«Дурацкие» круги | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


«Дурацкие» круги

Автор: Гардинер Морс

читайте также

«Маркетинг территорий — это драка за ресурсы»

Юлия Фуколова

Кризис с умом

Юлия Фуколова

Uber в поле

Михаил Мезенцев

В поисках идей: сентябрьский выпуск

Самый сомнительный бизнес-план может выглядеть серьезным и даже изящным, если его представить в виде замкнутого круга: «Вот смотрите: мы инвестируем прибыль в инновации, создаем прекрасные продукты, которые будут покупать потребители, а это будет создавать прибыль, которую мы будем инвестировать в инновации!» Ну можно ли с этим спорить? Действительно, привлекательность самоукрепляющихся систем настолько очевидна, что бизнесмены стремятся, быть может не сознавая этого, описывать свою стратегию как цикл, волшебным образом подпитывающий сам себя. Те же, для кого предназначены бизнес-планы, привыкли к броским и понятным графикам, которые не могут передавать нюансы. В общем, нет ничего удивительного в том, что деловые тексты пестрят кружочками и стрелочками, и картинки эти слишком часто оказываются бессмысленными или откровенно обманчивыми.

Хотя вам наверняка попадались миллионы таких схем, едва ли вы много над ними размышляли. А все потому, что они, как и оптические иллюзии, эксплуатируют ожидания человека и заставляют его видеть не то, что есть на самом деле. Если одна стрелка подходит к другой, то вы, конечно же, сделаете вывод, что соответствующие этапы следуют друг за другом. Но внимательнее изучив все эти диаграммы, вы с удивлением обнаружите, что многого раньше не замечали.

Вот несколько примеров.

Первый рисунок — он взят с вебсайта международной бухгалтерской фирмы — показывает, какие консалтинговые услуги фирма предоставляет компаниям, управляемым владельцами. На рисунке показана «фаза зрелости», за которой почему-то следует «фаза концепции/создания». Клиентам этой компании стоит хорошенько подумать, хотят ли они, чтобы их водили по кругу. (Справедливости ради надо отметить, что недостатки приводимых здесь примеров несколько преувеличены: если бы рядом находился специалист, он, вероятно, смог бы объяснить, как понимать все эти картинки.)

А вот как бостонская программистская компания любезно иллюстрирует стадии жизненного цикла своей системы управления приложениями. Если верить схеме, то вопреки логике за прекращением работы программы следует новая ее установка. Такая модель может показаться вполне разумной с точки зрения консалтинговой фирмы: когда проект клиента заканчивается, за ним идет следующий. Но если вы привыкли считать свои деньги, то, наверное, предпочтете, чтобы завершенные проекты на самом деле прекращались.

Следующая картинка изображает работу одной канадской компании, занимающейся системами управления контентом, но похожа скорее на трюк фокусника. Вращающиеся в разных направлениях круги (причем на одном из них за «публикацией» почему-то следует «поиск») связаны стрелками, которые исходят неизвестно откуда и направлены неизвестно куда. Возможно, цель этой диаграммы — представить перспективы столь головокружительными, чтобы у читателей возникло желание получить дополнительную информацию.

А вот это симпатичное солнышко, сияющее на сайте организации, пропагандирующей альтернативные источники энергии, демонстрирует любопытную интерпретацию теории спроса и предложения: по мере роста предложения растет спрос. Получается такой замкнутый и самоукрепляющийся круг. Если эти ребята правы, то все остальные неверно выбрали свой бизнес.

Между тем можно только похвалить автора следующей обезоруживающе честной схемы, иллюстрирующей деятельность американской инженерной компании, работающей в области безопасности. Когда художник рисовал эту схему, он отказался от «кругового» мышления и резонно решил, что разработка систем безопасности — не всегда замкнутый круг. Таким образом, для «постоянного улучшения» вовсе не обязательно после «пересмотра управления» заниматься «стратегией и политикой».

Отказавшись от «циклического» мышления, автор схемы подал пример всем тем, кто бездумно идет на поводу у этой концепции. Так что, подготавливая иллюстрацию для очередной презентации, обязательно задайте себе вопрос, действительно ли описываемые вами процессы работают так, как вы говорите. Когда же вам в качестве аргумента предложат «дурацкий» круг, постарайтесь найти в нем несообразность и не стесняйтесь продемонстрировать ее. Чуть больше линейного мышления пойдет всем нам на пользу.