Осознанность как инструмент стратегии | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Осознанность как
инструмент стратегии

Как техники осознанности помогают планировать будущее компаниям и не только

Автор: Джим Батчер

Осознанность как инструмент стратегии
Фото: KWANCHAI LERTTANAPUNYAPORN / EYEEM/GETTY IMAGES

читайте также

Почему мы выбираем лидеров, которые сулят нам золотые горы

Джанпьеро Петрильери

Что нужно миру для перехода на цифровые валюты

Марко Ди Маджо,  Николас Платиас

24 марта 2015 года состоялась первая совместная встреча профессиональных Клубов «Harvard Business Review — Россия»

Структура мотивации

Дмитрий Жуков

Осознанность сегодня рассматривается как ключевой навык в бизнесе. Практики медитации способны успокаивать разум, расслаблять тело, повышать стрессоустойчивость и даже улучшать понимание ситуации. Изучение осознанности, которая часто определяется как внимательность, непреднамеренная и целенаправленная, — часть креативной и здоровой культуры в компаниях по всему миру.

Осознанность может казаться довольно новым явлением, но это не так. Впервые она повлияла на бизнес несколько десятилетий тому назад через развитие несомненно «твердого» навыка, которым обязательно должны овладеть руководители, — стратегического планирования. Современные лидеры поступят мудро, если извлекут урок из прошлого и будут рассматривать стратегическое планирование и осознанность вместе. Но прежде чем объяснить, почему нужно так делать, обратимся ненадолго к истории.

Пьер Вак, работавший в 1970-x годах главой отдела группового планирования в нефтегазовой компании Royal Dutch Shell, изучал медитацию с наставниками в Азии, а затем со знаменитым мистиком XX столетия Гурджиевым в Париже. Вак воспринимал мир не так, как его коллеги в энергетическом бизнесе. Благодаря своей уникальной точке зрения он создал сценарное планирование — широко используемую практику стратегического планирования, которая теперь затрагивает все отрасли. Сотрудничая с Harvard Business Review, в 1985 году Вак написал две новаторские статьи о компании Shell и сценарном планировании.

В книге «Эпоха еретиков» ее автор Арт Клейнер писал, что Вак «всю жизнь был поглощен искусством ''видения'', как он это называл». В понимании Вака видеть — это не просто воспринимать элемент окружающей среды, но видеть «сквозь него» с полной осознанностью. Он считал, что для хорошего планирования требуется «тренировать разум».