оплату за надуманные, по мнению страховщика, направления. «Подумайте, Руслан Григорьевич, следующий шаг — врачи должны будут согласовывать все мало-мальски дорогие обследования», — заявил страховщик.

Руслан Новицкий не хотел ограничивать врачей в действиях и к тому же это грозило падением выручки и оттоком клиентов. Но и игнорировать требование страховщика было опасно. «Нужно найти выход: но какой?» — думал он.

Как поступить главврачу?

Ситуацию комментируют эксперты.

Комментарии экспертов

Александр Изак,

исполнительный директор сети клиник «Евромед»

ОПИСАННАЯ СИТУАЦИЯ вполне может сложиться в массовом сегменте ДМС, там, где полисы подешевле. У нас основная доля застрахованных — топ-менеджеры, руководители организаций: их медицинские полисы покрывают почти любые нужды, но и стоят дороже. Поэтому с проблемами, перечисленными в кейсе, мы не сталкиваемся.

Но если страховщик обслуживает, например, большой завод и прикрепляет всех, кто на нем трудится, к какому-то медцентру, тот может попытаться заработать побольше, исходя из количества оказанных медуслуг. По сути это будет обман страховщика. С другой стороны, думаю, много и таких клиентов, как Роман Савельев. Если у людей в компании есть соцпакет, то сейчас, когда нет уверенности в завтрашнем дне, они хотят проверить здоровье. Конечно, есть ряд тестов, позволяющих доктору удостовериться в правдивости слов пациента. Но если человек настаивает, что его что-то сильно беспокоит, и с точки зрения медицины это может быть симптомом серьезного заболевания, врач обязан проверить его жалобы в любом случае.

Что бы делал я в такой ситуации на месте главврача «Здоровой семьи»? Во-первых, надо понимать, что сейчас, в кризисное время, противостоять страховой компании абсолютно бесполезно. Поэтому придется пойти на уступки и выполнить все требования «МедБеста». Хочу отметить, что коррупционный сговор медцентра и страховщика против работодателей исключен. Конечно, раскручивать компании и организации на дорогие страховые пакеты, чтобы потом их утилизировать, теоретически возможно. Но это быстро вскрывается. И работодатель просто уйдет от такой страховой компании и от такого медцентра.

Единственная область, где я вижу возможности роста «Здоровой семьи», — это увеличение сервисной составляющей медуслуги. По сравнению с 2012 годом маржинальность частных медцент­ров сейчас действительно падает. Но и существенно увеличить цены на медуслуги не получается, так как на рынке сильная конкуренция. Безусловно, в таких условиях важно сокращать расходы, но строить бизнес только на этом — тупиковый путь. Главное для «Здоровой семьи» — увеличить поток клиентов. Их нужно завлекать, завлекать и еще раз завлекать.

Если мы улучшаем сервисную составляющую, то активизируем сарафанное радио. Простой пример: берете анализ крови у человека с утра натощак, клиент приезжает из дома голодный, а вы ему, как только он выйдет из кабинета, даете кусочек банана. Казалось бы — смешная мелочь, но клиенту это важно. Придя на работу, он, возможно, расскажет знакомым из соседнего отдела, что это замечательное место, и не исключено, что ко мне скоро придет кто-то из его коллег. Вторая важная составляющая для ДМС массового сегмента — работа отдела продаж с клиентами-организациями. Нужно подтянуть уровень менеджмента в этом звене, чтобы они чувствовали рынок. И, конечно, я бы увеличивал скорость выдачи лабораторных анализов, качество врачей, вежливость персонала — это все очевидные вещи, но их недооценивают на рынке.

Сейчас средний уровень медклиник исчезает. Есть те, кто работает как супермаркет — медсправки, осмотры и т. д. Они живы и будут жить дальше. Очень дорогой сегмент тоже почти не пострадал. Поэтому ситуация для «Здоровой семьи» на рынке самая сложная — из таких, как она, выживут те, кто постоянно ищет новые возможности и лавирует.

Аркадий Столпнер,
председатель правления Лечебно-диагностического центра МИБС имени С. М. Березина

ПЕРЕД ГЛАВНЫМ ВРАЧОМ стоит довольно сложная задача — договориться со страховой компанией так, чтобы сохранить доходы клиники.

Должен отметить, что в Петербурге, в отличие от Москвы, все приемы у докторов, назначения, обследования по полисам ДМС предварительно согласовываются со страховщиком. В таких условиях ситуация с Романом Савельевым вряд ли типична. Если же где-то подобные случаи повторяются систематически, то такая «гипердиагностика» рано или поздно неминуемо привлечет серьезное внимание страховщика. Он проведет тщательную проверку, которая может закончиться штрафными санкциями и разрывом договора.

Поэтому «Здоровой семье», во-первых, нужно отказаться от практики «раскрутки пациента» на дополнительные обследования. У нас в поликлинике, например, врачам запрещено так поступать. И врачей мы подобрали таких, которым подобное претит. Прибыльность это, конечно, понижает, но работает на репутацию клиники. Но если врач говорит мне, что есть основания для проведения дополнительных обследований, я ему верю и встаю на его сторону, даже если это грозит нанести ущерб отношениям со страховой. Врачу нельзя приказывать — я это всегда исповедую.

Руслану Новицкому разумно было бы пойти на то, чтобы согласовывать с «МедБестом» дорогостоящие услуги (если речь идет об обслуживании застрахованных по какой-то программе). Либо подписать с ним дополнительное соглашение о «среднем чеке» на каждого пациента.

Конечно, сейчас все больше людей, которые хотели бы проходить профилактические обследования. Но страховой компании это невыгодно. Более того, делать это по страховке не очень выгодно и самим клиникам, ведь подобные проверки, если они основаны на международны­­х стандартах, не слишком дороги и их маржинальность невелика. Например, «честный» check-up по онкологии достаточно дешевый. Лишь в очень редких случаях для отдельных групп риска профилактическая проверка будет включать в себя исследования стоимостью десятки тысяч рублей. Конечно, клиники пытаются эксплуатировать страх людей заболеть раком. Или расширяют стандарты для check-up, чтобы увеличить сумму среднего чека по ним. Это все будет приносить прибыль, но не вполне честно.

Главврачу «Здоровой семьи» остается по большому счету только ждать, когда улучшится экономическая ситуация в стране. Возможно, стоит попробовать поработать с компаниями, у которых есть госфинансирование. Рынок частной медицины сильно просел, так как платежеспособный спрос на качественную медицину катастрофически упал. Поэтому частные клиники участвуют в финансируемой из бюджета программе ОМС, хотя тарифы в этой системе зачастую экономически не оправданны. Но так хоть какие-то деньги можно получить. Ведь многие частные медцентры закрываются, а те, что открылись, очень долго не могут выйти даже на операционную безубыточность, хотя и сообщают о большой выручке. У нас в компании, например, прибыль упала до 10—12% в год без учета отчислений на амортизацию. И если такая ситуация продлится еще несколько лет, то наше мед­оборудование исчерпает ресурс. А новое покупать будет не на что. И тогда даже самые успешные медцентры будут отброшены в прошлое.