читайте также
Сейчас почти каждой организации приходится преодолевать серьезные стратегические сложности. Многим компаниям нужно переосмыслить свою цель, идентичность, стратегию, бизнес-модель и структуру. Большинство попыток трансформации окажутся неудачными. Большая часть организаций не достигнет цели не потому, что в их стратегиях есть изъяны, а потому что они не могут воплощать свои стратегии в жизнь.
Пандемия COVID-19, несомненно, стала для организаций всех видов самой большой угрозой за сто с лишним лет. Лидерам придется переосмыслить свои стратегии и ценности в контексте «новой нормы», к которой мы идем сегодня. Для этого фирмам придется основательно трансформировать свои системы организации и управления процессами и людьми. Необходимо создать условия для движения в новом направлении, и сделать это нужно быстро. Во время кризиса скорость жизненно важна.
Мой опыт участия в корпоративных трансформациях и их изучения показывает, что такого рода неудачи обусловлены шестью взаимосвязанными причинами, которые я называю скрытыми барьерами. Руководители компаний часто не знают — и иногда не хотят знать — о скрытых барьерах, препятствующих трансформации. Люди не говорят о них, так как боятся, что это повредит их карьере или даже приведет к увольнению (вспомните Boeing, Wells Fargo, Volkswagen и многие другие компании). Это, в свою очередь, мешает высшему руководству предприятий узнать о проблемах и устранить их.
Чтобы пережить эту пандемию, лидерам нужно увидеть истинное положение дел в их конкурентной нише и понять, какие скрытые барьеры делают их организации неэффективными. Давайте рассмотрим эти шесть барьеров.
Скрытый барьер №1: неясные цели и конфликтующие приоритеты
Часто проблемы вызывает не сама стратегия, а процесс ее выработки или отсутствие такого процесса. В этих случаях стратегия часто разрабатывается высшим руководителем при участии директора по стратегии или маркетингу и только потом выносится на обсуждение с остальными менеджерами высшего звена. Если вся управленческая команда не вовлечена в разработку стратегии, то ясное понимание целей и вовлеченность обеспечить невозможно.
На пути вашей организации возник этот барьер, если вы замечаете хотя бы один из этих признаков:
Отсутствие четких и ясно сформулированных целей (стратегии и ценностей), которые определяли бы поведение организации.
Противоречащие друг другу цели, конфликты из-за ресурсов, невыполнение стратегии в связи с тем, что функциональные и коммерческие подразделения действуют в соответствии с собственными приоритетами.
Люди ощущают перегрузку, потому что все задачи преподносятся как первостепенные.
Скрытый барьер №2: неэффективное высшее звено
О неэффективной работе высшего руководства сообщали менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники почти всех организаций, которые мы изучали. Чаще всего эта неэффективность обусловлена тем, что в руководстве нет единства относительно стратегии и ценностей организации. В результате на всех уровнях корпоративной структуры снижается уровень доверия, ослабевает лояльность к стратегическим решениям и формируются разные и даже иногда противоречащие друг другу представления о том, в чем вообще заключается стратегия компании. Во всех этих случаях не была решена основополагающая задача: не были созданы условия для того, чтобы каждый менеджер высшего звена своевременно искренне и конструктивно высказался по всем необходимым вопросам.
На пути вашей организации возник этот барьер, если вы замечаете в поведении ваших менеджеров высшего звена хотя бы один из этих признаков:
На совещаниях больше всего времени занимает обмен информацией и обсуждение оперативных рабочих вопросов (про такие совещания еще говорят «смерть от PowerPoint»). Сложные стратегические и организационные проблемы не затрагиваются и не решаются.
На совещаниях не происходит конструктивных конфликтов. По-настоящему решения принимаются за стенами переговорных.
Менеджеры высшего звена расходятся во мнениях относительно стратегии и приоритетов компании.
Скрытый барьер №3: неэффективные стили управления
Есть два неэффективных стиля управления: иерархический подход, препятствующий достаточно глубокой вовлеченности членов управленческой команды, и попустительский, антиконфронтационный стиль. Мы обнаружили, что обусловлены оба указанных подхода личной нетерпимостью руководителя к конфликтам или отсутствием четкого процесса конструктивных споров и их ведения до выработки решения (другими словами, процесса принятия решений). В результате руководитель не узнает мнения менеджеров высшего звена и сотрудников, находящихся на более низких уровнях корпоративной иерархии, о том, что не работает и почему.
На пути вашей организации возник этот барьер, если вы замечаете хотя бы один из перечисленных признаков:
Руководитель не ориентируется в практических вопросах и не сотрудничает ни с кем, кроме своих непосредственных подчиненных.
