Как действовать бизнесу в эпоху экосистем | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как действовать бизнесу в
эпоху экосистем

Что нужно изменить в теории и практике менеджмента XXI века

Автор: Рихард Штрауб

Как действовать бизнесу в эпоху экосистем

читайте также

В поисках идей: майский выпуск

«Важно все, с чем сталкивается человек, придя в магазин»

HBR — Россия

Смена бизнес-команды. Синдром мародера

Лариса Иршинская

Кредо корпоративного фольклориста

Патти Санчес

Деловой мир беспрестанно говорит об экосистемах. Согласно докладу Всемирного экономического форума 2019 года, появившиеся в результате развития цифровых технологий экосистемы вызывают неподдельный энтузиазм. Основное внимание в докладе было сфокусировано на макроэкономических последствиях. Например, согласно исследованиям консалтинговой компании McKinsey, к 2025 году более 30% мировой экономической активности может быть обеспечено цифровыми платформами. Однако вопросу о том, что означает эпоха экосистем для менеджмента на практике, пока уделяют гораздо меньше внимания.

Бизнес-экосистемы гораздо сложнее линейных цепочек поставок. Они представляют собой группы компаний и других участников (провайдеров платформ, правительственных учреждений, независимых подрядчиков, клиентов-соавторов и т.д.), каждый из которых вносит свой вклад в создание стоимости. Идея состоит в том, что каждая из сторон сможет преуспеть, если увидит целостную картину коллективных усилий.

В то время как метафора «экосистема» и связанный с ней лексикон уже прочно вошли в деловые круги, информации о том, как управленческие подходы и методы должны измениться в ответ на новые реалии, почти нет. Какие стили руководства будут эффективны, чтобы скоординировать всех участников системы и управлять ею? Какие новые структуры, инструменты и процессы понадобятся руководителям для обеспечения более масштабной синхронизации и поддержания прогресса?

Из исследований и практики начинают появляться доказательства того, что менеджеры, которые корректируют свои подходы в соответствии с миром экосистем, могут лучше преуспеть в новых реалиях. Взгляните на Чжан Жуйминя, который стоит за стремительным ростом производителя бытовой техники Haier. В прошлом году на Глобальном форуме имени Питера Друкера он описал адаптацию компании к мышлению с позиций экосистем. С внешней стороны по мере того, как компания приобретает опыт работы с «интернетом вещей», становится ясно, насколько изменились ее возможности и сферы ответственности благодаря прямой связи с потребителями. С внутренней стороны новое мировоззрение радикально реструктурировало компанию в сотни предпринимательских ячеек — в экосистему целевых подразделений, которые создают основу для общей инфраструктуры платформы. И это не просто красивые образы: новый взгляд на экосистемы нужно было донести до самого ядра бизнеса Haier — производства, управления эффективностью и финансового контроля компании. «Это особенно важно для XXI века, — подчеркивает Чжан Жуйминь. — С помощью экосистемы мы создаем ценность».

Пока Haier и другие компании приобретают опыт управления экосистемами, консультанты и теоретики менеджмента начинают находить некоторые закономерности. Например, исследование консалтинговой компании Boston Consulting Group делает акцент на том, что руководители должны превратиться из высокопоставленных лиц, которым доверили управление организацией, во влиятельных «дирижеров». В условиях, когда руководители не могут единолично реализовать свои формальные властные полномочия, а коллективные триумфы гораздо важнее индивидуальных достижений, менеджеры должны оттачивать свою способность объединять сообщества и вдохновлять на согласованные действия.

На фоне всех метафор и разговоров об экосистемах в бизнесе некоторые специалисты задают вопрос: действительно ли это так ново? Разве компании не всегда были встроены в более крупные системы и при этом внутри представляли собой сети? Системное мышление в управлении, впервые предложенное Хансом Ульрихом, Питером Гомесом и Фредмундом Маликом в Университете Санкт-Галлена (и Джеем Форрестером, Расселом Акоффом и Питером Сенге в Америке), уже давно стало частью обязательной программы во всех бизнес-школах. Действительно, несколько десятилетий назад Питер Друкер изучал работу организаций, их влияние на общество и интеграцию с ним и для того, чтобы описать характер своей работы, придумал термин «социальная экология».

Теперь благодаря технологиям мы больше связаны друг с другом и как никогда прежде окружены всевозможными данными. В современном мире сетевого программного обеспечения, массивов данных, аналитики и искусственного интеллекта менеджеры просто не могут продолжать использовать отточенную годами модель фирмы просто из-за того, что им так удобнее ею управлять. Теперь, когда деятельность разных компаний настолько переплетена и успехи компаний настолько взаимосвязаны, старые инструменты и методы больше не работают.

Чтобы добиться успеха в эпоху платформ и партнерств, менеджерам необходимо изменить управленческую практику на многих уровнях. А с новыми практиками управления экосистемами должна прийти новая теория управления, также переориентированная на более масштабное представление многоуровневой системы. Как практикам, так и теоретикам можно начать с отказа от старых механистических моделей, связанных с ресурсами, процессами и результатами. Необходимо более динамично, органично и эволюционно взглянуть на возможности организаций для роста и развития.

А пока мы все работаем над тем, чтобы разглядеть перспективы новой нормы, нам также предстоит предугадать и подготовиться к встрече с ее обратной стороной. «Экосистема» — это слово с положительными коннотациями, как зеленый сад, разрастающийся в силу самоподдерживающихся природных процессов. Но в действительности не все так радужно. Более взаимосвязанные сети приносят новую динамику и непредвиденные последствия, такие как внезапные обвалы, которые потрясли финансовые рынки с высоким уровнем использования цифровых технологий, и единолично занятые рынки, которые появились в результате сетевого эффекта и роста прибыли за счет увеличения масштабов бизнеса, и породили современные монополии.

Когда многие игроки сходятся во взглядах на определенном стандарте, платформе или видении будущего, но ни один из них сам по себе не обладает достаточной силой для внесения изменений, в результате может появиться глубоко порочная система, устойчивая к корректировкам извне. Взгляните на сопротивление фондовых рынков, препятствующее долгосрочному, а не краткосрочному созданию стоимости. Если стратегически мыслящий игрок, находясь в системе, не может пойти в неожиданном направлении и выжить, высокоэффективные инновации становятся гораздо более редкими.

Экономика, и в частности капиталистическая экономика, процветает не только тогда, когда у нее есть правильные инструменты, но и когда у нее есть хорошие правила. Преобразование правил для эпохи экосистем должно стать приоритетом для каждой группы, которая сама по себе является экосистемой — ученых, консультантов, регуляторов и, конечно, менеджеров, чья работа и формирует сферу управления. Мы вместе должны найти способы борьбы с обратной стороной тесной взаимосвязанности и определить ее потенциал для инноваций и создания стоимости. Будущее экосистем будет таким, каким мы его вместе создадим.

Об авторе. Рихард Штрауб (Richard Straub) — эксперт в сфере менеджмента, после 32-летней карьеры в IBM основал некоммерческое общество имени Питера Друкера, стратегический консультант в IBM Global Education.