читайте также
Всем известно, что снижение издержек — навязчивая идея сетевого ритейлера Wal-Mart, проявляющаяся в частности в жестком ограничении зарплат и льгот сотрудников. Конечно, строгий контроль затрат на персонал — нормальный подход в бизнесе. Но в долгосрочной перспективе скупость в оплате труда совсем не обязательно снизит расходы компании.
Сравним принадлежащую Wal-Mart компанию Sam’s Club с ее конкурентом в сфере дешевых продуктов Costco. У Costco 338 филиалов и 67,6 тысячи сотрудников, и она лидирует среди розничных складов-магазинов США; на эту компанию приходится около 50% рынка. Sam’s Club (551 филиал, 110,2 тысячи сотрудников в США) находится на втором месте — около 40% рынка.
И хотя эти компании — прямые конкуренты и во многом схожи, они проводят разную политику в отношении зарплат и соцпакетов. Costco платит в среднем $17 в час. Wal-Mart не разглашает почасовые ставки в Sam’s Club, зато известно, что в среднем работник Wal-Mart получает $10,11 в час, и ряд источников указывают, что и в Sam’s Club зарплаты такие же.
В 2005 году Стивен Гринхаус в своей статье в New York Times написал, что средняя ставка Sam’s Club ($9,86 в час) на 42% ниже, чем в Costco. Наш опрос десяти сотрудников Sam’s Club в Сан-Франциско и Денвере показал, что почасовая оплата в этой компании составляет около $10, а по данным Венди Зеллер и Стенли Холмса, опубликованным в 2004 году в BusinessWeek, — $11,52.
Что касается социального пакета, выяснилось, что медицинская страховка есть у 82% сотрудников Costco, а в Wal-Mart — меньше чем у половины персонала. Работники Costco платят всего 8% страховой премии, а в Wal-Mart из зарплаты удерживается 33%. В Costco 99% сотрудников имеют личный пенсионный счет, на который в среднем компания ежегодно вносит по $1330. Sam’s Club заботится о пенсии только 64% персонала, при этом средний годовой взнос компании в пенсионные накопления в пересчете на одного сотрудника — всего $747.
Очевидно, затраты на персонал у Costco довольно высоки, и тем не менее их политика приводит к снижению расходов за счет крайне низкой текучести кадров: 17% в год от общей численности персонала и всего
6% — среди сотрудников, проработавших больше года. Напротив, у Wal-Mart этот показатель близок к среднему по отрасли — 44% в год. Посчитано, что на замену высоко- или среднеква-лифицированного сотрудника тратится сумма, в 1,5—2,5 раза превышающая его годовую зарплату (не считая издержек от снижения производительности). Прикинем, во что обходится текучесть кадров каждой компании. Допустим, что замена малоквалифицированного работника в Costco или Sam’s Club обходится компании в 60% от его годовой зарплаты — такая цифра явно не будет завышенной. Исходя из нашей прикидки, расходы на замену сотрудника в Costco составляют приблизительно $21 216, а в Sam’s Club — $12 617. На первый взгляд может показаться, что вторая компания теряет меньше денег на наборе персонала. Но если исходить из того, что уровень текучести кадров в Sam’s Club такой же, как в целом по Wal-Mart, мы поймем, что от этого ритейлера в год уходит в два с лишним раза больше людей, чем от Costco. Таким образом, общие годовые издержки, вызванные текучестью кадров, в Costco достигают $244 млн, а в Sam’s Club — $612 млн, а в пересчете на одного сотрудника соответственно $3628 и $5274.
За свои щедрые зарплаты и льготы Costco получает надежный, преданный и эффективный персонал. Здесь (и вряд ли это совпадение) самый низкий показатель воровства сотрудников. В 2005 году объем продаж
в США у Sam’s Club составил $37 млрд, а у Costco — $43 млрд, при штатной численности Costco на 38% ниже, чем у конкурента; отчасти высокий доход обусловлен тем, что эта компания нацелена на более состоятельных покупателей и продает товары более высокого класса. Операционная прибыль Costco в США составила $21 805 на одного сотрудника, в то время как тот же показатель Sam’s Club — $11 615. Стабильная и производительная рабочая сила Costco более чем оправдывает более высокие затраты на нее.
Эти расчеты опровергают общепринятое мнение о том, что затраты на персонал всецело определяются оплатой труда. Подход Costco доказывает: в соревновании за снижение издержек в итоге побеждает вовсе не тот, кто до предела снижает почасовую ставку и социальные выплаты.