Как бизнесу пережить катастрофу | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как бизнесу
пережить катастрофу

Уроки землетрясения в Мексике

Автор: Иветт Мучаррас-и-Кано

Как бизнесу пережить катастрофу
Иллюстрация: Richard Drury/Getty Images

читайте также

Плантаторы — пионеры менеджмента?

Розенталь Кейтлин

#MeToo: неожиданный вред

Что нужно знать про историю России ХХ века?

Мариэтта Чудакова

Разберитесь с несносными начальниками

Манфред Кетс де Врис

19 сентября 2017 года мексиканская столица Мехико содрогнулась от мощного землетрясения, которое унесло жизни 370 человек. Тысячи горожан получили ранения, десятки зданий оказались разрушены. На какое-то время весь город замер, коммерческая деятельность приостановилась — все усилия были брошены на спасение пострадавших. После этого события развивались любопытным образом: одним компаниям удалось довольно быстро вернуться к работе, в то время как другие восстанавливались слишком медленно — или вообще не смогли оправиться от удара и закрылись.

Землетрясение 2017 года естественным путем создало экспериментальные условия для изучения крайне важного, но не всегда очевидного свойства надежного бизнеса — организационной устойчивости. Через два года после землетрясения я собрала руководителей, чьи компании пережили катастрофу и продолжили работу: мне хотелось понять, что отличает эти организации от всех прочих. Ответы руководителей, как оказалось, вполне подтверждали одну из ведущих теорий организационной устойчивости. Согласно этой теории, жизнеспособность компании формируется в ходе трех последовательных этапов: упреждения, преодоления и приспособления.

Упреждение

Первый шаг к организационной устойчивости — определение рисков, с которыми может столкнуться компания, на основе опыта и данных, собранных в ходе оценки рисков. Устойчивые организации разрабатывают протоколы действий в экстренной ситуации, обеспечивают возможность непрерывной работы, предусматривают финансирование и распределяют человеческие ресурсы, готовят технологии и инфраструктуру для того, чтобы с минимальными потерями выйти из маловероятной, но потенциально катастрофической ситуации. Например, консалтинговой фирме, потерявшей в результате стихийного бедствия свое здание в центре города, удалось обойтись без человеческих жертв, потому что у нее были заранее разработаны процедуры защиты клиентов и сотрудников и протоколы поведения в экстремальной ситуации, так что во время землетрясения все знали, что делать, и быстро эвакуировались. Кроме того, организация была застрахована на случай стихийного бедствия, поэтому почти сразу получила страховую выплату и через несколько недель въехала в новый офис.

Среди конкретных шагов, которые предприняли опрошенные компании для заблаговременной подготовки к непредвиденным бедствиям, можно выделить следующие.