Руководитель не появляется перед коллективом. Он относительно мало времени уделяет освещению общей стратегии компании или направления, в котором она движется, и редко привлекает подчиненных к конструктивному обсуждению разногласий для поиска компромисса между различными точками зрения.
Руководитель не встречается с проблемами или людьми лицом к лицу, чтобы разрешить даже самые серьезные конфликты.
Скрытый барьер №4: плохая координация
Координировать деятельность самодостаточных подразделений — функциональных, коммерческих, территориальных — на корпоративном уровне, необходимом для эффективного исполнения стратегии, всегда сложно. Неэффективные управленческие команды, в которых каждый защищает свои вотчины, не могут договориться о том, как реорганизовать и трансформировать культуру компании, чтобы преодолеть естественным образом возникающие препятствия, мешающие координации и сотрудничеству. Когда есть противоречия, это означает, что межфункциональная структура для интеграции значимых направлений работы отсутствует или нарушена. Отсутствие честного, коллективного, публичного обсуждения этих искажений не дает организации осознать и устранить их.
На пути вашей организации возник этот барьер, если вы замечаете хотя бы один из перечисленных признаков:
Проекты с участием нескольких функциональных, коммерческих или территориальных подразделений вызывают большие сложности, часто вопреки хорошим личным отношениям.
Работа в горизонтальных межфункциональных командах понимается как второстепенная в сравнении с достижением внутренних целей подразделения (функционального, коммерческого или территориального).
Неясно, какие у каждого подразделения (функционального, коммерческого или территориального) роли, обязанности и полномочия в принятии решений.
Скрытый барьер №5: отсутствие адекватного обучения и развития руководящих сотрудников
Исследования показывают, что развитие руководителей происходит не через тренинги, а через выполнение сложных новых задач. Для этого их начальству необходимо ради общего блага отпускать своих перспективных сотрудников в другие подразделения, чтобы те развивались. Если это не происходит регулярно и естественным образом, причина в трех скрытых барьерах, которые мы уже обсуждали: неэффективное высшее звено (№2) в раздробленной, состоящей из «вотчин» (№4) организации не способно понять главные объединяющие ее ценности, определить, что требуется от менеджмента (№1), и создать систему управления развитием сотрудников через привлечение их к задачам смежных и межфункциональных направлений для повышения общего уровня управленческого ресурса.
На пути вашей организации возник этот барьер, если вы замечаете хотя бы один из перечисленных признаков:
Если нужно сделать что-то важное, всегда предлагаются одни и те же кандидатуры.
Практически нет возможностей для развития менеджеров высшего и среднего звена.
Менеджеры высшего звена не проводят регулярную аттестацию руководящих сотрудников и не предлагают карьерные решения, способствующие развитию общего управленческого ресурса.
Скрытый барьер №6: неэффективная вертикальная коммуникация
Отсутствие адекватной системы вертикальных коммуникаций превращает общение руководства с подчиненными в игру «испорченный телефон». Необходимые сведения о стратегии организации и ее ценностях не доходят от высшего звена до нижних уровней иерархии, а информация о том, что мешает их реализации, не доходит от нижних уровней иерархии до высшего звена. Вместо продуктивных переговоров получается недоразумение.
На пути вашей организации возник этот барьер, если вы замечаете хотя бы один из перечисленных признаков:
В компании мало каналов для восходящей коммуникации, позволяющих менеджерам среднего звена и рядовым сотрудникам открыто и публично общаться с высшим руководством в безопасной обстановке.
Открытое, публичное обсуждение сложных проблем не вписывается в организационную культуру.
Высшее руководство редко спрашивает сотрудников, находящихся на более низких уровнях корпоративной иерархии, о проблемах, препятствующих эффективности компании, и способах решения этих проблем, или не делает этого никогда.
Неспособность устранить пять первых скрытых барьеров и создать условия для честных переговоров о них между высшим руководством и более низкими уровнями корпоративной иерархии делают невозможной их трансформацию в преимущества, нужные вашей организации, чтобы пережить кризис, вызванный COVID-19.
Начните с оценки. Если вы узнали вашу организацию в описании всех или большинства скрытых барьеров, она, возможно, испытывает трудности с какой-то важной трансформацией. Если для нее справедлива большая часть признаков, перечисленных для какого-то из скрытых барьеров, именно этот конкретный барьер особенно сильно препятствует эффективности и маневренности вашей организации.
Об авторе
Майкл Бир (Michael Beer) — почетный профессор делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, сооснователь TruePoint Partners, автор 12 книг. Последняя из них называется «Fit to Compete: Why Honest Conversations About Your Company’s Capabilities Are the Key to a Winning Strategy» (Harvard Business Review Press, 2020).