4 вопроса для основателей стартапа | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 вопроса для
основателей стартапа

Стартапы нельзя оценивать по параметрам традиционного бизнеса, существующего много лет.

Автор: Виниит Найар

4 вопроса для основателей стартапа

читайте также

Губернаторы или силовики: кто влияет на бизнес-климат

«Harvard Business Review — Россия» №128: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Продажа основного бизнеса Yahoo — это только начало

Бен Гомес-Кассерес

«Мы постоянно принимаем участие в таких тестах, сами того не осознавая»

Эми Галло

Предприниматели — спасательный круг любой экономики, в особенности основатели быстрорастущих стартапов, благодаря которым появляются новые рабочие места. Тем печальнее, что в США отнюдь не наблюдается стремительного роста новых компаний (как показывают некоторые свежие исследования). И это несмотря на то, что рецессия на Западе подходит к концу.

Для меня, ментора многих стартапов, подобное положение вещей — тревожный признак, и я хотел бы поговорить об одной причине этого явления, на которую слишком редко обращают внимание: удушение таблицами. Я постоянно слышу от учредителей новых фирм: как только в дело входят управляющие фондами, они принимаются контролировать финансовые потоки, выстраивать бюджеты, планировать прибыль, анализировать риски, строить финансовые модели и так далее до бесконечности.

Стартапы нельзя оценивать по параметрам традиционного бизнеса, существующего много лет. Разумеется, пристальный контроль нужен и стартапам, но, по моему опыту, можно контролировать без жесткого учета множества параметров. Достаточно, чтобы руководитель стартапа мог в любой момент внятно ответить на четыре простых вопроса.

Во-первых, какую конкретно проблему вы беретесь решить? Недостаточно предложить новый товар или услугу, сколь бы блистательной ни была ваша инновация сама по себе. Лакмусовая бумажка: вы сумели выявить уникальную проблему или же нашли уникальное решение уже известной проблемы.

Во-вторых, кто захочет платить за ваш товар или вашу услугу? Нужно с полной ясностью определить потенциального клиента. Как только определите целевую аудиторию, задайте вопрос: что они хотят купить. Это важно, а не что вы хотите продать. Насколько ценна для этой группы клиентов та изюминка, отличающая ваш товар от конкурентов? По какой причине они захотят платить за ваши услуги?

Читайте материал по теме: Успешный стартап: не в деньгах счастье

В-третьих, кто вам нужен в команде? Надо понять, почему вы берете в команду этого конкретного человека, обладает ли он необходимыми ключевыми навыками, а также сумеете ли вы сработаться, совпадают ли его жизненные цели и задачи с вашими.

И наконец, ради чего вы все это затеяли? Вы строите свой стартап надолго, вы хотите его перепродать, вам интересно решить сложную проблему? Необходимо разглядеть эту движущую пружину, потому что ею определяется и отпущенный стартапу срок, и насущные ресурсы, и параметры успеха.

Я не утверждаю, что инвесторов следует рассматривать только как источник финансирования и ни в коем случае не подпускать к проекту. Эти люди помогают предпринимателям своими советами достичь успеха Ведь благодаря им те могут увидеть себя в определенном контексте, поставить под вопрос казавшиеся идеальными и незыблемыми концепции. Главное, чтобы они не уничтожили «душу», оригинальную суть стартапа.

И еще одно предупреждение напоследок: разумеется, цель инвестора — заработать деньги, но это не всегда совпадает с миссией основателя компании. Как подчеркивает Кевин Лоу, финансовый директор AngelList: «Бизнес-модель должна обслуживать миссию, а не миссия — бизнес-модель». Мудрый инвестор помнит об этом и старается соблюдать баланс между двумя основными целями.

Читайте по теме: